ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В современных условиях стремительного научно – технического прогресса и постоянных инновационных изменений в промышленном производстве профессиональные знания, умения и навыки персонала быстро утрачивают свою ценность. Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности деятельности необходимо постоянное, систематическое и планомерное развитие персонала с целью обновления и расширения профессиональных знаний работников. Профессиональное обучение, как элемент профессионального развития персонала, является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и основным фактором успешной деятельности предприятия. При этом практика ведущих компаний свидетельствует о том, что инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в обновление технико – технологической базы производства.

1. Актуальность

Для эффективного решения производственных задач требуются пригодные для этого люди, которые должны развиваться и как работники, и как личности. Развитие кадров должно находиться на первом плане в стратегии управления персоналом, для чего необходимы:

Успешные компании создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей, вице – президентов, руководителей национальных компаний [1].

Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями компании в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в коллективе, повышают мотивацию сотрудников и их преданность компании, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей компании, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний [2].

2. Цель и задачи

Целью научно – исследовательской работы является исследование современных подходов к организации профессионального обучения персонала и разработка рекомендаций по усовершенствованию системы профессионального обучения персонала на промышленных предприятиях Украины с учетом новых требований рынка.

В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:

  1. изучение сущности системы профессионального обучения и передовых подходов к ее организации;
  2. исследование особенностей внедрения современных и нетрадиционных методов обучения персонала промышленных предприятий;
  3. усовершенствование системы развития персонала промышленного предприятия с использованием нетрадиционных методов обучения;
  4. формирование программы и бюджета обучения работников на основе использования нетрадиционных методов развития;
  5. оценка социальной и экономической эффективности обучения персонала на предприятии.

3. Предмет, объект и методы

Предметом исследования является система профессионального обучения персонала промышленных предприятий, особенности его организации и оценки эффективности.

Объектом исследования являются современные нетрадиционные методы обучения персонала.

Методы исследования – экономико – статистический анализ, анализ и синтез, метод сравнения, системный подход и прогнозирование.

4. Научная новизна и практическая ценность

Научная новизна исследования заключается в анализе и обобщении особенностей использования современных методов профессионального обучения персонала на предприятиях, и разработке подходов к внедрению обучения работников на основе внедрения нетрадиционных методов.

Практическая ценность работы состоит в предложенных и обоснованных методических рекомендациях по организации обучения персонала предприятия с использование нетрадиционных методов, формированию содержания программы обучения, бюджета обучения, а также критериев оценки его эффективности.

5. Организация системы профессионального обучения персонала предприятия

Профессиональное обучение, как форма профессионального развития, – это процесс непосредственного усвоения новых профессиональных навыков или знаний работником организации. Профессиональное обучение охватывает новых работников организации с целью ускорения их адаптации, а также работников, у которых должны появиться новые обязанности, и в этом случае речь идет о повышении квалификации.

Потребность в обучении, как правило, выясняется в следующих случаях [3]:

  1. в процессе отбора кандидатов на вакансии;
  2. при поступлении на новую должность;
  3. в процессе аттестации работников организации.

Основными направлениями профессионального обучения считают:

  1. Первичное обучение в соответствии с целями организации, задачей подразделения и спецификой работы сотрудника.
  2. Обучение для ликвидации несоответствия между требованиями должности и личными качествами работника.
  3. Обучение с целью повышения квалификации работника.
  4. Обучение для работы по новым направлениям развития организации.
  5. Обучения для новых приемов и методов выполнения трудовых операций.

Процесс организации профессионального обучения персонала предприятия представлен на рис.1.

Процесс профессионального обучения персонала

Рисунок 1 – Анимация – Процесс профессионального обучения персонала (8 кадров, 10 секунд, ПО – MP Gif Animator)

Для адекватного определения потребностей профессионального обучения каждая сторона этого процесса должен четко осознавать факторы, влияющие на потребности развития [4]:

На основе анализа выявленных потребностей обучения кадровая служба должна сформировать специфические цели для каждой программы обучения. Эти цели должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными; ориентированными на получение практических навыков; поддаваться оценке.

Критерии оценки профессионального обучения должны устанавливаться до начала обучения и должны относиться как к обучающимся работникам, так и к тем, кто руководит процессом обучения.

При выборе методов обучения необходимо следовать следующим принципам обучения взрослых людей:

  1. Актуальность, то есть информация и материалы, используемые в процессе обучения должны иметь непосредственную связь с профессиональной деятельностью работников, поскольку взрослые люди, как правило, плохо воспринимают отвлеченные темы.
  2. Участие работников, задействованных в учебном процессе и непосредственное использование новых знаний и навыков на практике.
  3. Повтор, т.е. в процессе обучения целесообразно использовать методики, которые помогают закрепиться новым знаниям и навыкам в памяти человека, а иногда даже стать привычкой.
  4. Обратная связь (в процессе обучения необходимо постоянно предоставлять информацию о том, насколько сотрудник продвинулся вперед).

6. Особенности использования современных методов профессионального обучения

В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как вынужденные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль. Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение [5].

Большинство современных методов обучения персонала, которые в настоящий момент только начинают использовать в Украине, впервые появились на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов украинские специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию в соответствии с требованиями национального рынка. К числу таких методов относятся: модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, метафорическая игра, обучение по методу «shadowing», обучение по методу «secondment», обучение по методу «buddying» [6].

Модульное обучение. Для эффективной программы обучения персонала можно использовать модульный подход. Модуль — это отдельная, самостоятельная часть какой – либо системы. Например, в тренинге модулем является завершенный фрагмент занятия, направленный на решение конкретной бизнес – задачи или развития необходимого навыка. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определены навыки и умения. Модули используют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие учащихся, которые усваивают информацию в действии, и активной работе с учебным материалом [7].

Данная форма позволяет создать программу обучения из отдельных тематических блоков, направленных на достижение необходимого результата. Учебный курс, как правило, включает около трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты. Тематических модулей может быть любое количество. Все зависит от того, сколько времени нужно на освоение навыка и получения знаний по заданному материалу.

Дистанционное обучение. Дистанционное обучение получило широкое применение в практике крупных компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.

Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод о текущем уровне знаний. Далее высылается пробный урок, который необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольных тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы. Такая форма требует хорошей технической оснащенности и грамотной проработки материалов для обучения и контрольных процедур [8].

Наставничество. Наставничество играет существенную роль в развитии персонала компании. В настоящее время система наставничества используется и применяется в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний. Данный метод существенно влияет, с одной стороны, на успешность адаптации тех, кто был принят в компанию недавно, с другой стороны — развивает управленческие организационные навыки наставника.

Как правило, за одним наставником закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником: обучать подопечных основным приемам работы; помогать в освоении производственных процедур; контролировать текущий результат работы; помогать в решении актуальных вопросов.

Обучение действием. В последнее время одним из перспективных направлений современного менеджмента стало направление формирования «самообучающихся организаций». Вместе с ним пришла и технология обучения — action learning — «обучение действием». Метод обучения действием позволяет наиболее эффективно решать возникшие организационные проблемы, разрабатывать структуру и динамику организационных изменений. Технология action learning является одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы [9].

Метод широко применяется в организациях по всему миру. Длительность одного цикла составляет от 3 до 12 месяцев. Число участников одной группы, как правило, не превышает шести сотрудников. Периодичность встреч может колебаться от трех раз в неделю по два часа, до двухдневных семинаров в выходные дни. Основой в «обучении действием» является группа менеджеров, ключевых сотрудников компании, каждый из которых решает поставленную перед ним задачу. В данном подходе применяется сочетание регулярного анализа ситуации и постановка целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов. Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями. Главная цель action learning — преодолеть разрыв между тем, что «говорят» в организации, и тем, что в ней «делают».

Обучение в рабочих группах. В рабочих ситуациях, когда необходимо найти способы решения производственной ситуации используется метод формирования рабочих групп. Этот метод широко применяется в Японии и Германии, меньшую популярность он приобрел в США и Европе.

Максимальный состав рабочей группы должен достигать 9 человек. Участниками такой группы могут быть специалисты любого уровня: от линейного сотрудника до менеджера высшего звена. Перед специалистами ставится определенная задача, которую им нужно решить за конкретный промежуток времени. В рабочей труппе выбирают ответственного, который определяет количество участников, организовывает встречи, составляет протоколы и фиксирует итоговые решения группы. Группа в свою очередь разрабатывает алгоритм действий для эффективного решения поставленной задачи, а также определяет сроки ее реализации. Для более эффективной работы над поставленной задачей участников группы лучше предварительно обучить методологии и аналитическим методам при решении проблемы.

Отличие от метода «обучение действием» заключается в том, что рабочая группа выносит только свои решения в форме шагов достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передаются на рассмотрение руководству компании. Руководство компании может принять во внимание решение группы или отклонить их предложение [10].

Метафорическая игра. Это форма организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Основная задача метафорической игры — найти новый способ решения ситуации. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора.

Например, нам необходимо найти новые подходы противодействия конкурентам. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру «Выкуп невесты». Участники погружаются в ситуацию, когда невесте необходимо сделать выбор из нескольких женихов. Для того, чтобы каждый жених мог выиграть, его готовит «группа поддержки». В задачи «группы поддержки» входит изучение конкурентов, выработка оптимальной стратегии для завоевания невесты. Задача женихов — применить разработанную стратегию для того, чтобы получить благосклонность невесты. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные модели поведения и перенести их на рабочую ситуацию. Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по – новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес – ситуациях.

Обучение по методу Shadowing. Данный метод обучения сейчас активно используется на Западе, а именно в Великобритании (его активно применяют 71% английских компаний). Дословный перевод этого термина — «бытие тенью». Использовать такую форму обучения можно для всех уровней персонала.

Схема работы очень проста. Например, молодого сотрудника решили повысить в должности до уровня линейного руководителя. Компания предоставляет ему возможность около двух дней (не меньше) побыть «тенью» действующего руководителя. В роли «тени» такой сотрудник наблюдает и фиксирует моменты, в течение всего времени работы. Таким образом, сотрудник становится свидетелем «двух дней из жизни менеджера», получает информацию о том, какие особенности есть у выбранной им карьеры, каких знаний и навыков ему не хватает, какие задачи ему предстоит решать. После проведенной работы с сотрудником проводится дополнительное интервью о тех выводах, которые он для себя сделал [11].

Этот метод можно использовать при необходимости переквалифицироваться на другую специальность. Данную форму обучения можно использовать также в процессе адаптации новых сотрудников. Например, в течение двух дней такой сотрудник становится «тенью» успешного специалиста и погружается в изучение всего процесса работы. Применяя shadoiwng можно улучшить интеграцию внутри компании и повысить согласованность действий между специалистами различных подразделений.

Обучение по методу Secondment. Данный метод также активно используется в английских компаниях. Дословный перевод термина secondment — «командирование». Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы (в другой департамент, отдел или подразделение) на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Особенно этот метод приветствуют компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развитие у них дополнительных навыков. Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и более длительным (до года) [12].

Secondment — это метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания. Давайте рассмотрим реальный пример использования этого метода.

Обучение методом Buddying. Это интересная и достаточно необычная форма обучения, ведь в переводе с английского слово «buddy» переводится как дружок, приятель. В случае внутрикорпоративного обучения термин «buddying» используется, как партнер. Суть метода заключается в том, что за специалистом закрепляется «buddy», партнер. Его задача — предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен. Иногда бывает очень полезно взглянуть на свои действия и реакции со стороны, «buddy» предоставляет такую возможность [13].

Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей. От наставничества или коучинга buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, коуча и «коучуемого», обучающегося и обучаемого. Обратную связь можно предоставлять после совещаний, планерок, дискуссий, телефонных переговоров. Прежде чем приступить к такому методу необходимо обучить сотрудников давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно предоставлять информацию. Необходимо обратить внимание на то, что такая система требует постоянного контроля со стороны службы персонала.

Сравнительные характеристика и преимущества использования современных методов профессионального обучения представлены в табл. 1 [14].

В данный момент предприятия в Украине недостаточно используют в своей практике современные методы профессионального обучения. На рис. 2 представлены статистические данные, характеризующие распространенность нетрадиционных методов обучения персонала отечественных и западных компаний. Данные свидетельствуют о необходимости внедрения мер по расширению использования передовых подходов у профессиональному обучению на предприятиях Украины [15].

Статистика использования современных методов обучения в национальных и зарубежных компаниях

Рисунок 2 – Статистика использования современных методов обучения в национальных и зарубежных компаниях

Таблица 1 – Преимущества современных методов профессионального обучения персонала

№ п/п Метод обучения Преимущества метода

1

Модульное обучение

гибкость, избирательность; возможность менять последовательность модулей в зависимости от запроса слушателей.

2

Дистанционное обучение

возможность вовлечения большого числа сотрудников; обучение осуществляется на рабочем месте; сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей; возможность выбора удобного времени для обучения; знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике.

3

Наставничество

процесс адаптации новых сотрудников становится более качественным; повышение уровня мотивации опытных специалистов; более качественно оценивается вышестоящим руководителем управленческий потенциал наставника; обеспечивается профессиональный рост сотрудников.

4

Обучение действием

развитие у менеджеров навыков принятия решений; развитие навыков планирования и постановки целей; возможность решать производственные задачи; повышение ответственности менеджерского состава за разработанные действия; реальная возможность перейти от «слов» к «делу».

5

Обучение в рабочих группах

развитие самостоятельности сотрудников; формирование у сотрудников навыка принятия решения; повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации.

6

Метафорическая игра

развитие креативности сотрудников; снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы; повышение привлекательности тренинга для участников; побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.

7

Обучение по методу Shadowing

простота и экономичность; ускоряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности; компания улучшает свой имидж посредством демонстрацию своей активной позиции по развитию персонала; у сотрудника появляется возможность погрузиться в «реальную» обстановку.

8

Обучение по методу Secondment

личностное развитие сотрудников; укрепление командной работы; улучшение навыков межличностного общения.

9

Обучение методом Buddying

возможность получить объективную информацию о своей работе; возможность наметить точки личностного и профессионального роста; возможность создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия.

В результате проведенного исследования обоснована необходимость более широко применения нетрадиционных форм обучения персонала. Доказанные преимущества и показатели распространенности использования этих методов в практике передовых западных компаний являются доказательством их эффективности.

Выводы

В условиях, когда ключевыми показателями успешной деятельности компании являются уровень образования персонала и его профессионализм, стратегическое значение приобретает подготовка и переподготовка кадров, основанная нас современных методах обучения. Методы обучения персонала разнообразны и всегда направлены на развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников в соответствии со стратегическими целями компании. При правильном выборе методов обучения персонала профессиональное развитие должно затрагивать два аспекта: эффективное использование потенциала сотрудника и поддержание позитивного отношения к работе. При этом процесс модернизации знаний и навыков должен иметь постоянный характер, поэтому главным принципом построения эффективной системы профессионального обучения должна стать постоянная корректировка и адаптация используемых методов

Список источников

  1. Профессиональное развитие и обучение персонала [Електронний ресурс] / Режим доступа:http://upravlencam.ru/sis/page27/index.html.
  2. Суков Г.С., Тупик И.Я. Управление развитием персонала на машиностроительном заводе. Теория и практика. Монография / Науч. ред. В.М. Данюка. – К.: КНЭУ, 2008. – 232 с.
  3. Гнутова И. Оценка потребности в обучении // Менеджер по персоналу. – 2012. – № 3. – С. 62-69.
  4. Волошина О., Баранова Т. Обучение персонала в период перемен // Менеджер по персоналу. – 2010. – № 4. – С. 36-41.
  5. Современные методы обучения персонала [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/Learnining%20methods.pdf
  6. Полякова Л.В., Митницкая Е.В. Современные методы и технологии обучения руководителей [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.rusnauka.com/24_NNP_2012/Pedagogica/2_115774.doc.htm.
  7. Марохина П.В., Позднякова С.В. Современные методы обучения персонала // Актуальні проблеми економічного та соціального розвитку виробничої сфери / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї молодих вчених та студентiв. — Донецьк, ДонНТУ — 2011, Том 1, С. 126-128.
  8. Носырева И.Г. Современные формы и методы обучения персонала [Текст] // Управление развитием персонала. – 2006. – № 01. – С. 2-13.
  9. Обзор современных методов обучения сотрудников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/community/articles/articles/2007/10/31/153006.html.
  10. Григорьева Т.О. Современные модели и технологии бизнес-образования и корпоративного обучения // Управление развитием персонала. – 2006. – № 2. – С. 104-115.
  11. Ужакина Ю. Buddying, shadowing и другие новые методы обучения персонала [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=5923
  12. «Тени» и «друзья»: методы обучения персонала, которых у нас пока нет [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/344785/ .
  13. Новые возможности Job Shadowing [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=8382 .
  14. Науменко Н. В помощь тренеру. Корпоративное обучение: shadowing, secondment, сhange a role [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.botexpert.com.ua/Articles/Articles_203.html.
  15. Обучение персонала методом Job Shadowing [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://ucfd.ru/article/articles/obuchenie_personala_metodom_job_shadowing2/ .