Прошлое, настоящее и будущее украинского автомобиля (ЗАЗ)
Запорожский автомобилестроительный завод (укр. Запорізький автомобілебудівний завод), также Запорожский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод «Коммунар»; в настоящее время ПАО «ЗАЗ» – украинское предприятие, производитель легковых автомобилей, а также фургонов и автобусов. Основное производство находится в Коммунарском районе города Запорожье. Входит в группу компаний УкрАВТО[3]. В качестве ключевых производственных подразделений выступают хозрасчётное предприятие Ильичёвский завод автомобильных агрегатов (ХРП «ИЗАА») и Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).
Датой создания завода принято считать 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Копп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В 1908 году был основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».
В 1923 году бывший завод Абрагама Коппа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники – тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар [2].
В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля – ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ.
А в 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.
В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе.
В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создается ЗАО "Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией «АвтоЗАЗ-Daewoo»", в которое передаются все активы "АвтоЗАЗа". Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП "АвтоЗАЗ - Daewoo" назначен А. Н. Сотников.
На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».
Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4». [>
В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann».
Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.
В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она еще выше): ЗАЗ Lanos Hatchback, ЗАЗ Sens и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20 и ВАЗ-210994-20). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d, трёхдверный спортивный хэтчбек) и Kia Sportage но в серийное производство модели KIA не пошли.
В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13. С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года.
С января 2012 г. налажено производство Chevrolet Aveo предыдущего поколения. Теперь автомобиль производиться по полному циклу в Запорожье и носит гордое имя ZAZ Vida.
"ЗАЗ" имеет долгую историю вполне успешного функционирования, кроме того зазовцы всегда могли предложить потребителю недорогой и конкурентоспособный автомобиль. Сейчас на заводе применяеться современное оборудование, налажено производство по полному циклу, проводяться работы по постановке на конвеер новых моделей. К сожалению об инженерном уровне, при котором на предприятии могут разработать новую модель автомобиля от концепции до постановки на конвеер, говорить не приходиться. Но огромный потенциал для развития у предприятия бесспорно есть. Хочеться верить в то, что лет через 5 – 10 в голове у потребителя автомобиля из Запорожья не будут возникать мысли "Дизайн бы кузова посвежей, да двигатель бы посовременней" и он не будет завистливо поглядывать в сторону владельцев немецких железных коней.
Литература
1. Официальный сайт ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод»[Электронный ресурс] – Режим доступа к статье http://www.zaz.ua/
2.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа к статье http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожский_автомобилестроительный_завод
3.AUTO-consulting [Электронный ресурс] – Режим доступа к статье http://www.autoconsulting.ua/article.php?sid=21355