Реферат по теме научно-исследовательской работы
Содержание
- Введение
- Актуальность темы
- Цель исследования
- 1. Сущность и структура системы стратегического менеджмента организации
- 2. Современный менеджмент
- Вывод
- Список источников
Введение
Принимая во внимание обстоятельства, которые способствовали возникновению стратегического менеджмента, его трактуют как деятельность, заключающаяся в выборе направления действий для достижения целей организации в условиях нестабильной внешней среды.
С целью углубления понимания сути стратегического менеджмента его рассматривают в таких сечениях:
- элементном, как совокупность элементов, взаимодействие между которыми обеспечивает формирование и достижение целей при реализации стратегии развития организации;
- процессном, как цикл разработки и внедрения стратегии, нацеленный на достижение стратегического соответствия между организацией и внешней средой;
- функциональном, как область научных знаний о приемах и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации.
Очевидно, что между этими направлениями существует тесная взаимосвязь. Стратегический менеджмент как отрасль знаний, связан с практической деятельностью и должен реализовать достижения других наук. В тоже время уровень развития этой науки определяется достижениями других отраслей знаний, а также требованиями практики. Существует и обратная связь: стратегический менеджмент может способствовать развитию других наук, появление новых методов и инструментария исследования.
Актуальность темы
В настоящее время стратегическое управление направлено, в первую очередь, на определение целей, глобальных планов и перспектив организации, что повышает конкурентоспособность и способность своевременно реагировать на изменения рынка.
Цель исследования
Целью данной работы является обзор и анализ стратегического менеджмента компании в его современном понимании.
1. Сущность и структура системы стратегического менеджмента организации
Развернутое толкование стратегического менеджмента можно дать, обратив внимание на ряд принципиальных моментов. До введения этой системы управления, организации планировали свою деятельность, исходя из того, что окружение не будет существенно меняться. Стратегическое управление в конкретный момент определяет, как организация должна действовать в современных условиях, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из того, что окружение будет изменяться, т.е. при стратегическом управлении оценивается современное состояние, исходя из будущего [1]. При этом не только прогнозируется желаемый уровень в будущем, но и вырабатывается способность соответственно реагировать на изменения во внешней среде для достижения целей.
При нестратегическом управлении разработки программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе может оказаться, что организация не в состоянии достичь цели, потому что ее реализация существенно зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что организация определит на основе анализа своих внутренних возможностей – это то, какое количество продукта может произвести и каких затрат при этом испытывает, а количество реализованной продукции и ее стоимость определит рынок. Начинать планирование с анализа внутренних ресурсов и возможностей их рационального использования без учета других факторов означает на практике полностью отказаться от разработки стратегии развития организации.
2. Современный менеджмент
Менеджмент сегодня должен формировать ценности, направления и традиции отдельных лиц, целых организаций и общества, делать их более продуктивными [2]. Другими словами, если менеджмент не сможет мобилизовать специфическую культурное наследие конкретной страны и народа, то экономическое и социальное развитие стран и народов может оказаться под угрозой.
Примером в данном случае может быть Япония, которая столетия назад сумела мобилизовать свои общинные традиции и культурные ценности на достижение новых целей современного промышленного производства, что позволило ей превратиться в одну из наиболее развитых стран мира. Позицию японского работника можно рассматривать как продукт национально-экономического и национально-экономического развития. Если его позиция исходит из вопроса "Чем я могу помочь?", то позиция американского, западноевропейского и отечественного работника чаще всего сводится к ответу "Это не мое дело". Два разных характера производственных отношений, два типа участия человека в общественном производстве в конечном счете и обнаруживают много преимуществ японской модели предпринимательства.
Продолжая эту тему, не лишним будет прислушаться к мнению самих японцев. Так, глава одной из известных в мире японской кораблестроительной фирмы "Мицуи дзосен" Исаму Ямасита отметил в беседе с журналистами: После Второй мировой войны, когда Япония приступила к индустриализации, люди потянулись в большие промышленные комплексы и дух сельской общины, который существовал много веков, начал разрушаться. Тогда мы возродили старую общину на своих промышленных предприятиях. И теперь фирмы, подобно нашей, представляют собой новые общины, где менеджеров возложена обязанность создавать условия, в которых люди могли бы наслаждаться общинным жизнью. Прежде мы, менеджеры, – подчеркнул Исаму Ямасита, – отвечаем за сохранение общинной жизни". Акю Морита в книге "Сделано в Японии" пишет об этом более конкретно: В лучших японских компаниях секретов или тайн нет. Важнейшая задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у работников и менеджеров одна судьба.
Компании, достигшие в стране наибольшего успеха – это те, которые сумели создать веру в то, что у всех работников и акционеров единственная судьба. Делать ставку на людей надо искренне, порой это требует большой смелости и может оказаться рискованным делом. Однако в конечном итоге, как бы вы не были счастливы, умные и быстрые, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете. С точки зрения японского менеджмента важнейшей задачей организации производства является создание механизма групповой логики и подчинения "воле лидера" [3].
Таким образом, менеджмент необходимо рассматривать и как точную, и как гуманитарную науку, и как сумму результатов, можно объективно проверить и подтвердить, и как сумму переубеждений и опыта. Менеджмент – основа экономического и социального развития [4].
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.
Индивидуально-информационный подход к модели управления фирмой. Каждая фирма должна искать и выбирать личную модель управления с учетом: размера фирмы и характера выпускаемой и характера среды, в которой она действует. Фирма постоянно находится в поиске своей модели управления. Это непрерывный процесс. Эти новые положения, конечно, обобщенные, но они представляют собой действительное руководство для эффективного менеджмента в развитых странах сегодня.
Начав свое существование как специфическая черта коммерческих организаций, менеджмент со временем становится общим, отличительным и существенным механизмом развития общества. Менеджмент и деятельность менеджеров будут все больше и больше определять направления общественного прогресса.
Всего современный менеджмент характеризуется: изменением содержания планирования; всесторонним исследованием факторов успешной управленческой деятельности; ориентацией управления в зависимости от результатов; развитой теорией и практикой маркетинга; разработкой эффективных технологий принятия решений; широким применением экономико-математических методов и достижений информатики в управлении на базе персональных ЭВМ; развитостью вычислительных сетей и средств коммуникаций; активным участием персонала в управлении.
Непосредственно технологические вопросы теперь не включаются в сферу компетенции специалистов по организации и управления. Например, какие удобрения следует вносить в настоящее почву, решает агроном, а специалист по вопросам организации и управления, образно говоря, определяет то, как необходимо делать, а не что делать – организует процесс труда, учета, контроля, делопроизводства, дает оценку экономической эффективности и рекомендации по рациональному использованию рабочей силы и оборудования. Задача менеджмента становятся все более сложными, включая не только производство, распределение, обмен, финансирование, но и методы и способы, с помощью которых осуществляются эти процессы, решаются вопросы социального характера. Все это требует анализа конкретной ситуации по всем факторами, оценки степени их влияния на деятельность организации с целью разработки принятия и реализации управленческих решений [5]. Сегодняшние менеджеры должны быть исследователями своих собственных организаций для эффективного управления предпринимательской деятельностью, постоянно меняется и обновляется.
Проведенный анализ предпосылок возникновения и сущности менеджмента предприятия позволяет сделать вывод о том, что его возникновение обусловлено развитием промышленного производства на индустриальном этапе развития производительных сил общества в условиях рынка. В процессе развития менеджмент превратился в важнейший фактор дальнейшего развития и прогресса современного общества [6]. Особенность проблемы менеджмента в социально-экономических условиях Украины заключается в том, что эффективное использование имеющегося производственного потенциала для большинства промышленных предприятий непосредственно связано с формированием промышленного менеджмента как организующей основы расширения и развития предпринимательства [8].
Вывод
Итак, стратегическое управление базируется на следующих предпосылках: четкое определение того, что организация хочет достичь в будущем; осознание, что основные проблемы кроются во внешней среде, умение своевременно распознавать проблемы и обладать механизмом их решения или уменьшения негативного воздействия, принятие управленческих решений с учетом соответствия между возможностями, которые находятся вне организации, и ее сильными сторонами; настройки текущего управления на конкретизацию стратегического.
Обобщая рассмотренные особенности стратегического менеджмента и приведенные определения, сформулируем понятие:
Стратегический менеджмент – это деятельность, обеспечивающая создание и поддержание стратегического соответствия между целями организации, ее потенциалом и возможностями во внешней среде.
Таким образом, внедрение системы стратегического менеджмента в западных странах было не дань моде, а результатом объективной необходимости. Начиная с 50-х годов XX века зарубежные компании основной задачей считали достижение прибыли не только сегодня, но и в перспективе. На отечественных предприятиях внедрения этой системы связано со многими проблемами, в частности с осознанием того, что для получения желаемого результата нужно одновременно решать как текущие, так и стратегические задачи. Более того, единого "рецепта" оптимального управления организацией просто не существует. Всегда нужно выбирать тот тип управленческого поведения, который наиболее соответствует определенному виду проблем.
Список источников
1. Базарова Т.Ю. «Управление персоналом: учебник для вузов» / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. — с. 77-83
2. Морозова И.Н. «HR-менеджмент: Справочник менеджера по персоналу » / И.Н. Морозова. — М.: Феникс, 2007. — с. 91-102
3. «Основы менеджмента» — 3-е издание: Пер. с англ. — М.: И. Д. Вильямс, 2008. — с. 47-54
4. Вершигора Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вершигора. — М.: ИНФРА-М, 2007. — с. 65-69
5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономиста, 2005. — с. 101-107
6. Глухов В. В. «Менеджмент: учебник для вузов» / В.В. Глухов. — 3-е изд. — СПб.: Питер Пресс, 2008. — с. 300-310
7. Кибанов А. Я. «Формирование системы управления персоналом» / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. — М.: ГАУ, 2007. — с. 76-84
8. Львов Д.С. «Стратегическое управление: регион, город, предприятие» / Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршен. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2007. — с. 98-106