ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

1. Актуальность темы

Актуальность темы. В современных условиях развития экономических отношений, все более обостряется конкурентная борьба как на внутреннем, так и на мировом рынке. В то же время наблюдается четкая взаимозависимость между конкурентоспособностью предприятия и уровнем его экономического благополучия. Поэтому, в условиях глобализации и интеграции в европейское экономическое пространство, для предприятия, которое становится на путь выхода на мировой рынок, решающим фактором успешной деятельности становится управление конкурентоспособностью.

Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л. Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретникова, Н. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдурова, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амели, И. Ансоффа, Г. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтль, С. К. Пралад, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Пэтси и. т.д. Но не смотря на значительное количество работ, проблема формирования управлением конкурентоспособностью не получила должного освещения.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью магистерской работы является обоснование теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия, что позволит увеличить эффективность функционирования предприятия и улучшить положение на рынке.

Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятия.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью предприятия

Методы исследования. В работе использовании общенаучные методы познания: системный и ситуационный, исторический и логический, абстрактно-теоретический и сравнительный. Также использовании специальные методы, такие как: социологические, экономико-методические и статистические.

3. Содержание магистерской работы

3.1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия

В первом разделе «Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия» была проанализирована и уточнена сущность основных понятий, рассмотрены уровни и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.

Как показали исследования литературы, существует проблема в понимании понятия «конкурентоспособность». Различные авторы рассматривают конкурентоспособность по разному. Так, например, возникают недоразумения относительно уровней конкурентоспособности. Часто понятие конкурентоспособности товара отождествляют с конкурентоспособностью предприятия. Несмотря на то, что товар является частью конкурентоспособного предприятия, это не единственный фактор. Чаще всего предприятия выпускают не один тип товаров, а несколько. В тоже время, один тип продукции может быть конкурентоспособным, а другой нет. Но предприятие остается конкурентоспособным. Так что помимо товара есть другие составляющие конкурентоспособности, например, персонал и инновационные возможности. То есть наличие конкурентоспособных товаров - это одно из условий конкурентоспособности более высокого уровня - предприятия, отрасли, национальной экономики. Таким образом возникает вопрос детального изучения и исследования уровней конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: (рис. 1)

1) I уровень - уровень конкурентоспособности товара. Это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые представляют собой конкурентные преимущества над товарами-аналогами в удовлетворении потребностей потребителя;

2) II уровень - уровень конкурентоспособности предприятия. Это совокупность таких характеристик как: доля рынка, способность к производству, сбыту, развитию, высокая инвестиционная привлекательность, и возможность реализации поставленных руководством целей и задач;

3) III уровень - уровень конкурентоспособности региона или отрасли. Этот уровень характеризуется производительностью использования ресурсов, например, открытостью для международной конкуренции, обеспечением высокого уровня доходов и заработной платы;

4) IV уровень - уровень конкурентоспособности страны. Состояние страны на внутреннем и внешнем рынке, который отражается через показатели, адекватно характеризующие состояние и динамику, обусловленную социальными, политическими и экономическими факторами.

Уровни конкурентоспособности предприятия

Рис. 1 – Уровни конкурентоспособности предприятия
(анимация: 9 кадров, 6 циклов повторения, 7,37 килобайта)

Так как главной целью государства является создание конкурентоспособной отрасли, а конкурентоспособность отрасли зависит от конкретного предприятия, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия является базовым понятием. Ведь само предприятие является субъектом, который влияет на внешние и внутренние факторы и от эффективности использования этих факторов зависит конкурентоспособность отрасли и страны в целом.

Также есть необходимо определить ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия:

1) платежеспособность;

2) прибыльная деятельность;

3) эффективная система управления на предприятии;

4) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

Обеспечение конкурентоспособности предприятия - это одно из важнейших стратегических задач, а финансовое состояние, финансовая устойчивость управления - это средство управления конкурентоспособностью предприятия на перспективу.

Управление конкурентоспособностью предприятия - это целенаправленное воздействие на факторы и условия ее формирующих. Так целесообразно выделить факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Существует достаточно много подходов к определению факторов влияния на конкурентоспособность. Одним из предложенных вариантов является вариант профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портер. Он выделяет три основных подхода к факторам конкурентоспособности, а именно:

1) факторы производства. К ним относятся человеческие ресурсы, физические ресурсы, ресурсы знаний, денежные ресурсы и инфраструктуру;

2) уровень специализации. До этого подхода относятся общие факторы и специализированные факторы;

3) третий подход основывается на разделении факторов на 2 типа: основные факторы (природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны и другие) и развитые факторы (высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы) [1].

В свою очередь французские экономисты А.Олливье, А.Дайаном, Р.Урсе разработали многоугольник (рис. 2), который позволяет провести оценку возможностей предприятия по факторам:

Рис.2 Многоугольник конкурентоспособности предприятия

1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2) качество товара, соответствие стандартам;

3) цена товара;

4) собственные и заемные финансы;

5) торговля;

6) послепродажное обслуживание, обеспечивает постоянных клиентов;

7) внешняя торговля;

8) предпродажная подготовка [2].

Однако наибольшей приверженности получил подход, объединяющий все факторы на две группы: внешние и внутренние. Ранжирование проходит в зависимости от возможности предприятием влиять на них. К внешним факторам относят: поставщиков, конкурентов, потребителей, рынка и других. К внутренним относят маркетинговую систему, менеджмент предприятия, репутацию предприятия, финансовой, инновационной деятельности и другое. Данный подход можно считать лучшим, так как предприятие является открытой системой, на которую влияют как внешние так и внутренние факторы.

3.2 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия

Во втором разделе «Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия» было раскрыто теорию и практику таких вопросов, как информационное обеспечение, особенности оценки конкурентоспособности предприятия.

В современных условиях жесткой конкуренции информация является одним из главных факторов успешной и эффективной деятельности предприятия. На сегодняшний, для эффективной деятельности предприятия, уже не достаточно только опыта руководства, количество конкурентов на рынке растет, поэтому возникает необходимость в привлечении современных средств для анализа большого количества информации. Своевременно полученная информация позволяет предприятию реализовать свои конкурентные преимущества или вообще получить их. Обычно при анализе конкурентов проходит сбор такой информации:

1) доля рынка конкурентов;

2) слабые и сильные стороны конкурентов;

3) реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов;

4) материальный, трудовой и производственный потенциал;

5) управление предприятием.

Так как конкурентоспособность - это относительная величина, поэтому возникает острая необходимость в сборе информации о конкурентах.

Существует много определений маркетинговых исследований. Например, одно из них: «Маркетинговое исследование - это способ, который связывает потребителя, клиента и общество в целом с рынком посредством информации. Маркетинговое исследование - это средство постоянного и объективного получения информации, необходимой для принятия управленческих решений ».

Информация используется для распознавания возможностей и проблем; разработки, отбора и реализации маркетинговых мероприятий отслеживания эффективности проводимых маркетинговых акций; анализа рынка и тенденций его развития.

Принято выделять несколько этапов проведения маркетинговых исследований. В одних книгах их выделяют семь, в других девять, в третьих - Одиннадцать. Приведем последовательность, состоящая из девяти этапов:

1. Осознание необходимости получения информации;

2. Конкретизация объектов исследования и типа информации;

3.Составление плана исследования и определение источников информации;

4. Разработка процедур сбора данных;

5. Формирование выборки;

6. Сбор данных;

7. Обработка данных;

8. Анализ данных;

9. Представление полученных результатов [3, с 43].

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, экспертный метод, наблюдение, эксперимент, пробный маркетинг, автоматическая регистрация данных и другие методы. Не исключена и закрытая система получения информации, которая называется маркетинговой разведкой. Важно при этом не допускать нарушений законодательства и коммерческой этики.

Система маркетингового наблюдения объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия: о рынке и его инфраструктуру, о поведении покупателей, поставщиков и конкурентов; о мерах государственного регулирования рыночных механизмов; о курсе валют, о рыночных долях предприятия и его конкурентов и другие. Эти данные сосредоточены в публикуемых периодических и специальных изданиях, статистических сборниках, конъюнктурных обзорах коммерческих исследовательских организаций. Они собираются также специалистами по маркетингу на основе посещения выставок и конференций, проведения переговоров и деловых встреч.

Для анализа доли рынка используют следующую формулу:

где Di - доля рынка и предприятия,

Qi - объем реализованной и предприятием товара

Q - общий объем продаж на рынке

Для выявления уровня интенсивности конкуренции на рынке можно использовать показатель дисперсии долей конкурентов на рынке:

,где

Чем больше значение имеет этот показатель, тем более заостренная конкурентная борьба на рынке.

Оценка конкурентоспособности предприятия является очень важной частью управления конкурентоспособностью. После оценки предприятие может увидеть насколько оно конкурентоспособно. Также, именно от состояния предприятия и разрабатывается стратегический план по повышению конкурентоспособности. Кроме того, оценке конкурентоспособности предприятия является необходимым для таких мероприятий:

1) выбора контрагентов для совместной деятельности;

2) составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

3) осуществление инвестиционной деятельности.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятия:

1) матричные методы. Этот метод заключается в маркетинговой оценке деятельности предприятия, через жизненный цикл продукции предприятия;

2) методы, основанные на оценке конкурентоспособности товара. Этот метод предполагает, что конкурентный товар это априори конкурентное предприятие. Но, по нашему мнению, эти методы не универсальными;

3) методы основаны на теории эффективной конкуренции. Этот метод базируется на балльной оценке возможностей предприятия, за счет существующих ресурсов;

4) комплексные методы. Сущность этого метода заключается в выявлении текущей и потенциальной конкурентоспособности.

Проанализировав эти методы можно выявить общий недостаток, который заключается в том, что почти каждый из методов заключается в факторах конкурентоспособности. Каждый из методов предусматривает перечень факторов, но обычно этот список достаточно большой и не всегда есть возможность выявить эти факторы, а это, в свою очередь, приведет к недостоверного результата.

III раздел

В третьем разделе будут предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Выводы

Результаты и выводы полученные во время работы:

1) уточнено понятие «конкурентоспособность» предприятия и рассмотрены уровне конкурентоспособности;

2) выявлены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

3) были выявлены пути по информационному обеспечению предприятия;

4) были проанализированы основные методы оценки конкурентоспособности.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года.

Список источников

  1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М., 2001.

  2. Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг: пер. с фр. М., 1993.

  3. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. Учебное пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 100с.

  4. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. 5 С. 25.

  5. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Рос. экон. журн. - 1995. - № 11. - С. 108 - 111.

  6. Сысоев Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие//Экономика и управление, 2010

  7. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. - М. 2005. -289 с.

  8. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова, В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮИИТИ, 2003. - 402 с.