ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

С ростом количества предоставляемых услуг и расширением географии своего присутствия все больше предприятий и организаций приходит к выводу о необходимости увеличения объема передаваемых данных внутри собственной корпоративной сети. Создание мультисервисной (голос, видео, данные) территориально распределенной инфраструктуры позволяет использовать весь потенциал современных информационных технологий, что  дает возможность наладить эффективное функционирование компании и оптимизировать внутренние бизнес-процессы предприятия.

            Аргументы в пользу мультисервисных сетей: 

            Пример услуг мультисервисной сети: 

1. Актуальность темы

Современные телекоммуникационные услуги, в особенности услуги реального времени (видеоконференции, VoIP) требуют от соединения заданного качества обслуживания, что в свою очередь ставит одну из ключевых задач – управление трафиком [1]. Под управлением трафиком понимается совокупность алгоритмических средств, реализованных как аппаратно, так и программно, направленных на обеспечение функционирования рассматриваемой сети с требуемым качеством обслуживания и эффективным использованием ресурсов. Этим занимаются протоколы маршрутизации, которые собирают информацию о топологии межсетевых соединений. В последнее время получают развитие алгоритмы мультихоуминга, позволяющие передавать данные одного логического соединения по нескольким физическим каналам. Их внедрение, во многих случаях, позволяет более эффективно использовать канальные ресурсы при передаче больших потоков данных.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Основной целью данной работы является разработка алгоритма мультихоуминга основанного на методах QoS маршрутизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать существующие исследования и разработки в данном направлении;
  2. Рассмотреть принципы алгоритмов маршрутизации;
  3. Проанализировать принципы QoS-маршрутизации;
  4. На основе алгоритмов QoS-маршрутизации разработать алгоритм мультихоуминга;
  5. Оценить полученные результаты и эффективность полученного алгоритма.

В рамках магистерской работы планируется получить актуальне научные результаты:
Планируется разработать алгоритм мультихоуминга, который способен эффективно програмно распределять доступные сетевые ресурсы. Так же планируется разработка генератора самоподобного трафика на основе ON/OFF источников для исследования влияния самоподобия на работу алгоритма мультихоуминга [2,3].

3. Обзор исследований и разработок

Концепция мультихоуминга относительно молодая, поэтому на данный момент конкретных результатов и разработок очень мало. Но в данной области проводится множество исследований:  Montavont N. в своей статье "Analysis of Multihoming in Mobile IPv6" рассматривает возможность использования концепции мультихоуминга в мобильных сетях благодаря возможностям нового протокола MIPv6 [4]. О достоинствах мультихоуминга в мультисервисных сетях а также пример алгоритма мультихоуминга представлены в работах [5,6].

Также стоит отметить некоторые квалификационные работы магистров ДонНТУ затрагивающие данную тематику. Исследованием и модернизацией алгоритмов балансировки нагрузки занимался Петренко А.С. [7]. Разработке и исследованию системы балансировки нагрузки в конвергентной телекоммуникационной сети посвящена работа Чекункова А.С [8]. Методики моделирования процессов в мультисервисных телекоммуникационных системах исследовала Гаськова И.А. [9].

 

4. Анализ алгоритмов маршрутизации

Классическая задача маршрутизации (подбора оптимального маршрута) решается на основе анализа таблиц маршрутизации, размещенных во всех маршрутизаторах и конечных узлах сети. Протоколы маршрутизации (например, RIP, OSPF, NLSP) следует отличать от собственно сетевых протоколов (например, IP, IPX). И те и другие выполняют функции сетевого уровня модели OSI участвуют в доставке пакетов адресату через разнородную составную сеть. Но в то время как первые собирают и передают по сети чисто служебную информацию, вторые предназначены для передачи пользовательских данных, как это делают протоколы канального уровня. Протоколы маршрутизации могут быть построены на основе разных алгоритмов, отличающихся способами построения таблиц маршрутизации, способами выбора наилучшего маршрута и другими особенностями своей работы.

Первоочередная задача алгоритма маршрутизации при обновлении таблицы маршрутизации состоит в определении наилучшей информации, которая должна быть внесена в таблицу. Алгоритмы маршрутизации используют различные метрики для определения наилучшего маршрута, но каждый алгоритм интерпретирует выбор лучшего варианта пути по-своему. Алгоритм маршрутизации рассчитывает число, называемое метрикой, для каждого сетевого маршрута. Сложные алгоритмы маршрутизации могут основывать выбор маршрута на основе нескольких параметров, объединяя их в одну общую метрику. Чем меньше метрика, тем лучше выбранный маршрут [10].
Метрики могут быть вычислены на основе одной или нескольких характеристик. Наиболее часто в алгоритмах маршрутизации используются следующие параметры метрики [11]:
1. Ширина полосы пропускания представляет собой средство оценки объема информации, который может быть передан по каналу.
2. Задержка — промежуток времени, необходимый для перемещения пакета по каждому из каналов связи от отправителя получателю. Задержка зависит от пропускной способности промежуточных каналов, размера очередей в портах маршрутизаторов, загрузки сети и физического расстояния.
3. Загрузка — объем операций, выполняемых сетевым устройством, таким, как маршрутизатор, или средняя загруженность канала связи.
4. Надежность обычно обозначает относительное значение количества ошибок для каждого из каналов связи.
5. Счетчик транзитных узлов — количество маршрутизаторов, через которые должен пройти пакет, прежде чем достигнет пункта назначения.
6. Стоимость — значение, обычно вычисляемое на основе пропускной способности, денежной стоимости или других единиц измерения, назначаемых администратором.
Сравним принципы построения метрики протоколов динамической маршрутизации EIGRP(Enhanced Interior Gateway Routing Protocol), RIP(Routing Information Protocol) и OSPF(Open Shortest Path First).

Протокол EIGRP считает метрику с помощью коэффициентов. По умолчанию они равны К1=1; К2=0; К3=1; К4=0; К5=0. Общая метрика вычисляется с помощью значений bandwidth (пропускной способности) и delay (задержки). Bandwidth вычисляется по формуле(1):

(1)

где bandwidth(m) – это минимальная пропускная способность канала на всем пути следования к сети назначения. Delay вычисляется по формуле(2) :

(2)

где delay(s) – это суммарная задержка на всех маршрутизаторах по пути следования к сети назначения.                       
Эти значения использует протокол EIGRP для подсчета метрики :

(3)

Если коэффициенты не менялись, то формула получает вид:

(4)

Количество переходов в протоколе EIGRP равно 224, чего более чем достаточно для современных сетей [12]. Протокол OSPF для оценки маршрутов в отличие от протокола EIGRP использует не комбинированную метрику, а простую метрику зависящую от ширины полосы пропускания канала связи. Метрика протокола OSPF рассчитывается по формуле:

(5)

где BW ширина полосы пропускания канала связи.   

Из формулы(5) видно, что для протокола OSPF каналы связи со скоростями выше 100 Мбит/с. будут иметь одинаковую метрику равную 1, так как в протоколе OSPF метрика меньше 1 не существует.

В большинстве реализаций RIP применяется простейшая метрика — количество транзитных узлов, т.е. промежуточных маршрутизаторов, которые пакету нужно преодолеть для достижения сети назначения.

Протоколы, основанные на методе вектора расстояния, требуют меньше вычислительных ресурсов маршрутизатора, чем протоколы с выбором по состоянию каналов связи с их сложными SPF-алгоритмами. С другой стороны, протоколы с выбором по состоянию каналов связи занимают меньшую часть полосы пропускания сети (кроме начального этапа изучения топологии сети) так, как они распространяют только информацию об изменениях, а не всю таблицу маршрутизации, что особенно важно для больших сетей [10].

5. QoS-маршрутизация и алгоритмы мультихоуминга

Важное место занимает маршрутизация с возможностью обеспечения качества обслуживания – QoS-маршрутизация. Задачей QoS-маршрутизации является нахождение такого пути между парой узлов, для которого при передаче данных значения ряда параметров по качеству обслуживания некоторого соединения заданных пользователем или провайдером не будут нарушены.

В настоящее время существует множество алгоритмов QoS-маршрутизации. Один из алгоритмов предполагает использование метрики, построенной на линейной комбинации двух метрик, отображающих различные параметры каналов, для поиска наикратчайшего пути. Основными недостатками являются – использование линейной функции, что ведет к некорректному результату функционирования и высокая вычислительная сложность. Еще один алгоритм заключается в организации последовательного вычисления выполнимого пути. Сначала находится оптимальный путь (пути) по одной из метрик и далее алгоритм проверяет его оптимальность для остальных метрик. В случае невыполнения поставленных условий оптимизация проводится по другой метрике до тех пор, пока не будет найден выполнимый путь.

За сам механизм передачи данных отвечают протоколы транспортного уровня. Протоколы этого уровня предназначены для взаимодействия типа точка-точка. Пример: TCP, UDP, SCTP.

На рисунке 2 [13] представлена классификация протоколов транспортного уровня. Особое внимание необходимо уделить специализированному транспортному протоколу SCTP (Stream Control Transmission Protocol) – протокол передачи управления потоком. SCTP предоставляет функции транспортного уровня для большинства приложений сетей TCP/IP. Базовыми оригинальными свойствами протокола SCTP являются многопотоковость и мультихоуминг.

Принцип мультихоуминга

Рисунок 1 – Принцип мультихоуминга.
(анимация: 6 кадров, задержка между кадрами 1 с, количество циклов повторения — бесконечное, размер 85 килобайт, создана при помощи gifovina.ru)

Свойство многопоточности позволяет дробить потоки, которые могут доставляться независимо, и, таким образом, потеря сообщения в любом из потоков будет касаться лишь отдельных потоков.

Рисунок 2. Классификация протоколов транспортного уровня.

Мультихоуминг [1] – свойство отдельной SCTP-конечной точки поддерживать множество IP-адресов. Использование этого свойства позволяет использовать избыточные сети для увеличения доступности. Свойство мультихоуминга может облегчить проблемы, возникающие при появлении ошибок маршрутизации в медленных сетях TCP/IP.

В настоящее время концепция мультихоуминга не применяется широко в сфере телекоммуникаций, так как еще до конца не разработаны алгоритмы его работы в сетях. Основной проблемой является нахождение объективного критерия для адекватного выбора оптимального пути. В идеальном случае критерий должен включать в себя QoS характеристики канала: пропускная способность, потери, задержка, джиттер и стоимость сети.

В ходе исследований была разработана модель сети с использованием концепции мультихоуминга. Для моделирования был взят трафик NASA за один месяц [14]. Разработанный алгоритм мультихоуминга представлен на рисунке 3.

При проведении исследований, было применено несколько модификаций данного алгоритма. Помимо комплексного критерия применялась оптимизация по отдельным характеристикам канала. Исходя из полученных результатов, использование комплексного критерия оказалось самым эффективным.

Рис.3. Алгоритм Мультихоуминга.

Выводы

Использование многопоточности и мультихоуминга значительно увеличивает производительность и надежность телекоммуникационных сетей. Однако применять данную концепцию не всегда уместно. Например работа услуг реального времени при применении мультихоуминга может быть некорректной или невозможной из-за различных или динамически меняющихся характеристиках каналов, выгоднее использовать многопоточность для больших объемов трафика не зависящего от реального времени. Так же существует ряд недостатков: если все доступные узлу соединения будут все время активны во время сеанса, но в этом не будет потребности, то это будет не оптимально с экономической точки зрения; с другой стороны, для подключения узла к сети при необходимости необходимо определенное время, за которое будут происходить потери данных. Решением данной проблемы будет использование долгосрочного прогнозирования поведения трафика в сети, для своевременной подготовки необходимого канала связи. С помощью данной комбинации методов, достоинства концепции мультихоуминга будут задействованы в полном объеме.

Важно! При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Гришаева, А.Д., Алтухов, Д.С., Дегтяренко, И.В. Применение механизма фаззи-логики для распределения потоков трафика в гетерогенной мультиоператорской среде // Автоматизація технологічних об’єктів та процесів. Пошук молодих. Збірник наукових праць ХІI науково-технічної конференції аспірантів та студентів в м. Донецьку 17-20 квітня 2012 р. - Донецьк, ДонНТУ, 2012. – с.20-22.
  2. Шелухин О.И. Самоподобие и фракталы. Телекоммуникационные приложения/ Шелухин О.И., Осин А.В., Смольский С.М. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2008. – 244 с.
  3. Жалейко Е.В. Методы моделирования самоподобного трафика/ Жалейко Е.В.//Материалы 7-й Международной молодежной научно-технической конференции «Современные проблемы радиотехники и телекоммуникаций» (направление №2 – «Телекоммуникационные системы и сети»). – Севастополь, 2011.
  4. Montavont, N., et al.: Analysis of Multihoming in Mobile IPv6. draft-ietf-monami6-mipv6-analysis-01 (June 26, 2006).
  5. Hiroyuki Koga, Hiroaki Haraguchi, Katsuyoshi Iida, and Yuji Oie. A Framework for Network Media Optimization in Multihomed QoS Networks/ National Institute of Information and Communications Technology, Japan. – 2009.
  6. Dae Sun Kim, Choong Seon Hong. The Primary Path Selection Algorithm for Ubiquitous Multi-homing Environments/ Department of Computer Engineering, Kyung Hee University. – 2008.
  7. Петренко А.С., Червинский В.В. Исследование методов балансировки нагрузки в глобальных сетях/ Петренко А.С., Червинский В.В. – Матеріали збірника наукових праць ХІI науково-технічної конференції аспірантів та студентів «Автоматизація технологічних об’єктів та процесів. Пошук молодих». – Донецьк, 2012. – С. 79-80.
  8. Дегтяренко І.В., Абраменко О.О., Чекунков О.С. Прогностичне керування навантаженням на сервери з використанням нейромережі/ Дегтяренко І.В., Абраменко О.О., Чекунков О.С.// Наукові праці Донецького національного технічного університету. / Збірник наукових праць ДонНТУ. Серія: Обчислювальна техніка та автоматизація. Випуск: 23 (201). — Донецьк, ДонНТУ, 2012. — C. 95–102.
  9. Гаськова И. А. Использование пакета OPNET IT GURU EDITION при проектировании мультисервисных телекоммуникационных сетей / Гаськова И. А.// Материалы Научно-технической конференции «Проблемы телекоммуникаций». Сборник тез. К.: НТУУ "КПИ", 2010. —188 с.
  10. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы : Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – c.355-378.
  11. Программа сетевой академии Cisco CCNA 1 и 2. Вспомогательное руководство, 3-е изд., с испр.: Пер. с англ. – М.:Издательский дом «Вильямс», 2008. – с.768-801.
  12. Протокол маршрутизации EIGRP [Електронный ресурс] // NETCONFIG.ORG. - Режим доступа : http://www.netconfig.org/category/routing/eigrp/.
  13. Кучерявый Е.А. Управление трафиком и качеством обслуживания в сети Интернет. – СПб.: Наука и Техника, 2004. – c.247-254.
  14. Two traces contain two month's worth of all HTTP requests to the NASA Kennedy Space Center WWW server in Florida [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ita.ee.lbl.gov/html/contrib/NASA-HTTP.html.