Реферат

Содержание

Актуальность темы

Обзор исследований и разработок по теме

Цель и задачи исследования

Практическая ценность работы

Текущие результаты

Выводы и перспективы исследования

Перечень литературы

Актуальность темы

На современном этапе развитие мировой экономики можно охарактеризовать дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, а также самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйственных субъектов. В условиях перехода к инвестиционно-инновационои модели развития экономики Украины растет значимость научно-технических выдающихся факторов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях национальной экономики. В условиях высокой конкуренции соответствие внутренней среды предприятия требованиям рынка является важнейшим фактором их успешной деятельности. Главной движущей силой экономического роста, достижение предприятием конкурентных преимуществ являются инновации.

Мировой опыт развитых стран доказывает, что разработка и внедрение нововведений – это не только безальтернативный путь к повышению конкурентоспособности, но и серьезный стимул экономического развития страны.

Обзор исследований и разработок по теме

Исследованию инновационной деятельности и конкурентоспособности предприятий посвящено достаточно большое количество научных работ. Теоретические основы природы конкуренции заложили классики экономической теории Смит А., Рикардо Д., Хекшера Э., Олин Б., Шумпетер Й. [22] и другие ученые. Современными зарубежными исследователями природы, форм конкуренции, конкурентной среды и конкурентоспособности субъектов хозяйствования является Портер М. [14] , Ансофф И., Котлер Ф., Прахалад К., Друкер П. [9] , а также российские ученые Фатхутдинов Р. [19] , Азоев Г. [4] , Юданов А., Челенков А., Градов А. Среди украинских авторов целесообразно отметить следующих: Амоша А., Гальчинский А., Геец В., Кваснюк Б., Жалило Я., Тарнавская Н., которые исследовали формирование конкурентной среды и систем управления конкурентоспособностью на всех уровнях.

Существенный вклад в исследование проблем инновационной деятельности, формирование государственной инновационной системы внесли следующие отечественные и российские ученые: Амоша А., Александрова В., Бажал Ю., Топуха И., Яремко Л., Мельник А., Чухно А., Ильенкова С., Завлин П., Глазьев С., Мединский В., Горфинкель В., Яковец Ю. и др.

Оценивая вклад ученых в исследование вопросов инновационной деятельности и конкурентоспособности предприятий, можно отметить, что уровень разработки проблемы по отношению к современным условиям является недостаточным. Переменная ситуация в мире требует более детального изучения данной темы, поиска новых принципов и методов.

Цель и задачи исследования

Целью магистерской работы является дальнейшее развитие теоретических положений и создание методических рекомендаций по определению уровня конкурентоспособности инновационного предприятия.

Для достижения цели исследования были установлены следующие задачи:

Объектом исследования являются инновационные и конкурентные процессы, которые планируются и осуществляются на предприятиях.

Предметом исследования являются принципы и методы оценки конкурентоспособности инновационного предприятия в современных условиях хозяйствования Украины.

Методы исследования. Теоретической и методической основой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных ученых в области инновационной деятельности и конкурентоспособности предприятий. Источниками информации выступила законодательная база Украины, статистические данные Государственного комитета статистики Украины.

Практическая ценность работы

На базе теоретических положений и анализа конкурентных и инновационных процессов в современных условиях Украины будет разработана и рекомендована к использованию методика по оценке конкурентоспособности инновационного предприятия. Предоставляемые в работе рекомендации нашли внедрение и могут использоваться для определения конкурентоспособности инновационных предприятий различных форм собственности и сфер экономической деятельности.

Текущие результаты

Различные ученые характеризуют инновации и инновационные процессы в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Таким образом, на основе анализа позиций исследователей инновационного процесса в работе были приведены собственные определения основных понятий:

инновация – это конечный результат инновационного процесса в виде совершенно нового или усовершенствованного вида продукции, услуги, технологии или организационно–технического решения, направленные на удовлетворение существующих потребностей и достижения определенных экономических или социальных эффектов

инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок в новый или улучшенный продукт, предложенный на рынке, в новый или улучшенный технологический процесс или качественно новый подход к производству и предоставления общественно необходимых услуг

инновационный процесс – это целостный комплекс взаимосвязанных, взаимозависимых последовательных действий, в результате осуществления которых появляется и получает распространение инновация (нововведение).

В общем виде структура инновационного процесса на предприятии включает в себя 9 этапов:

  1. исследование существующих проблем (технологических, товарных, сбытовых и др.)
  2. сбор идей по решению выявленных проблем
  3. отбор идей
  4. разработка инновационного проекта
  5. анализ возможностей реализации данного проекта
  6. разработка механизма реализации инновационного проекта
  7. техническое внедрение проекта (создание промышленного образца, полезной модели и т.д.)
  8. запуск в производственный процесс (запуск в производство нового товара, внедрение новой технологической линии и т.п.)
  9. получение рыночного результата (увеличение доли рынка, прибыли и т.д.).

Основой определения инновационной деятельности предприятия должна быть научно-обоснованная классификация инновационных процессов по ряду весомых классификационных признаков, которые зависят от главных критериев, которые используются для их типологии на микроуровне. Поэтому классификация инновационных процессов на предприятии должна осуществляться по следующий схеме ( рис. 1).

Классификация и взаимосвязь инновационных процессовна предприятии

Рисунок 1 – Классификация и взаимосвязь инновационных процессовна предприятии

Интересно, что в исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученных придерживаются схемы: «исследование – разработка – производство – маркетинг – продажа», однако американские исследователи рассматривают инновационный процесс более конкретно и детально: «фундаментальные исследования – прикладные исследования – разработки – исследования рынка – конструирование – испытательное производство – рыночное испытание – коммерческое производство» [12].

В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать показателем экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.

В исследовании проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов в Украине не было необходимости. Термин «конкуренция» не применялся в советской экономике. Так, в словаре по политической экономии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции связывалось с тяжелыми социальными последствиями, анархией. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий было причиной отсутствия конкуренции.

С учетом рассмотренных в работе определений конкуренции и конкурентоспособности предприятия были обобщены основные понятия:

конкуренция, с одной стороны – это экономические соревнования за достижение наилучших результатов в сфере определенной деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наибольшей прибыли, с другой, – это неотъемлемая составляющая и важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающего взаимодействие субъектов рынка;

конкурентоспособность предприятия – это оцененая субъектами внешней среды его преимущество на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнута без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующий способность в настоящем и будущем разрабатывать, производить, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги.

Виделяют три составляющие, которые обеспечивают достаточный уровень конкурентоспособности предприятия (рис. 2) [13] .

Составляющие конкурентоспособности предприятия

Рисунок 2 – Составляющие конкурентоспособности предприятия

В современных условиях развития экономических систем становится очевидным, что для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого результативного функционирования предприятия должны быть инновационно ориентированными. Инновационно ориентированные предприятия являются гибкими и быстро реагирующими на изменения внешней среды. Исследовав труды, посвященные инновационному развитию и инновационной деятельности отдельных предприятий таких ученых, как С.М. Ильяшенко, И.А. Тульпа, В.М. Гринева, Л.Л. Антонюк, И.А. Павленко, можно выделить следующие признаки инновационного предприятия:

К основным факторам, которые наибольшим образом влияют на конкурентоспособность предприятия относятся:

Одним из главных элементов повышения конкурентоспособности предприятий выступает внедрение инновационных технологий (рис. 3). Именно от масштабности введения современных подходов к организации будет зависеть его дальнейшее стабильное развитие. Для решения этих задач предприятиям нужно постоянно обновлять свою технологическую базу, постоянно привлекать инвесторов.

Внедрение инноваций - путь к повышению конкурентоспособности предприятия

Рисунок 3 – Внедрение инноваций - путь к повышению конкурентоспособности предприятия
(анимация: 27 кадров, 1000 килобайт)

Для формирования конкурентоспособного инновационного потенциала развития отечественных предприятий должно быть реализовано некоторые неотложные задачи, сущность которых состоит:

  1. В разработке стратегии реформирования экономических отношений в инвестиционном комплексе Украины, в частности машиностроения и приборостроения
  2. В формировании благоприятного инвестиционного климата в регионах
  3. В создании и поддержке деятельности новых организационных структур, ориентированных на научно–техническое развитие
  4. В формировании экономических механизмов развития, направленных на обеспечение качественных структурных изменений за счет сбережения ресурсов.

Каждое из перечисленных задач является комплексным и требует для своего успешного выполнения участия большого количества заинтересованных сторон, в частности государство, общественные организации, предприятия и население.

Выводы и перспективы исследования

С целью ускорения формирования инновационного потенциала развития отечественных предприятий важно способствовать распространению современных сетевых структур, позволяющие интенсифицировать взаимоотношения поставщиков, производителей и потребителей, устраняя лишние звенья.

Успешно управлять конкурентоспособностью инновационного предприятия можно, обеспечив баланс интересов сторон на разных уровнях управления, позволяет совместить инициативы инновационного развития, создать благоприятные условия для улучшения предпринимательского климата, в частности, образованием сетей инициативных компаний, которые координируют деятельность предпринимателей и формируют социально-экономическую инфраструктуру в конкретном регионе. Задача правительства и региональных органов заключается в содействии качественным изменениям в экономике, в частности, за счет повышения значения науки в общественной жизни, энергосбережения, оптимального географического размещения субъектов хозяйствования, социальной направленности преобразований.

На основе использования исследуемого экономико-категориального аппарата в пределах перспектив дальнейших исследований необходимым считается разработка методов оценки эффективности управления инновационным процессом на предприятии и формирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности инновационных предприятий.

Перечень литературы

  1. Закон Украины «Об инновационной деятельности» // Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, № 36.
  2. Научная и инновационная деятельность в Украине: Стат. сборник / Госкомстат Украины. – М., 2002.
  3. Концепция Государственной целевой экономической программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 годы: постановление КМ Украины от 29.09.10 г. № 1900-р // Сборник нормативных актов Украины. – 2010.
  4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
  5. Антонюк Л.Л., Поручик А.М., Савчук В.С. Инновации: теория, механизм разработки и коммерциализации: Монография-М.: Финансы, 2003. – 394 с.
  6. Будникевич И.М. Школа И.М. Становление регионального рынка инноваций в Украине. Монография. – М.: Зеленая Буковина 2002. – 200 с.
  7. Г. Менш, Технологический пат: Инновации преодолевают депрессию. – Кельн, 1975.
  8. Горбачева О.В. Тенденции влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность предприятия // Вестник СевНТУ: сб. наук. пр.. Вып. 116/2011. Серия: Экономика и финансы. – Севастополь, 2011. – 6 с.
  9. Друкер П. Как обеспечить успех в бизнесе: новаторство и предприятие: Пер. с англ. – К.: Украина, 2004. – 457 с.
  10. Кондратьев Н.Д., Опарин Д.И. Большие циклы конъюктуры. – М., 1928. – 269 с.
  11. Кузнецова А.Я. Финансирование инвестиционно–инновационной деятельности: Монография. – Л.: Львов. банков. ин–т. НБУ 2005. – 367 с.
  12. Микитюк П.П. Інноваційний менеджмент : навч. посібник / П.П. Микитюк. - К.: Центр навчальної літератури, 2007. - 400 с., с. 65
  13. Павлова  В.А. Конкурентоспроможність підприємства: оцінка та стратегія забезпечення. – Д.: Вид-во ДУЕП, 2006. – 276 с.
  14. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
  15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгер. – М.: Прогресс, 2005. – 376 с.
  16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. – М.: Соцекгиз, 1962. – 654 с.
  17. Твисс Б. Управление научно–техническими нововведениями: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 271 с.
  18. Третьяк В.П., Тихонова С.А. Экономическая природа национальной инновационной системы (Москва, Россия).
  19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 312 с.
  20. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 1987. – 197 с.
  21. Хучек М. Приватизация и инновации / / Российский эконом. журн. – 1994. – № 2.
  22. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 355 с.