Аниме и манга
Введение
На самом деле тяжело было определиться с темой индивидуального раздела. Было еще минимум три достойных варианта, но выбор пал на сабж после того как я задал себе вопрос: Что с наибольшей легкостью может увлечь меня на несколько часов, несмотря на настроение?
. Тут ответ стал очевиден – это аниме и манга. В каком плохом/хорошем настроении я бы ни был, я всегда смогу найти
аниме или мангу соответствующую своему состоянию и пропаду из реального мира на пару часов:).
Свое знакомство с этими жанрами, сам того не подозревая, я начал еще в детстве. Я смотрел, и меня просто манили большие круглые глаза. На то время это было так необычно, что привлекало и затягивало мгновенно. Дальше все пошло само собой. С появлением интернета логичным образом вышел на мангу, узнав что именно с нее рисуют аниме. Собственно из-за того что сюжетная линия в манге идет далеко впереди анимешной, регулярно стал читать и мангу. И вообще благодаря аниме стал большим поклонником японской культуры.
Манга
«Роман в рисунках» – возможно, самый точный перевод японского слова manga. Это и форма изобразительного искусства и литература. Мангу читают люди самых разных возрастов и интересов.
Манга – это произведения самых разных жанров: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика и др. Само слово manga было введено в обращение известным японским художником Кацусики Хокусаем в 1814 году, когда им была создана книга черно-белых эскизов, которые он назвал «MANGA» (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная. Как правило, по популярной манге, снимается аниме, но случается, что манга создается на основе уже существующего аниме или фильма, например, по «Звёздным войнам».
Общие сведения
В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и др. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. По популярной манге снимается аниме. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся. Читается манга справа налево, причиной чему японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.
Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции. Подавляющее большинство сначала выходит в толстых (от 200 до 1000 страниц) журналах, которых существует больше сотни, а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов [2].
Тематика
Детская манга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла не существует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию. Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновение с наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, стремятся к «технологизации». Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миром фантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не просто прямолинейное добро-или-зло. Жизнь имеет смысл, хотя за него иногда необходимо побороться. Кропотливый труд приносит свои плоды в конце. Трудности возникают, но могут быть преодолены. Сила черпается из помощи окружающим, даже иногда из самопожертвования. Из таких вот простых, но всеобъемлющих тем, вплетенных в добротный сюжет, и возникает магия манги и аниме. Как и все хорошее, они когда-то заканчиваются. Герои и героини умирают, женятся и исчезают. Есть три типичных концовки: герой побеждает (заполучает трон, расположение другого пола), герой умирает (обычно после победы), герой вроде как побеждает, а на самом деле оказывает в большом проигрыше [3].
Аниме
Аниме – это анимация, созданная в Японии, примерно, с 1917 года. Вначале это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут. Самым первым японским анимационным фильмом считается Новый альбом набросков
(Дэкобоко Син Гатё
, 1917) Дэкотэна Симокавы. Он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку. К сожалению, они не сохранились. Уже в 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превышала 15 минут. Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката. Термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме - это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги.
Наиболее заметным и классическим признаком аниме являются «большие глаза» – подчас непропорционально большие глаза у персонажей. Это связано с рядом моментов. Во-первых, первоначально большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовались исключительно у персонажей сёдзе-манги, поскольку на Востоке подобное считается весьма красивым. Во-вторых, глаза в японской анимации являются центральным объектом лица (в американской современной анимации, напротив, таким объектом считается рот) и означают готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем уже глаза персонажа, тем ниже у него эти способности, поэтому «большие глаза» означают юность, наивность, доверчивость, открытость т.п.
Ещё следует отметить следующие особенности, непривычные для нашего зрителя: Посреди сериала герой может легко «превратиться» в плюшевого зайчика/собачку/кошечку с соответствующими атрибутами навроде ушек и хвоста. Таким образом авторы подчеркивают «детскость» персонажа и несерьезность его поведения. Когда у персонажа «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервно усмехается и находится в стрессовом состоянии. Также в состоянии стресса персонаж находится, когда он вдруг «обесцвечивается» и на заднем плане начинают извиваться какие-то червякообразные полосы:)
Большая часть аниме – ТВ–сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео (OAV–сериалы). Однако есть и множество ТВ–фильмов и полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. С другой стороны, многие аниме — экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть аниме — детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает «семейное аниме», которое дети смотрят вместе с родителями. Сериальность диктует свои законы — создатели аниме менее, чем аниматоры других стран, склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда важность качественного озвучания) и разработке сюжета. Дизайнеры в аниме важнее аниматоров. Созданием аниме занимаются аниме–студии, обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров (ТВ–каналы, корпорации по выпуску игрушек, манга–издательства). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому студии часто бывает присущ определенный «студийный стиль», который задают ведущие дизайнеры [1].
Список источников:
- Информация о аниме. — Режим доступа: easttime.ru
- Статья о манге. — Режим доступа: visitjapan.ru
- Аниме и манга. — Режим доступа: Аниме и манга в истории.