Отчет о стажировке в Штутгартском университете
- Введение
- 1. Дорога и первые впечатления
- 2. Университет
- 3. Стажировка
- 4. Штутгарт и Германия
- Итоги и общие впечатления
Введение
На первом семестре обучения в магистратуре я стал обладателем стипендии имени Леонарда Эйлера от немецкой службы академических обменов DAAD, предполагавшей месячную стажировку в Университете Штутгарта. Здесь я хочу рассказать о самой поездке и ее результатах.
1. Дорога и первые впечатления
Как обычно и бывает, уже сама дорога была довольно насыщенной на события. Маршрут, с целью экономии, был выбран довольно длинный и долгий и включал поездку поездом из Донецка в Киев, а затем самолетом и поездом до Франкфурта-на-Майне и Штутгарта соответственно. Вся дорога должна была занять сутки, поэтому было решено ехать группой из 4-х человек. Как оказалось впоследствии, маршрут был выбран не особо удачно.
Для начала двое товарищей едва не опоздали на киевский поезд. К счастью, все обошлось 20-минутным марш-броском с чемоданами через весь поезд до нашего купе.
Поездка до Франкфурта обошлась без особых происшествий.
Казалось, вот она, долгожданная Германия, но уже в аэропорту снова начались неприятности. Для начала доблестные немецкие таможенники усомнились в благопристойности намерений половины нашей группы и с недобрыми усмешками и словами «Kommen Sie mit uns!» увели оных в неизвестном для остальных направлении, мотивировав это отсутствием у предполагаемых студентов приглашений от немецкого университета. Подняв в телефонном режиме на ноги добрую половину Штутгарта товарищам таки удалось доказать правомерность и законность своего пребывания на территории дружественной Германии.
До поезда на Штутгарт оставалось 5 минут, когда группа, наконец, собралась на вокзале. Мы уже заходили в вагон, когда проводник сообщил нам прекрасную новость, – поезд оказался сдвоенным, и та его половина, в которую мы намеревались попасть, следовала в совершенно другом направлении. А так как поезд стоял у платформы чуть менее минуты, нашей следующей остановкой стали кассы вокзала Франкфурта.
Кассиры лишь посмеялись, когда мы объяснили им ситуацию, но билеты все же поменяли. Причем бесплатно.
Так что в Штутгарте мы были уже ночью, потому знакомство с городом и Германией в целом благоразумно решили отложить на следующий день.
2. Университет
Университет Штутгарт – государственный университет в городе Штутгарт, Германия. Университет был основан в 1829 году и пользуется международным признанием в области технических и естественнонаучных дисциплин.
Структурно университет состоит из 10 факультетов, а также включает Центр высокопроизводительных вычислений (HLRS) и университетскую библиотеку.
Здания институтов, студенческих общежитий, спортивных сооружений и столовой образуют огромный (по украинским меркам) комплекс протяженностью более полутора километров.
Конечно же, первым, с чем довелось познакомиться, была общага, в которой мне предстояло жить этот месяц.
Следует отметить, что комнаты в общежитиях, в отличие от отечественных аналогов, рассчитаны на одного человека, а также чисты и довольно ухожены. Мне досталась комната с отличным видом на озеро и лес.
За время стажировки мы побывали в нескольких институтах университета, таких как ISYS, IAS, IPVS, HLRS, где встретились с их руководителями, работниками и студентами.
Помимо официальной презентации институтов, с рассказом об их истории и основных направлениях деятельности, с нами провели несколько экскурсий, где показали реальные проекты, над которыми работают студенты университета Штутгарта. Это и знаменитый автоматизированный вратарь GOALIAS, и проект David – система для взятия ворот, и многое другое. Так, например, в IAS нам предоставили возможность посоревноваться в скорости реакции с компьютерной системой при игре в настольный футбол,
3. Стажировка
Основную стажировку я проходил в Hochleistungsrechenzentrum Stuttgart (HLRS). Моей темой был разрабатываемый там программный комплекс SEGL.
SEGL – это система, которая используется для описания сложных научных и промышленных вычислительных экспериментов, требующих высокопроизводительных ресурсов. Эти эксперименты представляются в виде технологического процесса и выполняются на реальной высокопроизводительной системе.
Основной целью системы является предоставление удобного и относительно легкого доступа к высокопроизводительным ресурсам для специалистов из разных областей, таких как физика, химия, биология и т.д., которые имеют мало опыта работы с высокопроизводительными компьютерными системами.
Система имеет клиент-серверную архитектуру. При этом все эксперименты создаются в клиентской части, которая может находиться где угодно, а обрабатываются и хранятся на сервере.
Основная цель моей работы заключалась в улучшении уже существующего веб-интерфейса клиентской части. Для выполнения этой задачи, были изучены следующие технологии:
- Spring Framework – универсальный фреймворк с открытым исходным кодом для Java-платформы;
- Google Web Toolkit (GWT) – свободный Java-фреймворк, который позволяет создавать Ajax-приложения на основе Java;
- Hibernate – библиотека для языка программирования Java, предназначенная для решения задач объектно-реляционного отображения;
- Scalable Vector Graphics (SVG) – спецификация для описания двумерной векторной графики;
- MVC, MVP, MVP4G – шаблоны для структурирования разработки программного обеспечения.
Были также изучены основы работы с такими программными продуктами:
- IntelliJ IDEA – интегрированная среда разработки на языке программирования Java;
- Maven – фреймворк для автоматизации сборки проектов;
- Apache Tomcat – контейнер сервлетов с открытым исходным кодом;
- PostgreSQL – свободная объектно-реляционная система управления базами данных.
В ходе работы было реализовано несколько элементов веб-интерфейса пользователя системы SEGL.
Также был прослушан недельный курс лекций по темам MPI, OpenMP, итеративные решатели систем уравнений, включавший в себя, помимо самих лекций, комплекс практических заданий по материалам занятий.
4. Штутгарт и Германия
Любовь к путешествиям – это, безусловно, немецкая черта. Мы также решили не отставать, тем более что инфраструктура и транспортная система этому только способствуют: весь транспорт ходит строго по расписанию, а выбор маршрута, даже самого сложного, через полстраны и с множеством пересадок, занимает не более нескольких минут.
Так, мы побывали в Нюрнберге, Бамберге (один из немногих старинных городов Германии, уцелевших во время Второй мировой войны), Мюнхене, с его знаменитым Немецким музеем – самым крупным музеем естествознания и техники в мире.
Наибольшее количество впечатлений, конечно же, оставила поездка к замку Нойшванштайн, который расположен около городка Фюссен, недалеко от австрийской границы. Величественные замки и прекрасные альпийские ландшафты вряд ли кого-то могут оставить равнодушными.
Не обошли вниманием, конечно, и сам город Штутгарт. Это и центральные Konigstrasse и Schlossplatz, и музеи Porsche и Мерседес.
Музей Porsche – выставочный комплекс в районе Цуффенхаузен города Штутгарт, собравший под своей крышей экспонаты, рассказывающие об истории марки Porsche с момента её создания до сегодняшних дней.
В музее Mercedes-Benz выставлено на всеобщее обозрение более 160 экспонатов – транспортных средств, относящихся к разным периодам истории завода.
В 20 минутах езды пригородным поездом от Центрального вокзала расположился городок Эсслинген, который сохранился со средних веков.
Также внимания заслуживает Биркенкопф (Birkenkopf) – один из самый высоких холмов в Штутгарте. Сегодня его высота составляет около 511 метров над уровнем моря. В период с 1953 по 1957 год, более 15 млн. кубометров обломков от бомбардировок во время второй мировой войны которым подвергся Штутгарт, было вывезено на вершину холма, что привело к увеличению его высоты приблизительно на 40 метров.
Итоги и общие впечатления
По итогам работы за рубежом я получил положительный опыт сотрудничества в научной сфере. Принимая участие в работе над проектом, получил возможность усовершенствовать навыки как индивидуальной, так и групповой исследовательской работы. Улучшил в реальных условиях знания иностранных языков и, конечно же, получил море впечатлений.
Итоги нашей поездки даже нашли свое отражение в статье газеты HLRS.