Вернуться в библиотеку

Механизм ценообразования в современной рыночной экономике

Ценообразование представляет собой весьма сложный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат, конкуренции и ценовой политики. Установление окончательной цены является важным механизмом ценовой политики любых предприятий различных форм собственности, прямо воздействующим на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен отдельных видов продукции, особенно конкурирующих изделий, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых потребителями закупок. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и производственно– хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы) в целом. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.

В современных условиях первоочередной задачей российского общества становится развитие и совершенствование хозяйственного механизма. В этом процессе необходимо различать как частичное улучшение определенных его элементов, незначительные по своей глубине изменения, так и всеобъемлющие преобразования во всей его структуре. В последнем случае можно говорить о реформировании хозяйственного механизма, что является весьма сложной проблемой. Следовательно, одной из основных задач современной науки должно стать осмысление изменений, происходящих в экономике в целом и проявляющихся в отдельных ее составляющих с целью разработки модели нового механизма хозяйствования.

При этом следует отметить, что многие зарубежные эксперты одним из самых сложных в перестройке экономики постсоциалистических государств считают реформирование системы ценообразования — главного элемента хозяйственного механизма. Именно здесь, по их мнению, нас ожидают наибольшие трудности [9, с. 5]. Поэтому, необходимо «...провести не какое–то частичное совершенствование системы цен, а осуществить радикальную реформу ценообразования, взаимоувязанную перестройку всего нашего «ценового хозяйства»...» [7, с. 5]. В развитии данного подхода представляется необходимым конкретизировать сущность механизма ценообразования в условиях трансформационной экономики.

Для достижения поставленной цели, прежде всего, определим место и роль ценообразования в структуре современного хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм представляет собой комплекс специально разработанных, научно обоснованных и законодательно закрепленных государством форм и методов воздействия на социально–экономическое развитие общества на микро–, мезо– и макроуровне с целью реализации интересов всех субъектов хозяйствования с учетом имеющихся ресурсов и складывающейся исторической ситуации [1, с. 527; 3, с. 6; 6, с. 93].

Центральным звеном хозяйственного механизма трансформационной экономики является индикативное (рекомендательное) планирование и коммерческий расчет, а основными элементами — система экономического стимулирования, ценообразование, финансово–кредитный механизм, система материально–технического обеспечения, управление экономикой.

Роль элементов хозяйственного механизма, конкретные формы их применения и сочетания друг с другом весьма сложны и подвижны. Поэтому при проведении реформы хозяйственного механизма необходимо стремиться к согласованности и синхронизации всех его составляющих. Механизм ценообразования в этом контексте выступает одновременно и связующим звеном, и инструментом, и ориентиром для преобразований.

Анализ экономической литературы в области ценообразования позволил выделить три основных подхода к трактовке сущности механизма ценообразования.

Сторонники первого подхода ставят знак равенства между процессом ценообразования и механизмом ценообразования [5, с. 7—9; 10, с. 6]. Тем самым, они отожествляют два разноуровневых понятия: «процесс» — последовательность операций при расчете цен на различные товары, работы и услуги; и «механизм» — систему (устройство) управления процессом расчета цен.

Второй подход основывается на утверждении, что «управление и самоуправление ценами формирует ценовой механизм, точнее организм» [4, с. 15]. Его сторонники подчеркивают необходимость органического сочетания в ценообразовании рыночных и административных принципов хозяйствования, а также принципов централизованного и децентрализованного управления. С данным подходом можно согласиться, однако, его необходимо дополнить — конкретизировать определения предмета, объекта и субъектов ценообразования на микро–, мезо– и макроуровне.

Сторонники третьего подхода считают, что в социально–ориентированной рыночной экономике не правомерно говорить о механизме ценообразования, а необходимо «...концептуально очертить основные начала механизма государственного регулирования ценообразующих факторов» [2, c. 49]. По их мнению, государство должно регулировать не сами цены, а лишь макроэкономические условия их формирования, и, тем самым, способствовать реализации механизма саморегулирования цен, базирующегося на действии объективных экономических законов: закона спроса и предложения, закона стоимости (цен), закона денежного обращения и др. Данный подход является весьма интересным, однако, по мнению автора, государственное регулирование ценообразующих факторов должно осуществляться не только на макроуровне, но и, в определенной мере, на мезо– и микроуровне.

С нашей точки зрения, механизм ценообразования — это комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально–экономической системе.

Основой ценообразования являются социально–экономические отношения, определяющие цель ценообразования, и организационно–экономические отношения, характеризующие способ организации и регулирования отношений в области ценообразования. Во времена командно–административной экономики цены устанавливались государством через специально предназначенный для этой цели орган — Государственный комитет по ценам с филиалами в республиках и на местах. Он осуществлял контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйствования установленных цен, применяя против нарушителей экономические санкции.

В рамках механизма ценообразования могут использоваться прямые и/или косвенные методы управления, основанные на административно–командных и/или экономических (рыночных) принципах хозяйствования. В тоже время в рамках общих принципов управления экономикой целесообразно выделить принципы ценообразования:

  • принцип научного обоснования цен, который состоит в необходимости познания и учета в цене действия объективных экономических законов и ценообразующих факторов;
  • принцип целевой направленности ценообразования, заключающийся в определении приоритетных экономических и социальных задач, которые должны решаться с помощью цен;
  • принцип непрерывности процесса ценообразования в зависимости от стадий продвижения продукции от производителя к потребителю, а также в соответствии с изменениями в рыночной конъюнктуре;
  • принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен, который состоит в государственном и/или общественном контроле за ценами на продукцию стратегических и социально–значимых предприятий, а также предприятий– монополистов. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех правил ценообразования.

В структуре механизма ценообразования, по нашему мнению, целесообразно выделять два блока: процесс ценообразования и регулирование процесса ценообразования. В свою очередь первый блок состоит из процессов определения и формирования цен, а второй блок — процессов сознательного и рыночного регулирования ценообразующих факторов.

При этом под ценой следует понимать денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, оказывающих влияние на ее определение, формирование и корректирование в данный промежуток времени. Отсюда все ценообразующие факторы следует разделить на четыре группы: ценоопределяющие, ценоформирующие, ценорегулирующие и ценокорректирующие.

В рамках первого блока механизма ценообразования субъекты хозяйствования (потребители и производители, государство и регионы) определяют и формируют цены, а в рамках второго — регулируют (корректируют) полученные результаты. Функция первой составляющей механизма ценообразования заключается в определении верхней границы цен (готовности и возможности потребителей платить за необходимую им продукцию) и нижней границы цен (готовности и возможности производителей ее производить). В рамках процесса определения цен следует учитывать такие факторы, как уровень доходов и сбережений населения, потребности населения и степень их удовлетворенности, емкость рынка, производственные мощности, имеющиеся в обществе технологии, производственные ресурсы и др. [8, с. 562—563].

Функция второй составляющей механизма ценообразования заключается в формировании цен на производимые в обществе товары и услуги. При этом в цене необходимо учитывать неконъюнктурные (базовые), трудовые (объективные) и контролируемые факторы: себестоимость, прибыль, качество продукции и др. [8, с. 564].

За счет сознательного регулирования ценообразования на микро–, мезо– и макроуровне в цене учитываются интересы государства и отдельных регионов, социально незащищенных слоев населения, происходит ограничение монополии и недобросовестной конкуренции. А процесс рыночного саморегулирования корректирует сформированные цены с учетом реальной рыночной конъюнктуры и формирует ориентиры для дальнейшего развития социально–экономической системы. При определении цен целесообразно комбинаторное использование разновидностей ценностных и рыночных методов, при формировании цен — современные модификации затратных и параметрических методов ценообразования, а при регулировании цен — модификации затратных и параметрических методов ценообразования, разновидности рыночных методов ценообразования.

Таким образом, предлагаемый подход конкретизирует сущность и структуру механизма ценообразования в условиях российской рыночной экономики.

Список литературы:

  1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. — 6–е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.
  2. Гладких Д. Государственное регулирование экономики при помощи ценообразующихфакторов // Экономика и жизнь. — 2010. — No 1. — С. 47—52.
  3. Ещенко П.С., Кравчук Л.М., Палкин Ю.И. Новый хозяйственный механизм: Справочник. — К.: Политиздат Украины, 1989. — 254 с.
  4. Калачев Ю.В. Цены и ценообразование: Учеб.пособие / Рост. гос. экон. акад. — Ростов н/Д.: 1996. — 142 с.