Игра на губной гармонике
Содержание
- Мотивация
- Первая губная гармоника
- Техника игры на инструменте
- Распространение в различных стилях музыки
- Лечебные свойства губной гармоники
- Источники информации
- Дополнительная информация
Мотивация
На сегодняшний день губную гармонику уже можно назвать инструментом экзотическим, ведь далеко не каждый в своей жизни слышал этот инструмент хотя бы на записях, а в живую так и подавно. Даже среди профессиональных музыкантов гармошка не воспринимается в серьез и если Вы спросите выпускника консерватории о выдающихся джазовых гармонистах, то половина из них в лучшем случае назовет Вам одно имя, а большая часть скажет, что таковых в истории джаза нет. Это утверждение, конечно же, ошибочно и этим материалом я хотел бы пролить немного света и, самое главное, хотя бы немножечко популяризировать этот инструмент. А так же постараться вернуть к нему серьезное отношение, коего он заслуживает на ровне со всеми остальными музыкальными инструментами.
Первая губная гармоника
Несмотря на то, что музыкой я занимаюсь с раннего детства, а именно с семи лет, первая губная гармоника появилась у меня достаточно недавно – зимой 2008 года. Тогда, по счастливой случайности, я ошибочно скачал книгу, нажав не на ту ссылку. С книгой также шли аудио-примеры, а потому конца закачки пришлось ждать всю ночь. На утро я был очень удивлен тем, что же на самом деле я скачал, но послушав аудиозаписи решил попробовать поиграть на этом инструменте. С тех пор он стал моим основным инструментом и сейчас вся моя концертная деятельность построена вокруг него.
Итак, как же выбрать первый инструмент. На сегодняшний день в Украине можно найти гармоники от трех основных производителей – Hohner, Seydel и Suzuki.
Все три производителя используют уникальные технологии производства своих инструментов, а потому однозначно определить «победителя» не удастся, однако можно определиться с предпочтениями.
Инструменты Hohner – самые распространенные губные гармоники на сегодня. Их особенность заключается в том, что их платы и язычки на них (сердце гармошки, основные части инструмента, которые издают звук) сделаны из латуни. Это материал достаточно мягок, что дает как преимущества, так и недостатки. Преимущество заключается в том, что этот материал наиболее податлив, а значит играть на нем легче всего и «доводить» гармошку под свои нужды – тоже. Спросите любого гитариста, и он скажет вам как много всего он настраивает в гитаре под себя. Это же касается почти всех инструментов и гармошка не исключение. Недостаток же в том, что они самые хрупкие, изнашиваются быстрее всех и доводку сохраняют не долго, что заставит вас подстраивать инструмент под себя очень часто. Обманчивая легкость игры так же позволит не очень усидчив музыкантам не до конца освоить все тонкости техники игры, ошибочно полагая, что раз инструмент звучит и так, то они не нужны. Однако эти гармошки благодаря своей распространенности наиболее доступны. Если решитесь покупать инструмент этой фирмы – я рекомендую модели Special20 или Golden Melody.
Гармоники фирмы Seydel на сегодня являются одними из самых дорогих. Их язычки выполнены из стали, что делает их куда надежнее Hohner, их достаточно настроить один раз и скорее всего Вам либо вообще больше ничего не придётся менять, либо после уж очень усердной игры слегка вернуть все на свои места. Но вот эта самая настройка дастся Вам очень непросто, особенно первые разы. Для хорошей игры на этих инструментах Вам также потребуется хорошая техника дыхания и звукоизвлечения, т.к. сталь куда менее отзывчива и играть на ней сложнее. Найти их в Украине достаточно сложно, если же решите их приобрести, я рекомендую модели 1847 или Session Steel.
Инструменты Suzuki – это нечто среднее между Seydel и Hohner. Они используют некий уникальный сплав для своих язычков. Особенность из инструментов в том, что внутренние детали у них хуже заменяются, а потому ремонт Вам обойдется или дороже или попросту станет невозможным. Я мало играл на этих инструментах, но советую обратить внимание на модели Manji и Promaster.
У губных гармоник есть такое понятие как ключ, в котором они настроены. Он определяет какие именно ноты Вы сможете сыграть на конкретной гармошке и как высоко или низко они будут расположены. Для начала я рекомендую покупать инструмент в ключе C (До).
Техника игры на инструменте
В основе игры на губной гармонике, как и на любом другом духовом инструменте, лежит правильное дыхание. Под правильным в данном случае понимается диафрагменное дыхание, так же известное как «дыхание животом» или «игра на опоре». Суть в том, что вдыхать следует, используя диафрагму. Для этого необходимо работать мышцами низа живота, расположенными между пахом и пупком. Если обратить внимание на спящего человека, то скорее всего он будет дышать именно так. Что бы прочувствовать эти мышцы можно попробовать сделать следующее упражнение: встать ровно, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть весь воздух, не вдыхая наклонится вперед и попробовать пошевелить животом. Скорее всего вы будете шевелить именно диафрагмой [2].
Губная гармоника – единственный духовой инструмент, на котором играют как на вдох, так и на выдох, поэтому необходимо научится дышать через гармонику. Не дуть, выдувать, всасывать, втягивать, выпускать или что-то еще, а именно дышать. Весь путь воздушного потока должен быть максимально открытым. Это означает, что необходимо следить, чтобы расслабленными были все части вашего тела, на пути от легких до гармоники. Плечи не должны подниматься ни на вдох ни на выдох, горло не должно быть напряжено или пережато, оно должно быть напряжено ровно на столько, насколько и когда Вы молчите и спокойной дышите. Язык должен быть опущен ниже зубов, рот открыт достаточно широко, чтобы гармошка полностью помещалась между зубов, губы практически расслаблены, сохраняется лишь легкий тонус в уголках губ. Пробуйте играть в таком положении через первые три отверстия на гармонике, пока звук не станет ровным и чистым.
После дыхания необходимо освоить игру одиночными нотами. Это можно делать как блокировкой языком, так и блокировкой губами. Я расскажу про второй метод, т.к. он на мой взгляд предпочтительнее. Необходимо положить гармонику в рот достаточно глубоко, так, чтобы верхняя губа закрывала две трети верхней крышки гармоники. Слегка наклоните гармонику, примерно под углом 45 градусов. В нижней губе у каждого человека есть естественная выемка, в которую должно попасть то отверстие, через которое вы собираетесь играть, благодаря тому, что вы слегка наклонили инструмент, а губы находятся в легком тонусе, соседние от выбранного отверстия дырки перекроются губами и воздух будет проходить только через нужное. Осваивайте такую игру как на вдох так и на выдох по всему инструменту. Выучите несколько простых мелодий [3].
Следующий этап – бенды. Это способ понизить тон, который звучит при естественном вдохе или выдохе. На отверстиях с первого по шестое бенд можно сделать на вдох, с восьмого по десятое – на выдох. Это обусловлено тем, что внизу гармоники нота на вдох выше ноты на выдох, а в верхнем регистре инструмента – наоборот. Начинайте с бендов на вдох, для этого попробуйте без инструмента на вдохе произнести букву «Х», перемещая при этом язык, так чтобы звук «Х» звучал то высоко то низко, в разных положениях языка. Это именно то движение языка, при помощи которого делается бенд, пробуйте проделывать его с инструментом, пока не услышите понижение звука. Затем, когда сможете понижать звук – попробуйте понизить его до следующей ноты, относительно той, которая звучит при естественном вдохе. Для этого можете поиграть ноты на фортепиано или воспользоваться тюнером. Это самый сложный этап освоения губной гармонике, задержитесь на нем подольше, разучите побольше композиций с бендами, пока они не станут звучать достаточно близко к обычным нотам, извлекаемым на вдох или выдох.
Последующие техники игры являются уже не столь обязательными, а скорее «украшательными», позволяющими сделать игру интереснее или разнообразнее.
Например, можно поместить гармонику в рот так, чтобы вдыхать или выдыхать через четыре смежных отверстия, затем перекрыть средние два языком, благодаря зазвучит «октава» – две одинаковые ноты (например До или Ре), расположенные одна выше другой.
Отдельное внимание следует уделить артикуляции. Это то, как использовать язык и положение губ при игре на инструменте. Например, быстро произнося «та-ка-та-ка» во время игры можно сыграть одни и те же ноты подряд достаточно быстро и коротко. Экспериментируйте с различными слогами и звуками во время игры, это может открыть новые возможности.
Распространение в различных стилях музыки
Губная гармоника у большинства людей ассоциируется с народной музыкой. Будь то немецкие марши, или американская фолк–музыка, такая как блюз или кантри.
Действительно, в этих стилях гармоника распространена больше всего. Множество выдающихся исполнителей блюза прославились благодаря своей игре на гармонике. Это Junior Wells, Little Walter, Big Walter, Sonny Boy Williamson II, Sony Terry.
Губная гармоника в блюзе прошла долгий путь развития. Первые записи гармошки можно найти в архаичном блюзе, когда один и тот же человек играл одновременно на гитаре, подпевал себе голосом и иногда подыгрывал на гармошке, расположенной в специальной подставке у него на шее. Чуть позже исполнители на гармонике стали ценится чуть выше и их приглашали в дуэты с гитарой, где гармошка была уже равным гитаре инструментом. Долгое время губная гармоника записывалась именно так – в небольших блюзовых составах, по большей части акустических. Наконец в 1951 г Little Walter впервые записал губную гармонику через специальный предусилитель и микрофон, сделав ее звук похожим на электрогитару. Это дало инструменту «второе» дыхание, дав ему равное место в электронных блюзовых и роковых составах того времени.
Но гармошку можно найти не только в блюзе. В Японии она стала инструментом классической музыки. По сей день там можно найти целые оркестры, состоящие из различных губных гармоник. Это и диатонические инструменты, и хроматические, и басовые гармошки, и аккордовые, и тремоло и различные другие вариации.
В популярной музыке гармошку можно услышать не так часто, а потому мало кто сегодня слышал этот инструмент вживую.
В последнее время гармошка находит свое применение и в джазе. Toots Thielemans и Gregoire Maret – наиболее яркие представители хроматической губной гармоники в джазе. Каждый из них разработал собственный инструмент, который выпускают фирмы Hohner и Suzuki соответственно.
Среди представителей диатонической гармоники наиболее известны в джазе Howard Levy, Frederic Yonnet, Don Les, Борис Плотников.
Лечебные свойства губной гармоники
Современная медицина, как и древние восточные учения, сходятся во мнении, что дыхательные упражнения можно рассматривать в качестве наиболее сильного средства для физического и психического оздоровления организма.
С давних времен человечество пытается найти лучшую дыхательную систему, гимнастику, метод, который был бы наиболее полезным для здоровья человека, являлся бы естественным профилактическим методом многих заболеваний и обладал наилучшими лечебными свойствами.
Сейчас самыми известными и наиболее полезными для здоровья, что подтверждено многими исследованиями, являются следующие дыхательные системы и практики:
- Пранаяма: дыхательные практики в йоге
- Восточная гимнастика тай-цзи
- Эндогенное дыхание по Фролову
- Система трехфазного дыхания (система правильного дыхания)
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой
- Метод Бутейко
Каждая из вышеперечисленных методик и систем может существенно улучшить качество жизни больных при трудно излечимых хронических заболеваниях, таких как астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить ещё большее. Самое удивительное, что губная гармошка – это единственный музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных дыхательных систем и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание, при игре на губной гармошке, тренируется как на выдох, так и на вдох. На губной гармошке невозможно научиться играть, не научившись дышать правильным и самым здоровым типом дыхания.
Регулярная игра на губной гармонике оказывает наибольшее терапевтическое влияние на следующие три группы заболеваний:
1) Болезни дыхательных путей: бронхит, воспаление легких, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма.
В первую очередь, конечно же, игра на губной гармонике является одной из самых лучших профилактик заболеваний дыхательных путей. Людям, которые часто болеют, рекомендуется заниматься ежедневными специальными дыхательными упражнениями, или задуматься о покупке губной гармошки. Регулярные занятия на губной гармонике настолько положительно сказываются на улучшении функции легких, укреплении дыхательной мускулатуры и тренировки диафрагмы, что на Западе гармошку активно используют в медицинских учреждениях даже для лечения такого тяжелого заболевания, как астм.
А для тех, кто борется с так называемым «бронхитом курильщика», или желает намного быстрее очистить организм после долгих лет табакокурения – нет лучшего способа, чем начать регулярно играть на губной гармонике.
Для тех, кто только собирается начать заниматься игрой на губной гармошке в том числе в терапевтических, реабилитационных и профилактических целях, очень важно приобрести губную гармошку не с медными язычками, поддающуюся корозии, которая является мощным аллергеном, а губную гармошку исключительно с язычками из нержавеющей стали. На данный момент только один единственный производитель в мире, фирма Seydel, выпускает такие максимально «здоровые» губные гармоники.
Те, кто болеет хроническими заболеваниями, перед тем, как начнут регулярно играть на губной гармошке должны обязательно проконсультироваться у своего врача. Такие занятия должны проходить только в период ремиссии.
2) Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Регулярная игра на губной гармонике позволяет улучшить кровоснабжение и способствует насыщению кислородом сосудов всего организма. А у тех, кто страдает гипертонической болезнью, нормализуется артериальное давление.
3) Психические расстройства и заболевания.
Здесь идет речь не только о, всем известном благоприятном воздействии музыки на психику человека, а и о уникальных возможностях именно губной гармоники. Во-первых правильное дыхание, без которого игра на губной гармошке невозможна, напрямую и моментально влияет на психическое и физическое состояние организма. Известная истина: «хочешь изменить состояние – измени дыхание» работает в реальном времени. Человеку, который находится в негативном состоянии, достаточно изменить тип и ритм дыхания в данный момент времени, чтобы «выскочить» в другое состояние, а игра на губной гармошке способствует «переходу» исключительно в позитивное состояние. Помимо этого губная гармошка еще и буквально физически влияет на психическое состояние человека. Каким образом? Звук на губной гармонике возникает при воздействии воздушной струи на язычки губной гармошки, от чего те начинают колебаться. Данные колебания, на самом деле, очень хорошо ощущаются и распространяются в черепной коробке и даже во всем теле, что приводит к тому, что человек входит в лёгкое «измененное состояние сознания« сродни тем, которые достигаются медитативными релаксационными техниками (сравните с вибрациями в теле во время медитации «Ом»). Регулярное пребывание в таких измененных состояниях наилучшим образом сказывается на психическом и физическом состоянии организма, улучшается настроение, появляется ощущение гармонии, прилива сил и энергии [1].Губная гармошка выводит человека из депрессивных состояний и повышает интерес к жизни!
Быть губным гармонистом – это удивительная возможность не только получать удовольствие от музыки, но и ощущать себя здоровым и счастливым человеком!
Источники информации
- Украинская школа губной гармоники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: harmonica.kiev.ua – Яз. рус.
- Русскоязычное сообщество исполнителей на губной гармонике[Электронный ресурс]. – Режим доступа: harmonica.ru – Яз. рус.
- Англоязычное сообщество исполнителей на губной гармонике[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Modern Blues Harmonica – Яз. рус.