ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Всеобщее управление качеством является философией, которая может и должна быть положена в основу любой деятельности для постоянного улучшения всех процессов организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).

Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в серии международных стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг. Не исключение - сфера образования.

1. Актуальность темы

О важности роли образования в современной жизни убедительно свидетельствует то, что в сентябре 2000 года главы государств и правительств 189 стран (в том числе и Украины) приняли Декларацию тысячелетия ООН, в которой определены глобальные Цели развития тысячелетия (ЦРТ) до 2015 года. Среди восьми определенных целей второй названо обеспечение образованием[1].Эту цель Украина сформулировала так: «Обеспечение качественного образования в течение жизни».

Мировая практика показывает, что реализация подобной задачи обычно гарантируется наличием в организации системы менеджмента качества (СМК), которая должна соответствовать принципам Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM).

2. Цель и задачи исследования

Основной задачей данной работы является нахождение путей повышения эффективности и результативности образовательной услуги в Украине на основе требований международных стандартов ISO 9000.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Важности получения качественного высшего образования для экономики страны посвящена статья Ю.Витренко «Если мы такие образованные, то почему такие бедные?». [1] В статье С.Аксеновой рассмотрена проблема непризнания украинского диплома за рубежом [2]. О современном состоянии украинского образования пишет в своей статье И.Ликарчук [3], где приходит к выводу о том, что украинское образование находится в состоянии коллапса.

В ближайшее десятилетие одной из стратегических целей вузов становится разработка эффективных СМК. При этом со стороны органов государственного надзора в области образования требуется выработка согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов, на основании которых будет осуществляться оценка эффективности этих систем.

На сегодняшний день стандартов системы качества в сфере образования, разработанных на основе международных стандартов ИСО серии 9000, существует не так много. Международным стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Этот международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 - International Workshop Agreement), прошедшей в 2002 году в Мексике. Первая редакция стандарта (IWA 2:2003) была принята в 2003 году. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит в себе каких-либо дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и даны пояснения, связанные с управлением качеством образовательной услуги.

Разработка и применение IWA 2 направлено на достижение следующих результатов:

  1. стандартизировать процедуры профессионального образования;
  2. обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;
  3. гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;
  4. гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, не предназначен для оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Помимо международного стандарта ISO/IWA 2 в ряде стран разработаны и приняты национальные стандарты системы менеджмента качества в образовании. Некоторые из них представлены ниже:

ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003 г.

HB 90.7-2000 – «Education and Training Guide to ISO 9001:2000» - Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. – Национальный стандарт Австралии. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2000 даются в терминах понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.

ASQ Z1.11-2002 – «Quality assurance standards - Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions» - Стандарты обеспечения качества – Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 в образовательных и обучающих организациях. – Стандарт США, заменивший собой первую редакция стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:1996). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001-2000 (американский аналог международного стандарта ISO 9001:2000) в образовательных учреждениях.

Esquema 1 IRAM 30000 – «Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion» – Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании. – Стандарт Аргентины в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах применяемых в образовании.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area» - Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути [2].

4.Изложение основного материала

4.1 Системные основы оценки качества образования

Системные основы оценки качества образования предполагают рассмотрение образовательного процесса "как системы", на "вход" которой поступает "исходный материал" и внешние ресурсы, преобразуемые в процессе образовательной деятельности в "конечный продукт" образовательной системы.

Одним из важных положений TQM, ISO 9000 является то, качество конечного продукта (в данной работе – услуги) формируется как результат качества бизнес процессов организации. С этого основополагающего принципа следует то, что качество главных результатов деятельности ВУЗ тесно связана с качеством ключевых процессов ВУЗ.

В соответствии с моделью системы управления качеством СУК на основе процессного подхода деятельность любой организации можно представить как совокупность четырех процессов, а именно: ответственность руководства, управление ресурсами, процесс жизненного цикла, измерения, анализ, улучшение.

Тогда интегрированный показатель качества процессов можно определить по формуле, представленной на рисунке 1.

Формула для определения интегрированного показателя качества процессов

Рисунок 1 – Формула для определения интегрированного показателя качества процессов

где Qi – показатель качества i-того ключевого процесса,

Pi – весомый коэффициент, который устанавливается отдельно каждым экспертом в зависимости от вида его влияния на конечный результат, или определяется до проведения оценки.

С учетом специфики деятельности ВУЗ модель системы качества на основе процессного подхода можно изобразить как совокупность взаимосвязанных ключевых процессов. Каждый из процессов Qi формулы [4] может быть описанный через систему показателей данного процесса [8].

Модель системы управления качества ВУЗа на основе системного подхода

Рисунок 2 – Модель системы управления качества ВУЗа на основе системного подхода

Основываясь на представленной схеме, системная основа оценки качества образования должна охватывать:

- оценку качества «конечного продукта»;

- оценку качества самого образовательного процесса;

- оценку качества подготовки абитуриентов (исходного "материала") для последующего сравнения "того, что получилось" после выхода из высшего учебного заведения с "тем, что было", с тем, какой состав и качество подготовки абитуриентов имели место вначале, "на старте".

Безусловно, важнейшей составляющей частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта» [7].

4.2 Методики оценки качества образования

Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников должна включать следующие основные направления (блоки):

- фундаментальность образования, позволяющая иметь широту кругозора выпускников в соответствующих сферах знаний;

- целевая специализация образования, позволяющая быстро адаптироваться и успешно осуществлять конкретные обязанности;

- наличие творческих навыков и способности к генерации нововведений;

- умение и способности реализации знаний и инновационно-инвестиционных проектов в производственной и социальной сферах;

- общественно-нравственные качества выпускников и уровень образования в социально-политической и гуманитарной сфере.

Оценка качества образования в соответствии с представленными направлениями должна предполагать обоснование системы критериев, шкал и методики, организации и информатизации оценки, являющихся составными элементами мониторинга качества образования.

Методики оценки качества образования в современных условиях должны включать два этапа:

- этап оценки качества образования на основе отчетной информации о деятельности ВУЗа по всем указанным ранее аспектам;

- этап оценки качества образования на основе социологической информации о выпускниках вузов и их деловых, творческих и общественных карьерах.

Наложение результатов оценок качества образования в соответствии с указанными этапами позволяет получить интегральную оценку качества образования в разрезе каждого из ВУЗов региона. Безусловно, для этого должен быть создан банк данных информационных паспортов высших учебных заведений. В методике оценки качества образования весьма важным обстоятельством является выбор шкалы оценки.

Оценка качества деятельности образовательных учреждений должна производиться на основе данных "паспортов" образовательных учреждений. "Паспорт" образовательного учреждения - это документ, комплексно характеризующий деятельность образовательного учреждения (ВУЗа, колледжа и т.д.) по всем необходимым аспектам и динамике за ряд лет. При этом глубина ретроспективы для рассматриваемых процессов должна доходить до 10 лет, поскольку сам цикл подготовки специалистов в основном соответствует 5 годам [7].

4.3 Внедрение СМК как один из путей повышения качества образования

Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон (в данной работе – вуза и самого студента), можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК).

Высшее руководство вуза должно понимать важность создания СМК. Тогда необходимо руководству (ректору, администрации и т.п.) быть образованным в вопросах менеджмента качества, настойчиво проводить данную политику в жизнь вуза постепенно, по принципу расходящихся волн, начиная с ректората, деканов, руководителей структурных административных подразделений и т. д. Это трудная задача, требующая не только понимания и видения перспектив процесса, но и профессиональных знаний, понимания необходимости вложения ресурсов, и в первую очередь, кадровых. Успех в значительной степени будет зависеть от постепенной, поэтапной организации процесса создания, внедрения, сертификации и поддержания СМК в актуальном состоянии. Важно суметь показать результативность внедрения идей менеджмента качества в вузе, одновременно воспитывая персонал в духе приверженности идеям менеджмента качества.

4.4 Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода

Для успеха вуза разработка и реализация проекта создания СМК должна быть выполнена на уровне, обеспечивающем технологичность процесса, возможность совершенствования разработки, реализации последующего менеджмента проекта и по возможности распространения результатов. Удовлетворить этим требованиям можно, используя для разработки проекта создания СМК логико-структурный анализ (ЛСА).

ЛСА был разработан Агентством международного развития США в конце 60-х годов и с тех пор активно используется при разработке и реализации проектов.

ЛСА состоит из аналитической фазы и фазы планирования. Аналитическая фаза представлена тремя этапами.

Этап 1. Анализ заинтересованных сторон. Данный этап хорошо согласуется с первым принципом менеджмента качества «Ориентация на потребителя». Организация зависит от своих потребителей, должна понимать их текущие и будущие потребности и стремится предвосхитить их. Спектр потребителей продукции или услуг, производимых вузом, достаточно широк. Основные заинтересованные в деятельности вуза стороны представлены на рис. 3. Сюда следует отнести: абитуриентов; обучающихся и их родственников; работодателей, т.е. потребителей специалистов, результатов НИР, технической продукции, услуг, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой; органы управления образованием разного уровня; общественные организации; административный персонал всех уровней; членов академического сообщества.

Для выявления потребителей результатов деятельности вуза и изучения их потребностей в динамике важен сбор информации об актуальном положении дел, проведение встреч с использованием какого-либо метода оценки. Недопустимо столкновение интересов заинтересованных сторон, что может привести к возникновению рисков вуза. Анализ заинтересованных сторон можно проводить, используя встречи рабочей группы типа «мозговой штурм». Обработка результатов анализа позволяет выделить проблемные места в деятельности вуза, достоинства и достижения, проанализировать предлагаемые к реализации возможности для улучшения процессов, обратить внимание на существующие или потенциальные угрозы.

Иерархия заинтересованных сторон вуза [10]

Рисунок 3 – Иерархия заинтересованных сторон вуза   [10]

Этап 2. Анализ проблем. Постановка цели и стремление к ее достижению уже говорит о том, что есть некоторая проблема. Для правильной постановки целей необходимо выяснение сути проблемы. На данном этапе необходимо решить три задачи: идентификация основных проблем заинтересованных сторон; установление связи выявленных проблем с проблемами вуза; разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.

Задачи данного этапа реализуются посредством серии встреч заинтересованных сторон, сбалансированного анализа мнений и результатов исследований, полученных на первом этапе. Результатом этапа должно стать дерево взаимно увязанных проблем.

Этап 3. Анализ целей. Анализ проблем отражает отрицательные аспекты деятельности вуза, в то время как анализ целей представляет положительные аспекты видения. Необходимо на данном этапе сформулировать дерево целей как зеркальное отображение дерева проблем. На рис. 4 приведено дерево целей.

Дерево целей

Рисунок 4 – Дерево целей

Формулирование целей на этапе построения дерева целей не является окончательным. Их доработка будет осуществляться в итерационном режиме при планировании и выполнении работ. Цели должны быть реалистичными (достижимыми в рамках финансовых, физических и временных ресурсов), определенными (соответствовать реализуемому проекту) и измеримыми (предоставлять возможность количественной оценки). Предстоит выделить стратегию, охватывающую взаимосвязанные цели, актуальные на данном этапе и для данного проекта. Стратегия обычно включает главную и конкретные цели и ожидаемые результаты.

Фаза планирования представлена еще пятью этапами.

Этап 4. Определение логики реализации. Логика реализации проекта разработки СМК предполагает его описание на всех уровнях иерархии целей: общие цели; задачи, результаты; виды деятельности (действия). Для определения логики разработки необходимо определение логико-структурной схемы (ЛСС). ЛСС является инструментом анализа, разработки и оформления проекта, который может использоваться как динамический инструмент, подлежащий пересмотру и переоценке в процессе реализации проекта, его функционировании и при изменении условий. ЛСС представляет собой матрицу ,в которой вертикальная логика отражает причинно-следственные связи, а горизонтальная относится к измерению результатов.

Этап 5. Определение допущений и факторов риска. Успешная реализация разработки возможна при наличии постоянного контроля влияющих факторов, допущений и рисков, находящихся вне рамок контроля проекта. Переход при реализации проекта с уровня на уровень возможен только при достижении цели при установленном допущении. Одной из важных задач команды проекта является выявление всех влияющих факторов и планирование действий, снижающих риск их влияния. Примером может служить установление долгосрочных взаимовыгодных связей с потребителями специалистов на основе договоров о сотрудничестве, сотрудничество с региональными службами занятости населения и пр. Для наблюдения за влияющими факторами можно разрабатывать алгоритм работы с допущениями.

Этап 6. Определение показателей. Для обеспечения измеримости целей необходимо выделить систему показателей и методы их измерения для идентификации необходимой информации. Все принятые показатели должны соответствовать критериям качества, количества и времени. Качество показателей определяется посредством установления норм, формирование которых должно осуществляться на основе мониторинга, анализа и официального утверждения. Нормы - не догма, они могут меняться по мере совершенствования процессов. Далее предстоит научиться измерять показатели (разработать собственную методику или использовать известную), сравнивать их с принятыми нормами и формировать управляющие воздействия. Иногда важной характеристикой является время достижения некоторых показателей. Каждая цель должна быть связана с системой показателей. На этом же этапе планируются средства и расходы, тесно увязанные с запланированными мероприятиями.

Этап 7. Составление графика действий. После заполнения матрицы ЛСС осуществляют планирование мероприятий. Для представления действий по реализации проекта в логической последовательности и взаимодействии составляют график, проводят анализ критического пути. Последовательность этапа можно представить в виде следующих шагов:

- составление перечня основных действий;

- разбиение действий на задачи;

- формирование логики и определение временных показателей действий и задач;

- распределение показателей по действиям и задачам и установление места показателя в процессе;

- определение квалификационных требований к разработчикам и участникам действий, задач и процессов;

- распределение функций, полномочий и ответственности.

При подготовке перечня действий и задач необходимо выявление человеческих, материальных, физических и финансовых ресурсов, способов достижения результатов проекта, факторов риска и неопределенностей, способных оказать отрицательное влияние на действия, и временных рамок реализации проекта разработки СМК. Структурирование действий в виде задач и заданий должно быть оптимальным в смысле уровня детализации. Важно, чтобы планирующие специалисты имели достаточный механизм для оценки результатов, а исполнители - достаточное количество инструкций для реализации задачи и задания.

После проведения структуризации деятельности необходимо установление последовательности и зависимости задач, подзадач и т. д., проведение реалистичной оценки продолжительности видов деятельности и задач. Формирование графика действий требует обязательного включения показателей хода выполнения проекта для реализации функций мониторинга и управления. Далее предполагается оценить кадровые ресурсы с точки зрения необходимого для реализации проекта профессионального опыта, распределить задания, определить меру полномочий и ответственности и оформить график действий.

Этап 8. Определение ресурсов. На данном этапе предстоит продолжить работу по дальнейшему определению ресурсов, составлению сметы и плана расходов. Список мероприятий копируется в формат плана расходов. Для реализации задач этапа необходимо составить контрольный список для плана расходов, дать ясное и точное описание средств, соответствующих видам деятельности и задачам и представить средства в виде определенных категорий расходов. Далее предстоит оценить количественные, стоимостные и временные показатели расходов, которые далее преобразовываются в недельный, квартальный и годовой планы и бюджеты. Определение источников финансирования и составление плана расходов - важный этап в определении ресурсов. На данном этапе целесообразно определить проект расходов, которые возникнут у вуза после реализации разработки СМК, в частности, расходы на поддержку СМК в актуальном состоянии.

Следование приведенной здесь методике реализации проекта разработки СМК в образовательной организации, основанной на ЛСА, позволит снизить рискованность и неопределенность при реализации проекта и повысить эффективность использования ресурсов [10].

4.5 Структура и модели системы менеджмента качества в разных странах мира

Качество образования в Украине не отвечает требованиям времени. В результате уровень образования не влияет на развитие экономики, состояние которой постоянно ухудшается. Негативный виток внесла Болонская оценка знаний в буквенном варианте.

С тем, чтобы нивелировать образовавшиеся изъяны знаний у абитуриентов, которые нацелены, в основном, на сдачу определенных тестов, необходимо учесть это при построении системы управления качеством образования.

История знает примеры, где развитие образования предшествовало бурному экономическому развитию. Так, после Второй мировой войны более значительная часть бюджета Японии была направлена в образование. О последствиях этого шага заговорили во всем мире, как о японском чуде. Аналогичная картина наблюдалась в Южной Корее, которая в послевоенный период, благодаря значительным инвестициям в систему образования из неграмотной страны, превратилась в процветающую державу.

Самыми обеспеченными в 2008 году признаны ирландцы, норвежцы, финны, шведы, голландцы и швейцарцы. Ирландия 40 лет назад была аграрной страной. После вступления в Евросоюз ей был предоставлен кредит, который ирландцы вложили в образование. И приоритетом было выбрано университетское образование. Основные ресурсы были направлены в научно-технические ВУЗы. Студенты стали осваивать компьютеры, стали быстро развиваться в информационных технологиях. На сегодня Ирландия считается первой в мире страной по количеству наукоемких товаров на душу населения.

Принимая во внимание все вышесказанное, встает вопрос, каким должно быть образование в XXI веке, т.к. оно должно учитывать потребности общества на многие годы вперед и влиять на его развитие. В немалой степени эти проблемы должна решить стандартизация образования. По мнению вице-президента ISO З.Патир для этого есть три разных способа: повышение управления качеством в отрасли образования и стандартов, которые определяют квалификацию; изучение стандартизации в рамках системы образования; или охватывание конкретных стандартов рамками учебных программ. ISO уже начала вводить понятие согласованных требований в сфере образования к квалификации персонала, а также стандарты развития электронного общения с надеждой, что это будет применяться в системе образования. Для популяризации развития стандартизации ISO учредила Премию ISO по стандартизации в сфере высшего образования, которая была впервые вручена в сентябре 2007 года Китайскому университету Чжецзянг во время проведения 30-й Генеральной Ассамблеи ISO. Специалисты ISO считают, что обеспечение связи между образованием и стандартизацией является одним из базисных оснований развития мировой экономики. По их мнению, это связано с управлением качества в системе образования, разработкой стандартов на профессиональную квалификацию, изучением принципов в стандартизации, в рамках системы образования, начиная с дошкольного воспитания. Уже разработаны веб-сайты Британского института стандартов (BSI) для детей, детские программы относительно стандартов ISO серии 14000 в Японии. Однако даже в университетских учебных планах редки курсы по изучению фундаментальных стандартов, таких как стандарт ISO9001 и другие стандарты на систему управления. В какой-то мере это подтверждает и то, что лауреатом Премии ISO стал и университет Чжецзянг Китая, который, как известно, наименее пострадал от мирового экономического кризиса. Учебные программы по стандартизации в этом университете базируются на бизнес – дисциплинах. Студенты должны изучать и практиковаться в инженерных науках и технологиях, охватывая математику, информатику, физику, машиностроение, электронику и др. По направлению кономики и управлению они изучают макро- и микроэкономику, международную торговлю и теорию управления, маркетинг и управление, финансами. На стандартизацию студентам отводится 220 часов. Более 70% выпускников получили лицензию внутреннего аудита на основе стандарта ISO 9001. Была создана система управления качеством на соответствие требований этого стандарта. Около 95% выпускников работают в отрасли стандартизации. На сегодня более 30 университетов Китая занимаются вопросами стандартизации в сфере образования, которые признали университет Чжецзянг лидером в этой сфере благодаря принятой им стратегии развития с 2005 до 2010 года. В этой стратегии выдвинуты такие задачи:

– повышение уровней интернационализации высшего образования в сфере стандартизации;

– усовершенствование учебного плана по стандартизации и распространение его среди других китайских университетов;

– проведение активной разработки программы по стандартизации для выпускников.

Наибольшее впечатление на комитет по присуждению премии оказало:

– цели и масштабы программы;

– эффективность и разнообразие педагогических инструментов, которые были разработаны и использованы в программе;

– последовательность студентов и тот факт, что они получили должности в разных организациях и отраслях промышленности.

Среди европейских университетов представляет интерес опыт французского технологического университета Compieqne, который в соответствии с программой гармонизации европейского высшего образования наряду с внедрением степеней бакалавра, магистра и доктора наук по стандартизации внедрили также степень магистра по управлению качеством (MQ). Магистратура MQ продолжается 9 месяцев с четырьмя месяцами практики в компаниях. По второй программе магистра по стандартизации, качеству, сертификации и испытаниям (NQCE) обучение продолжается 12 месяцев и имеет 6 месяцев профессиональной производственной практики. Практика проходит в 150 французских и европейских компаниях. Два этих курса охватывают разные темы, в том числе качество, статистику и метрологию, а именно:

– управление качеством работы и усовершенствованием;

– стандартизация, метрология, испытания и международная торговля;

– структура функций метрологических услуг;

– управление, организация и системы;

– риски управления организациями;

– управление информационной системой;

– статистика;

– система управления качеством.

В соответствии с европейской системой гармонизации, внедренной 10 лет назад, степень бакалавра присваивается после трех лет обучения, магистра - после пяти лет и доктора наук после восьми лет. Формирование такой системы высшего образования должно завершиться до 2010 года.

Свои особенности имеет обучение в голландском университете Erasmus.

На третьем году обучения студенты пишут диплом бакалавра в группах из трех человек. Задание требует от студентов изучить процесс разработки, внедрения и отчетности по исследовательскому проекту. Исследовательские группы изучают соответствующие научные и профессиональные издания, а большинство из них берут интервью у практиков и проводят уличный опрос потребителей для сбора статистических данных.

Магистры проходят обучение по специализациям: «Бизнес-процессы», «Инновация в услугах» и «Стандартизация управления». В основном, дипломный проект студенты разрабатывают во время стажировки в компаниях или в другой организации.

Большинство статей, основанных на магистерских дипломных проектах, были опубликованы в профессиональных и научных журналах, чему благоприятствовала поддержка Нидерландского института по стандартизации. В университете Erasmus научные исследования и образование взаимосвязаны и выполняются в тесном сотрудничестве с промышленностью. Это подтверждается четырьмя кандидатскими проектами, которые заложены в нынешних исследованиях. Из простой передачи знаний образование являет собой формирование интернациональных процессов на основе индивидуальных потребностей и возможностей [9].

Заключение

Проблема качества подготовки специалистов всегда являлась весьма актуальной, а в период перехода к рыночным отношениям стала крайне острой.

Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования.

На современном этапе нет простых путей решения проблемы качества образования. Вряд ли она поддается стандартам, хоть и международным. Но это не значит, что такие стандарты бесполезны. Напротив, они позволяют многое сделать. Только не решают такую глобальную задачу целиком. Нужны систематические многолетние усилия всех заинтересованных в образовании сторон.

Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон (в данной работе – вуза и самого студента), можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК), которая должна быть выполнена на уровне, обеспечивающем технологичность процесса, возможность совершенствования разработки, реализации последующего менеджмента проекта и по возможности распространения результатов. Удовлетворить этим требованиям можно, используя для разработки проекта создания СМК логико-структурный анализ (ЛСА).

Образовательный процесс имеет ряд особенностей: объектом деятельности вуза является человек, что исключает шаблонные подходы; специфику вуза определяет образовательная и научная деятельность; образовательный и научный процессы не могут плодотворно развиваться без информационных технологий; результативность образовательной деятельности зависит от эффективности научных исследований; вуз не может эффективно работать без хорошо организованной административно-хозяйственной деятельности.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Витренко Ю. Если мы такие образованные, то почему такие бедные. Реформирование системы образования: взгляд экономиста / Ю.Витренко //  Зеркало недели. Украина. - 2011. - №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.lesovod.org.ua
  2. Менеджмент качества. Сертификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kpms.ru/
  3. Момот А.И., Навка И.П., Клягин С.Г. Пути повышения результативности деятельности университетов на основе требований международных стандартов ISO 9000
  4. Левшина В.В., Шимохина В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации // Проблемы науки и образования. - 2010. - №6
  5. Терминологический словарь в области управления качеством высшего образования и среднего профессионального образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.tqm.spb.ru.
  6. Бизнес-словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.businessvoc.ru
  7. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://quality.eup.ru
  8. Момот O.I., Масюк Л.М., Мирошниченко О.В. Возможности создания системы управления качеством в сфере услуг// Вісник Донецького університету. Серія В: Економіка i право. Випуск 2, Том 1. - Донецьк: ДУ, 2006р.
  9. Масюк Л.Н., Мирошниченко Е.В. Структура и критерии модели системы менеджмента качества вуза //Проблеми розвитку та упровадження систем управління якістю в peгіоні /Матеріали 5-oї Регіональної науково-практичної конференції. - Донецьк: ДонНТУ, 2008р.
  10. Никитина Н. Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.quality.edu.ru