Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3.Основное содержание магистерской работы
- Выводы
- Список источников
Введение
Производственная программа предприятия определяет состав, количество и объем продукции, которая должна быть изготовлена в плановом периоде и поставлена потребителям. Отражая главную задачу хозяйственной деятельности, она является главным разделом планов предприятия. Все остальные разделы планов разрабатываются в соответствии с производственной программой и направленные на обеспечение ее выполнения.
1. Актуальность темы
Актуальность темы заключается в том, что производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, который соответствует номенклатурой, ассортиментом и качеством требованиям плана продаж. Она обуславливает задачи по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально - сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте и т.д.
Вопрос обоснования производственной программы получил внимание таких отечественных и зарубежных исследователей как Андреева И.Г., Аткинсон Энтони, Барнгольц С.Б., Горемыкин В.А., Ильин А.И., Исаев Е.С., Корнилов Д.А., Савицкая Г.В., Селезнева Н.Н., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Кантор В.Е., Маховикова Г.А., Бланк И.А. и д.р.
Основной задачей производственной программы является максимальное удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной продукции, выпускаемой предприятиями при наилучшем использовании их ресурсов и получении максимальной прибыли. С целью решения этой задачи в процессе разработки производственной программы на всех уровнях необходимо придерживаться следующих требований:
1) правильное определение потребности в выпускаемой продукции, и обоснование объема ее производства спросом потребителей;
2) полная увязка натуральных и стоимостных показателей объемов производства и реализации продукции;
3) обоснование плана производства продукции ресурсами, и в первую очередь, производственной мощностью.
Каждое предприятие разрабатывает свою производственную программу самостоятельно, кроме государственного контракта и государственного заказа, размер которой устанавливается в соответствии с производственными возможностями предприятия и с согласия дирекции.
2. Цель и задачи исследования
Цель магистерской работы состоит в дальнейшем развитии теоретических основ и разработке методических рекомендаций по совершенствованию обоснования производственной программы предприятия в современных условиях.
Объектом исследования является процесс обоснования производственной программы предприятия в современных условиях.
Предметом исследования являются теоретические и методические основы обоснования производственной программы предприятия в современных условиях.
Методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, теории эффективного управления производством, теории управления производственной программой. Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы, данные первичного учета и отчетности предприятий, а также результаты собственных исследований и наблюдений. Нормативную базу исследования составили действующие законодательные и нормативные документы, регулирующие формирование и распределение прибыли предприятий в Украине. В процессе исследования использовался метод системного подхода, на базе которого уточнены факторы, влияющие на процесс формирования производственной программы предприятия, метод экономико - статистического анализа, экспертный метод, метод сравнения и экономико - математического моделирования.
Научно - практическая ценность магистерской работы заключается в том, что результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций по использованию предложенной методики формирования производственной программы во внутрифирменном планировании на предприятиях. Теоретические результаты работы могут найти применение при разработке нормативно - технической документации в области управления производственной программой, а также отдельно затратами и выпуском продукции.
Апробация работы. Основные положения магистерской работы были представлены на международных и всеукраинских студенческих научных конференциях: II Международная студенческая научная конференция «Финансовая политика в контексте глобальных преобразований общественного развития» 2012 года; «Дни теории и практики инвестирования» 2011 года; VI Международная научно-практическая конференция «Донбасс - 2020: перспективы развития глазами молодых ученых » 2012 года.
3. Основное содержание магистерской работы
В первом разделе «Научно - теоретические основы формирования производственной программы предприятия» рассмотрена сущность производственной программы предприятия, ее показатели и анализ показателей производственной деятельности предприятий по отраслям.
Этот раздел плана тесно связан с планом работы и заработной платы, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом (рис.1).
Производственная программа состоит из 2 - х разделов: план производства продукции в натуральном (условно - натуральном) виде и плана производства в стоимостном выражении [1].
Для того, чтобы верно сформировать производственную программу предприятия, в его бизнес - плане должна быть представлена такая важная информация, как характеристика предлагаемой продукции, оценка возможных рынков сбыта и конкурентов, стратегия маркетинга.
Оптимальная производственная программа – это программа, которая соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает лучшие результаты деятельности по принятому критерию.
Оптимизация производственной программы проводится с целью:
1. планирование оптимальной структуры номенклатуры продукции;
2. определение максимально возможного объема производства продукции и экономической границы наращивания производства.
При разработке производственной программы предприятия используются натуральные, условно - натуральные, трудовые, стоимостные и качественные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет, контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости, качества выпускаемой продукции. Разработка заданий по выпуску изделий в натуральном виде является важной частью работы при составлении производственной программы. Важность его определяется тем, что потребителям нужна продукция определенных видов, способных удовлетворить имеющиеся потребности. На основе выявления этих потребностей формируется программа изготовления конкретных изделий [4].
Схему планирования производственной программы рассмотрим подробнее (рис.2).
Во втором разделе «Методические основы разработки производственной программы предприятия в современных условиях» рассмотрены материально - техническое обеспечение при формировании производственной программы предприятия, маркетинговый подход к формированию производственной программы предприятия и оптимизационные модели для разработки производственной программы предприятия.
Потребительская стоимость того или иного товара должна быть оценена, т.е. определен его качество. Качество как экономическая категория отражает совокупность свойств продукции, то предопределяют степень ее пригодности удовлетворять потребности человека в соответствии со своим назначением. Объективная необходимость обеспечения надлежащего качества в процессе проектирования, изготовления и использования новых изделий инициирует применение в производственно - хозяйственной деятельности предприятий определенной системы показателей, позволяющей определять и контролировать уровень качества всех видов продукции.
Качество продукции в значительной степени формируется в течение производственного процесса. Это вызывает необходимость тщательного контроля хода технологии ее изготовления.
В условиях развития внешнеэкономической деятельности предприятий важнейшим элементом производственного менеджмента вообще и системы управления качеством в частности является сертификация продукции. Каждый вид товаров, то или иное предприятие хочет выгодно продать на мировом рынке, должен иметь сертификат – документ, удостоверяющий высокий уровень его качества, соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.
Существуют следующие виды контроля качества изделий: автоматический, статистический, летучий, инспекционный и стационарный.
Маркетинг – это производственно - коммерческая деятельность предприятия, направленная на выявление и удовлетворение потребностей в его продуктах (услугах) посредством обмена с целью получения прибыли. Объектом маркетинга является комплекс, состоящий из элементов "потребности – товар – цена – реклама – сбыт". Маркетинг ставит производство продукции в полную зависимость от спроса на нее и возможности ее продажи. Концепция маркетинга – это общий подход предприятия к достижению своей цели на рынке. Известны пять концепций маркетинга: производственная, продуктовая, коммерческая, индивидуального и социального маркетинга.
Стратегия и тактика маркетинга основываются на изучении рынка, его постоянном анализе и структуризации [5].
Основными недостатками разработки производственной программы предприятий и их подразделений являются:
1) отсутствие точной взаимосвязи всех его показателей;
2) нарушение сбалансированности через многократные корректировки;
3) не оптимальность потому, что методы, используемые при составлении производственной программы, не позволяют выбрать и заложить в нее наиболее эффективные направления использования ресурсов и их комбинаций;
4) отвлечение чрезмерно больших сил и средств на разработку производственной программы, продолжительность которой снижает его влияния на производственно - хозяйственную деятельность предприятия и его подразделений.
Для устранения этих недостатков используют современные экономико - математические методы и электронно - вычислительные машины [10].
В настоящее время есть два подхода к моделированию показателей производственной программы предприятия:
а) моделирование существующей методологии расчета производственной программы предприятия и его подразделений;
б) использование для отражения производственной программы предприятия и его подразделений современных, часто оптимизационных экономико - математических моделей, основанных на методах линейного, динамического программирования и др.
Но у каждого из вышеуказанных подходов есть свои недостатки. Поэтому можно считать целесообразным объединить оба подхода в один, т.е. использовать в разумном сочетании и традиционные плановые расчеты, и современные экономические модели единой технологической схеме расчета производственной программы предприятий.
Здесь можно использовать как оптимизационные, так и не оптимизационные модели, причем в некоторых случаях необходимо изменить отдельные старые (традиционные) методы планирования, если последние уже не отвечают требованиям, предъявляемым к современному уровню разработки производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики.
При построении единой схемы комплекса экономико - математических моделей производственной программы предприятия можно идти двумя путями.
Первый – создать интегрированную систему обработки информации производственной программы на базе существующей методологии ее разработки, а затем перестраивать эту схему, включая в нее экономико - математическую модель. Второй – создать комплекс экономико - математических моделей производственной программы, который связан в единую систему, затем в нее добавить "прямые расчеты", не попавшие в этот комплекс. В результате разрабатывается интегрированная схема расчета показателей производственной программы.
Экономисты различают модели производственной программы предприятия по детерминированности условий условиях риска и условиях неопределенности.
Одним из альтернативных подходов к моделированию деятельности субъектов хозяйствования является использование теории нечетких множеств и лингвистического моделирования, что позволяет формализовать знания и суждения специалистов и экспертов при принятии управленческих решений.
В третьем разделе «Методические рекомендации по разработке производственной программы предприятия» планируется разработка рекомендаций по формированию производственной программы предприятия. В рамках раздела будут проанализированы вопросы, связанные с формированием и совершенствованием производственной программы на основе конкретной экономико - математической модели.
Выводы
По проведенному анализу можно определить, что производственная программа предприятия (план производства и реализации продукции) – это система адресных заданий по производству и доставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставок. Доказано, что этапы формирования и разработки производственной программы формируют следующие положения:
основные средства производственного предприятия составляют фундаментальную основу его производственного потенциала и процесс формирования любой производственной программы должен начинаться с обеспечением ее производственными мощностями;
вторая составляющая процесса разработки производственной программы – ее обеспечение всеми необходимыми материальными ресурсами. Поэтому вторым важным этапом при разработке производственной программы является формирование ее материально - технического обеспечения;
следующим этапом в процессе разработки производственной программы является ее кадровое обеспечение. Кадровый потенциал – одна из важнейших составляющих рыночной силы предприятия и залог его рыночного успеха;
завершающим этапом в процессе комплексной разработки производственной программы является ее маркетинговая поддержка: надо производить продукции столько, сколько может быть реализовано на рынке.
Основными факторами сокращения продолжительности производственных процессов являются: упрощение кинематической схемы продукции; упрощение и совершенствование технологических процессов; унификация и стандартизация составных частей продукции, элементов технологических процессов, оборудования, организации производства; углубление детальной технологической и функциональной специализации, сокращение удельного веса механически обрабатываемых деталей, анализ и соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов автоматизация учета времени, контрольных, транспортно - складских операций, сокращение времени естественных процессов.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Семенов Г.А., Стачевський В.К., Панкова М.О., Семенов А.Г., Гребінець К.М. Організація і планування на підприємстві: Навчальний посібник – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 528 с.
- Тарасюк Г.М., Шваб Л.І. Планування діяльності підприємства: навчальний посібник. 2-ге вид. – К.: Каравела, 2005. – 312 с.
- Балабанов И.А. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 512 с.
- Економіка підприємства/за ред.. А.В. Шегди. – К.:Знання - Прес, 2001. – 335 с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг. – М.: Инфра-М, 2000. – 320 с.
- Економіка підприємства: Підручник. / За заг. Ред. С.Ф. Покропивного. – К.: КНЕУ, 2000.
- Сайт державного комітету статистики України. Режим доступу – www.ukrstat.gov.ua
- Господарський кодекс України. Режим дступу –zakon1.rada.gov.ua
- Український портал, присвячений проблемам менеджменту. Режим доступу – www.management.com.ua
- Алесинская Т.В., Сербин В.Д., Катаев А.В. Учебно – методическое пособие по курсу "Экономико – математические методы и модели. Линейное программирование". – Таганрог: Изд-вo ТРТУ, 2001. – 79 с.