Парусный спорт
В индивидуальном разделе я хочу рассказать про парусное судоходство. В наше время парусные яхты ассоциируются с предметом роскоши, но я предлагаю взглянуть на них с другой стороны. Парусный спорт – один из самых захватывающих и красивых видов соревнований, которые придумал человек.
Парусный спорт возник в странах с развитым мореплаванием. Рождение парусного спорта можно датировать 1670 г., когда в английском городе Вульвиче состоялись первые в мире официальные гонки между яхтой короля Карла II и голландской шхуной. С этого времени состязания между отдельными владельцами яхт стали проводиться вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы и Америки. Зарождение его тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший в процессе улучшения ходовых качеств таких судов, проведение гонок между ними привели к созданию специальных судов, предназначенных только для любительского плавания, которые стали называться яхтами.
В октябре 1907 года была образована Международная федерация парусного спорта, в 1996 году организация была переименована в Международный союз парусного спорта (англ. International Yacht Racing Union (IYRU)). Штаб-квартира организации находится в городе Саутгемптон, графство Хэмпшир, Великобритания. Президентом ИСАФ в настоящее время является Гёран Петерссон (Goran Petersson). На сегодня организация объединяет 122 национальные организации.
Все соревнования по парусному спорту подразделяются на несколько видов:
А) по району плавания:
• кругосветные;
• океанские;
• морские;
• локальные.
Б) по типам (классам) яхт:
• монотипные – к данному виду состязаний допускаются только яхты, полностью соответствующие правилам обмера и сконструированные по строго регламентированным принципам;
• состязания макси-яхт – к соревнованиям допускаются только яхты, длина которых – не менее 30 метров (100 футов);
• соревнования яхт, соответствующих обмерной формуле – участвуют суда, соотношение нескольких параметров которых (водоизмещение, длина, площадь парусов) ограничено определенной величиной;
• гонки крейсерских килевых яхт и швертботов – в данном виде состязаний участвуют суда 2 видов:
• крейсерские яхты (от нидерл. kruiser от kruisen – плавать по определенному маршруту
, крейсировать
) – суда, особенности конструкции (например, обязательное наличие кают), укомплектованность некоторыми видами оборудования и уровень снабжения которых позволяют совершать длительные автономные переходы;
• шверботы (от нем. Schwertboot – лодка с мечом
) – парусные суда, не имеющие балластного киля и оснащенные швертом – специальным выдвижным плавником, препятствующим сносу яхты под ветер.
• соревнования однокорпусных яхт;
• состязания катамаранов (от тамильского каттумарам – связанные брёвна
) – двухкорпусных яхт;
• гонки на тримаранах – трехпалубных судах.
В) по профессиональному цензу:
• профессиональные;
• любительские;
• смешанные.
Г) по составу экипажа:
• одиночные – яхтой управляет один человек;
• командные – управлением судна занимается экипаж (от 2 до 40 и более человек, в зависимости от типа яхты);
• возрастные – в данном виде соревнований участвуют только спортсмены определенного возраста;
• по половому признаку – в некоторых состязаниях могут участвовать только мужчины, в других команда формируется исключительно из представительниц слабого пола.
Д) по виду дистанции:
• этапные – дистанция разделена на несколько отрезков (этапов);
• рейсовые – яхты следуют по определенному маршруту, не предполагающему заходов в порты и остановок (однако при необходимости судно может встать на якорь).
Е) по длине дистанции:
• короткие;
• длинные.
Ж) по правилам проведения соревнований:
• матчевые – победитель соревнований определяется по результатам серии матчей между парами участников, то есть, каждый спортсмен соревнуется поочередно со всеми остальными яхтсменами, участвующими в состязаниях;
• командные – несколько команд яхтсменов состязаются между собой;
• с пересадкой – каждый из спортсменов поочередно походит дистанцию на всех яхтах, участвующих в соревнованиях;
• гандикапные – в гонках участвуют суда разных классов, результаты, продемонстрированные яхтами, пересчитываются с учетом гандикапных баллов, отражающих некоторые особенности того или иного судна;
• по приходу – побеждает то судно, которое пришло к финишу первым.
Наиболее известные международные парусные регаты:
• Кубок Америки (англ. America's Cup) – одно из старейших международных состязаний (основано на 20 лет раньше Кубка Англии по футболу и за 45 лет до проведения первой современной Олимпиады), наиболее известное и престижное. Награда победителю – кубок из британского металла
; (сплава олова, сурьмы и меди, покрытого серебром) изготовленный компанией Гаррард и Ко
в 1848 году в виде кувшина, у которого отсутствует дно – в соответствии с требованием королевы Виктории. Правительница не желала, чтобы призовой кубок можно было использовать в качестве вместилища для напитков. На сосуде выгравированы наименования яхт-победительниц, причем в 1958 и 2003 году кубок пришлось дополнить основаниями, чтобы разместить названия очередных яхт-победителей. Обладателем этого престижного приза на протяжении 132 лет являлся Нью-Йоркский яхт-клуб, и лишь в 1983 году кубок достался яхтсменам из Австралии.
• Чтобы принять участие в розыгрыше Кубка Америки, следует одержать победу в предварительных отборочных соревнований (в данное время – Кубка Луи Виттона). Лишь после этого яхта-претендент может вступить в борьбу с представителями страны, судно которой одержало победу в прошлом сезоне.
• Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race), до 1997 года – Уитбред (Whitbread Round the World Race) – кругосветная командная регата, к участию в которой допускаются яхты класса Вольво 70 (однокорпусные, одномачтовые парусные суда, длина которых должна составлять 21,5 м, осадка – 4,5 м). С 1973 года до 2006 года проводилась раз в 4 года, в наши дни проходит раз в 3 года. Включает в себя 10 океанских этапов и короткие состязания в акваториях крупных городов (портовые гонки).
• Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) – основанная в 1989 году Филиппом Жанто (Франция) единственная одиночная кругосветная регата, не предполагающая остановок судна где-либо и получения посторонней помощи. Названо состязание в честь региона Франции Вандея, в столице которого – городе Ле Сабль д'Олон – начинается и заканчивается регата, проводимая на яхтах класса Open 60 (до 2004 года – Open 50). Чтобы участвовать в регате Ванде Глоб, яхтсмен должен доказать свою компетентность, совершив квалификационный переход через океан (длина дистанции – 2,5 тыс. миль, скорость – 7 узлов) или же поучаствовать в какой-либо одиночной трансокеанской гонке.
• Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) – кругосветная гонка одиночных яхт. Идею проведения состязания подал Дэвид Уайт (Америка) в 1980 году. Вначале регата именовалась официально ВОС Challenge, поскольку спонсировалась крупной британской корпорацией BOC (British Oxigen Corp), несколько позднее – Around Alone, а начиная с 2006 года, когда спонсором соревнований стала компания Velux – была переименована в Velux 5 Oceans. Гонка проходит в 3 этапа, общая протяженность маршрута – 30000 миль.
• Регата Сидней – Хобарт (Rolex Sydney Hobart Yacht Race) проводится с 1945 года, стартует ежегодно 26 декабря в бухте Сиднея, финиширует в порту Хобарт (устье р. Деруэнт, Тасмания). Соревнование организовано Королевским яхт-клубом Тасмании и яхт-клубом Австралии, с 2002 года спонсируется компанией Rolex (Швейцария). Участвовать в гонке могут суда, отвечающие определенным требованиям (длина – от 30 до 100 футов) и за полгода до начала регаты прошедшие квалификационную гонку или океанский переход – не менее 150 морских миль. В команде должно быть не менее 6 человек старше 18 лет. На борту обязательно должны присутствовать 2 человека, которые способны оказать квалифицированную медицинскую помощь, и 2 радиооператора. Каждый член экипажа должен иметь индивидуальный аварийный радиобуй (PLB или EPIRB). В Rolex Sydney Hobart Yacht Race могут участвовать и профессиональные яхтсмены, и любители.
Парусный спорт на просторах Украины существовал еще во времена СССР, тогдашние его времена характеризовались обширной поддержкой со стороны государства и предполагали полномасштабные соревнования с участием иностранных гостей. Но после распада Союза парусный спорт в Украине пришел в упадок, что можно увидеть исходя из количества клубов парусного спорта. В период с 1990 года по 1999 временами проводились небольшие мероприятия по парусному споту, но зачастую они основывались на частном, индивидуальном энтузиазме и не принимали общенациональный характер. В 2000 году была создана Парусная федерация Киевской области, а вслед за ней и Общенациональная Парусная федерация Украины (ПФУ). Основой для расширения и укрепления федерации стали профессиональные яхтсмены Украины, что также получали поддержку от своих иностранных коллег. По Украине начались открываться учреждения, где стали обучать парусному спорту, парусная школа в Сочи – одна из первых стала выпускать профессиональных яхтсменов, которые имели навыки и возможности выступлений на международной арене. Платформой для выступлений и тренировок яхтсменов Украины является Киевское водохранилище, а также Черное и Азовское море. Уже 10 лет на территории Украины проводятся международные соревнования по парусному спорту с участием иностранных спортсменов, что дало возможность Украине хорошо зарекомендовать себя в мировом парусном спорте.
Впервые я попал на парусную регату с моими родителями, когда мне было 6 лет. Это был Кубок Донбасса и по совместительству один из этапов кубка Украины, которые проводятся на Краснооскольском водохранилище в конце мая/начале июня. Друзья моих родителей давно занимаются парусным спортом и туризмом и имеют собственные парусные катамараны. У меня была возможность поучаствовать в гонке в первый же год, но, к сожалению, я перекупался и заболел. Кому было необходимо мое участие
в столь малом возрасте? Дело в том, что в парусной регате не всегда главное прийти к финишу первым. При определении победителя рассчитываются разные коэффициенты, которые зависят не только от площади парусов, но и от количества членов команды. Так что в 6 лет я был очень выгодным балластом =).
В следующем году мой дебют в парусном спорте все-таки состоялся, наша команда заняла первое место в абсолютном зачете, а мне вручили грамоту как самому младшему участнику соревнований. С тех пор, каждый год я участвовал в парусной регате на Краснооскольском водохранилище. Кроме того, я участвовал в регате на Азовском море и Кременчугском водохранилище.
Очень яркие воспоминания остались после Азова… Азовское море очень коварное и абсолютно не предсказуемо. Штиль может смениться на шторм буквально за 10–15 минут. Именно это произошло, когда проходила двухдневная гонка. Во время старта и несколько часов после стоял полный штиль, была невыносимая августовская жара. Дым от сигарет заскучавших участников уныло зависал над палубой. Но вскоре за несколько минут ветер усилился до штормового, и поднялись двухметровые волны. В тот раз несколько катамаранов перевернулось, и у двух сломало мачту. Но, не смотря ни на что, мне очень понравилась та гонка, я даже оказался на некоторое время за рулем, пока остальные брали рифы – уменьшали площадь парусов. За эти годы я многому научился и даже занял второе место в гонке молодых капитанов в 2011 году.
В заключение я хочу сказать, что парусный спорт не только очень красив и благороден, но и весьма опасен. Море не прощает ошибок.© Но, с другой стороны, парусный спорт закаляет и воспитывает характер. Мне очень повезло, что в моей жизни, хоть немного, но присутствует парусная регата:
1. Парусная федерация Украины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sfu.com.ua/2/protocols.html
2. Парусный спорт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molomo.ru/myth/sailing.html
3. Парусный спорт – Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Парусный_спорт
4. THE OFFICIAL WEBSITE OF THE INTERNATIONAL SAILING FEDERATION. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sailing.org/