Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор исследований по теме
- 4. Современные трансформации религиозного региона социальной реальности
- Выводы
- Список источников
Введение
Вся история человечества и ее развитие в рамках различных культурных и цивилизационных объединений детерминированы наличием религиозного сегмента в четко выраженных институциональных формах, охватывающих все формы социальных взаимодействий и конструирования индивидуальных личностей с их последующей инициацией и включеним в общину. При последующем переходе к формированию объединений государственного типа с выделением различных институционально-структурных единиц по типам и особенностям внутренних и внешних взаимодействий, религиозным организациям была предоставлена функция легитимизации их в обществе, а также регуляция этическо-моральной, культурной и прочих сфер жизнедеятельности социума. Не следует оставлять в стороне тот факт, что религиозное мышление в этот период времени оставалось доминирующей парадигмой конкретных обществ, именно потому формально выделенные социальные структуры не имели возможности проводить собственную независимую политику в подконтрольных областях. С началом стремительного развития науки, появлением научно-технических революций, общественных потрясений и возникновения светских доктрин в области государственного управления, религиозный сегмент был вынесен за рамки властных полномочий локальных органов власти. В некоторых государствах состоялись попытки полного уничтожения плоскости религиозного в обществе, другие страны оставили возможности широкого взаимодействия социально-политических институций с религиозными течениями в рамках образования, культуры, медицины, регистрации браков и т.д. Сегодня поле религиозного в любой части земного шара имеет широкое влияние на локальные культурные, социальные и политические процессы.
1. Актуальность темы
В начале XXI века на арену исторического развития был вынесен абсолютно новый инструментарий, позволяющий стремительными темпами кроить привычные современному человеку социальные связи, устойчивые культурные и политические объединения, а также политическую карту мира в целом – это мультимедийные и информационные технологии, в целом объединенные явлением Internet. В целом, последствия использования человеком достижений Internet-индустрии в плоскости культурно-социальной видны невооруженным взглядом – это и возможности мгновенного обмена информацией в совокупности с консолидированием общественного мнения и соответствующей реакцией в виде протестных акций, организованных как раз с помощью виртуального пространства и присутствующих в нем социальных сетей, объединяющих пользователей; это взаимодействия в области культуры, позволяющие знакомиться с достижениями далеких для каждого конкретного локального пользователя цивилизаций, получать фактически новый опыт и трансформировать собственные взгляды и убеждения под влиянием новых факторов; это обширное поле для всевозможных взаимодействий между индивидуальностями и социальными объединениями, последствия которых в некоторой степени абсолютно нельзя назвать предсказуемыми. Таким образом возникает вопрос о том, каким образом в современном обществе, подверженном огромному количеству зачастую противоречащих друг другу тенденций, способны развиваться и взаимодействовать между собою и с социумом религиозные организации, каким образом будут трансформироваться либо трансформировать пространство вокруг себя их религиозно-догматические, институциональные, социально-культурные особенности.
2. Цель и задачи исследования
Целью данного научного исследования является изучение современных трансформаций религиозного поля социальной реальности.
Для достижения поставленной цели исследователем был поставлен ряд следующих задач:
- Выявление структурных трансформаций современных традиционных и новых религиозных движений.
- Изучение изменения догматической составляющей учений религиозных организаций.
- Определение подходов и тенденций во взаимоотношениях религиозных организаций с социальными и политическими структурами.
- Характеристика моделей использования современных информационных каналов и виртуального пространства Internet религиозными структурами.
- Прогнозирование дальнейшего развития религиозных организаций в рамках современного информационного общества, определение их роли и места в формировании общества нового типа.
Объектом исследования являются современные религиозные организации, движения, институции и объединения.
Предметом являются особенности их развития и трансформирования в рамках современного информационного общества и развития виртуальных Internet-технологий.
Методологическая основа исследования базируется на использовании общенаучных и общефилософских научных методов, а именно: исторический, компаративистский, герменевтический, структурно-типологический, культурологический, методы логического анализа и синтеза.
3. Обзор исследований по теме
Изучение явления религии имеет междисциплинарный и дифференцированный характер, поскольку практически все сферы человеческой деятельности в тех или иных рамках либо детерминируются, либо соприкасаются с полем религиозного, что позволяет говорить об огромном интересе к данному вопросу со стороны исследователей различных тематических направлений.
Новое и новейшее время, в связи с появлением такой отрасли научного знания, как психология, позволяют с полной уверенностью говорить о возникновении смежной области психологии и религиоведения под названием «психология религии», которая занимается исследованиями религиозных явлений с точки зрения психологической парадигмы, а именно рассматривает основания появления, дальнейшего структурного развития и собственно процессов жизнедеятельности институций религиозного характера как в плане отдельной человеческой личности и особенностей устройства ее психологии, так и с ракурса социальных взаимодействий ряда индивидов в общественной плане. Это позволяет выяснить характер отношений между религиозными организациями и социальными объединениями, охарактеризовать их взаимосвязь, тенденции дальнейшего развития и влияния на формирование индивидуальных особенностей каждого из своих членов. В этой отрасли можно и следует выделить работы З. Фрейда и У. Джеймса, второго принято вообще считать одним из фактических основателей психологии.
Исследования М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера принято относить к области социологии религии, которая, в качестве смежного и междисциплинарного направления, характеризует взаимодействие социального и религиозного, в основном находя причины появления религиозных институций и соответствующего религиозного поведения именно в сложившихся социальных отношениях в рамках конкретной общности.
Сами трансформации религиозного поля и сопутствующих ему явлений рассматриваются исследователями постиндустриального общества, к которым принято относить Э. Тоффлера, М. Кастельса, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса.
Взаимодействие религиозного поля и различных явлений общественной и культурной жизни современного постсекулярного общества исследуется в работах таких западных авторов, как П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс, и постсоветских авторов П. Гайденко, Т. Глебова, Ю. Левада.
Изменение функциональных особенностей религии и ее роли в дальнейшем развитии человечества изучается Д. Бонхеффером, Л. Туроу, Г. Зиммелем, Р. Мертоном. Религиозное поведение как отображение внутренней индивидуальной и социальной религиозности рассматривается в работах В. Гараджи, И. Яблокова, Э. Хоффера, Д. Фурмана.
4. Современные трансформации религиозного региона социальной реальности
Как уже было сказано во введении, стремительные социальные трансформации, которые большинство исследователей связывают с наступившей информационной эпохой, не могут не повлиять на область, присутствующую в любой социальной среде. Речь идет о явлении религии, которое проявляется как в качестве институционализированных форм (движений, объединений, течений), так и во всех сферах человеческой жизни через религиозное мышление либо же опосредованное влияние на культурные постулаты конкретных общностей. Собственно, во многом современные западная и восточная цивилизации основаны именно на религиозном мышлении, которое в процессе собственной трансформации было вынесено за рамки политического, однако оставило достаточное влияние на все сфера социальных взаимодействий между индивидами. Так или иначе, коммуникационная среда, меняющая мир вокруг нас, изменит или уже меняет привычные нам религиозные движения. Изменения эти касаются как внешней организационной структуры и методов информационного взаимодействия внутри и вне, но и глубоких, фундаментальных параметров, на которых сама религиозность зиждется. Именно последовательное изучение всех тех влияний, которые либо уже имеют место, либо являются делом ближайшего будущего, нам и следует изучить.
Изменение методов и форм коммуникации, которое происходит в соответствии с появлением виртуального пространства Internet, фактически меняет мир вокруг нас. Если раньше обладание информацией являлось основной ценностью, а передача ее между индивидами и социальными группами на далекие расстояния выглядила весьма сложной задачей, то сегодня главным аттрибутом современного человека является именно доступность информации, возможность быстрого координирования взаимодействия с членами собственной социальной группы и культурного обмена с представителями иных общественных объединений. Для религиозных объединений главной целью в конце XX – в начале XXI века стало формирование виртуальных Internet-представительств во всемирной сети и средств мгновенной коммуникации между собственными институциональными единицами. Следовательно, религиозными движениями были приняты форматы взаимодействия с пользователями, которые приняты как в Internet-сообществе, так и в средствах массовой информации вообще, которые с каждым днем все больше и больше виртуализируются. Это позволяет не только говорить о создании мощной коммуникационной сетки, но и о возможности перенесения религиозной культовой деятельности в виртуальное пространство при помощи мультимедийных форматов.
Подобные трансформации не могут не отразиться на каждом конкретном пользователе, фактически трансформируя как его религиозное мировоззрение, так и социальную и культурную идентичности вообще. Виртуальное пространство является полем взаимодействия, в котором могут происходить очень стремительные процессы обмена культурной информацией между представителями различных уголков земного шара. Человек больше не будет связывать себя с конкретной социальной общностью, организации нового типа будут фундироваться на мировоззренческих принципах, а не на территориальной привязанности. Это способно привести к разрушению как привычных нам общностей, так и к переформатированию политической карты мира.
С другой стороны, могут проявиться такие явления, как изоляционизм и жесткий догматизм, которые всячески будут пресекать возможности коммуникационных средств в качестве создания виртуальных сообщностей, а сам Internet превратится в четко регламентируемый канал передачи информации без шансов на тотальное включение в него пользователя с созданием виртуального мира, который будет способен заменить фактически все возможные сферы реальной жизнедеятельности именно его виртуальными аналогами.
Выводы
Современные условия ставят широкий ряд вопросов, вызывающих большой интерес у исследователей. Информационные каналы и виртуальное пространство Internet, благодаря своей доступности и широким возможностям, являются катализатором культурных, социальных и политических потрясений последнего времени. Следом за появлением новых моделей взаимодействия с конечным пользователем, начали собственную трансформацию и каналы передачи информации, которые все больше и больше ориентируются на непосредственное взаимодействие здесь и сейчас с мгновенным обменом мнений. Эта платформа является очень привлекательной для различных религиозных движений в области улучшения качества их внутренней работы и взаимодействия как с государством, так и с другими религиозными организациями. Однако, в свою очередь, религиозные течения сами могут быть трансформированы этими информационными каналами через принятие принципов взаимодействия, характерных для них. Это может привести не только к трансформации внутренней структуры, но и изменения догматических и культурных оснований, которые повлекут за собой изменение идентичности конечных пользователей ресурсов и переформатирование мира вообще.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Бауман З. ; [пер. с англ.]. — Москва: Весь мир, 2004. — 188 с.
- Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Брайант Дж., Томпсон С. — Москва-Санкт-Петербург-Киев: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 с.
- Винтерхофф-Шпрук П. Медиапсихология. Основные принципы. / Винтерхофф-Шпрук П. — Харьков, 2007. — 286 с.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Гэлбрейт Дж. — Москва: Прогресс, 1969. — 480 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Кастельс М. ; [пер. с англ.]. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
- Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности / Лобовик Б.А. — Киев: Наука, 1986. — 274 с.
- Луман Н. Медиакоммуникации / Луман Н.М. ; [пер. с нем.]. — Москва: Логос, 2005. — 275 с.
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга / Маклюэн М. — Киев: Ника Центр, 2003. — 432 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего / Тоффлер Э. — Москва: ACT, 2001. — 557 с.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Уэбстер Ф. ; [пер. с англ.]. — Москва: Аспект-пресс, 2004. — 400 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Хабермас Ю. — Москва, 2000. — 377 с.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Хантингтон С. — Москва, 2002. — 576 с.
- Яблоков И.Н. Основы религиоведения: Учебник / Яблоков И.Н. — Москва: Высшая школа, 2004. — 508 с.