Калинин Александр Сергеевич

Институт информатики и искусственного интеллекта

Кафедра систем искусственного интеллекта

Специальность «Системы искусственного интеллекта»

Модели и алгоритмическое обеспечение для средств автоматизации построения онтологий

Научный руководитель: к.т.н., доц. Вороной Сергей Михайлович

Эффективное управление временем
в процессе самообучения



Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с необходимостью что-либо выучить, будь то новый предмет на 5 курсе, основы профессионального программирования на Ruby и PHP или просто стихотворение Лермонтова. Если последняя задача не требует больших затрат личного времени, то выполнение первых двух представляет собой длительный, трудоемкий, требующий огромного терпения и силы воли процесс. Именно такие трудоемкие задачи требуют правильного распределения собственного времени, для достижения высокой эффективности в процессе получения знаний.

В данной статье я попытаюсь поделиться собственным опытом в управлении временем.

Систему управления временем можно свести к трем словам: «Планируй», «Выделяй» и, самое главное, «Действуй» [1].

Главное правило управления временем – это успеть сделать не все, а успеть сделать главное. Все задачи невозможно выполнить, и ни один человек еще этого не сделал, так как задач всегда значительно больше, чем имеющегося времени. Важно сделать именно главное, то что дает 80% результата.

Планируй – означает составление списков задач, что необходимо сделать вообще.

Выделяй главное – означает выбор главных задач из всего списка задач (уметь расставлять приоритеты).

Действуй – означает непосредственное выполнение в первую очередь главных задач.

Приступая к изучению какой-либо новой дисциплины, прежде всего, нужно четко представлять себе конечный результат, то есть те навыки, которые вы планируете получить. Это позволит правильно и полно составить план обучения и определить задачи для достижения конечного результата.

Чтобы выполнить намеченный план, который приведет к достижению поставленной цели, нужно выработать в себе такое важное качество как самодисциплина. Если у вас всё получится, то вы сможете работать (учиться), не отвлекаясь, и будете выполнять нужное количество задач, двигающих вас к цели.

Для продуктивного самообучения я предлагаю использовать такие инструменты:

1. Компьютер.

2. Интернет.

3. Mp3-плеер.

4. Использование специализированных электронных органайзеров (LeaderTask, Exiland Assistant и т.д.).

5. Mind-карты.

Использование всех возможностей сети интернет позволит в значительной мере ускорить процесс самообучения. Знание поисковых сервисов (Google, Yandex, Bing, Yahoo, Meta) дает возможность получать нужную информацию в считанные секунды. Умение пользоваться форумами может выполнять функцию отличного советчика, ведь все трудности и проблемы, с которыми вы возможно столкнетесь в процессе обучения, многие из пользователей интернет уже проходили, и в состоянии поделиться своим личным опытом.

Прикладные программы-органайзеры предоставляют отличные средства для управления своими первоочередными задачами (рисунок 1).

Рисунок 1 – Задачи в LeaderTask (ссылка на LeaderTask)


С помощью Mind-карт очень удобно проводить планирование и составлять списки задач как на ближайшее, так и на далекое будущее (рисунок 2).

Рисунок 2 – Пример Mind-карты (online-сервис)


Построение планов, хотя бы на небольшие периоды, позволит вам дисциплинированно изучать курс, наглядно видеть изученный материал и не останавливаться надолго на одном месте. Также в плане следует учитывать периоды отдыха, т.к. перерывы в изучении предмета помогают в осмыслении уже полученных знаний и не дают сильно загружать голову объемными материалами.

Все мои предыдущие советы касались в основном каких-то фундаментальных и, наверное, в большей степени технических наук. Теперь я кратко расскажу о нескольких методах рационального использования времени для гуманитарных (общеразвивающих) дисциплин, хотя предыдущие советы к ним также применимы.

В данной области можно выделить два, на мой взгляд, отлично подходящих метода: изучение материала в дороге и во время занятий спортом (езда на велосипеде, бег, занятия в тренажерном зале).

Действительно, если подсчитать, сколько времени человек впустую тратит в транспорте (автобусе, поезде, личном автомобиле), слушая музыку и радио, вперемешку с рекламой, то за год получатся огромные суммарные числа. Использовать которые для обучения было бы весьма полезно для каждого человека.

Возьмем пример из жизни, если вы занимаетесь спортом около часа в день, и за месяц накапливается приблизительно 30 часов, то это может стать прекрасным поводом потратить это время не только для тренировки тела, но и для развития умственных способностей. Но к этому совету нужно относиться без фанатизма, так как человеческий мозг нуждается в отдыхе и из-за чрезмерных нагрузок эффективность его работы снижается значительным образом.

Средства, которые вы можете использовать в случае такого обучения – любой mp3-плееер с подходящим аудио курсом или аудиокнигой.

Время очень ценно в нашей жизни, и все сталкивались и будут сталкиваться с его недостатком, поэтому нужно правильно, эффективно и продуктивно использовать свое время, а не тратить его впустую.

Литература

1. Абрамовский Иван Практический курс по Тайм Менеджменту "Эффективное управление временем" [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.leadertask.com/download/LeaderTask_kurs.pdf

Полезные ссылки

1. Online-сервис для построения Mind-карт http://www.mindmeister.com/ru/

2. Сайт Leader Task http://www.leadertask.com/