Каратэ - путь к самосовершенствованию
“Каратэ - это познание длиной во всю жизнь” - Кенва Мабуни.
Духовные основы
В основе философии каратэ лежит идея ненасилия. Мастер Хошу Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим людям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы».
Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.
Практика саморегуляции направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизводить это состояние. При этом концентрация внимания позволяет собрать воедино различные силы человека и направить их в заданную точку, обеспечивая тем самым эффективное приложение их в нужном месте в нужный момент. Совершенно очевидна необходимость этого умения в каратэ, техника которого предполагает способность к избирательной концентрации энергии, для обеспечения внутреннего содержания внешне силовых движений и приведения этой энергии и силы в заданном направлении по четко определенной траектории.
Философия каратэ – это философия ненасилия, берущая все ценное и полезное из существующих религий и направленная на развитие человека как владеющей собой и творческой личности.
Легенды каратэ
Как и в каждом боевом искусстве, в каратэ существуют свои герои и свои легенды, которые передаются из века в век, из года в год. Возможно что-то в этих легендах и сказка, но именно такие истории о великих мастерах и позволяют понять, что в нашей жизни нет предела совершенству, как телесному, так и духовному.
Когда-то в 6-м веке н.э. буддистский монах Бодхидхарма путешествовал из Индии в Китай, преследуя две цели: найти буддистский монастырь и объединить различные буддистские и таоистские школы, находящиеся в Китае. Бодхидхарма один, пешком и без оружия пересек пешком Гималаи. Основываясь на знаниях и опыте, которые он приобрел во время своего легендарного перехода через горы, Бодхидхарма создал учение по физической, умственной и духовной подготовке, которое впоследствии стало известным как Дзен Буддизм.
Через кристаллизацию его знаний, которые стали со временем системой воспитания в Шаолиньском монастыре монахи выживали и процветали. Монахи стали такими бойцами, что перестали боятся любой опасности. Их ежедневные упражнения, медитация и диета дали им возможность дожить до такого возраста, который и сегодня считается не достижимым. Исключительно своими руками и умением монахи построили одно из наиболее мистических прекрасных зданий, известных человечеству.
Существовал торжественный символизм, связанный с входом в монастырь. Хотя в монастырь вели три входные двери – фронтальная, боковая и задняя – каждый, независимо от званий и заслуг мог войти только через заднюю дверь. Это правило было незыблемо. Фронтальная дверь использовалась настолько редко, что монахи вели отсчет по количеству выходов через неё. Она использовалась только теми, кто успешно сдал выпускные экзамены и получил сертификат, и звание мастера боевой системы Северного Шаолиня.
Испытание было уникальным само по себе. Кандидат на сдачу экзаменов не получал никаких инструкций или намеков на то, с чем ему предстояло встретиться. Кандидата вели через пещеры монастыря в лабиринт, расположенный под монастырем. Как только он вступал в лабиринт, дверь закрывалась и опечатывалась с наружной стороны, отсекая все возможности отступления. Кандидат знал, что в его распоряжении был один исход: или победа или смерть.
Монах должен был пройти через лабиринт, справившись сов всеми испытаниями, и тогда попадал в комнату, освещенную свечами, здесь он выбирал оружие и проходил в следующую комнату. Дверь закрывалась, и в полной темноте ему необходимо было найти выход. Следующей была комната со скорпионами, и если монах проходил и это испытание, то попадал в огромное каменное помещение. Помещение было абсолютно пустым и гладким, за исключением двух выемок под самым сводом, которые располагали на ширине плеч. Если монах добирался до них, то его плечи жгло раскаленным металлом, и стена поворачивалась.
Испытание закончилось. Монах уходил из монастыря через главную дверь, он становился дипломированным мастером Шаолиньского монастыря, и его диплом располагался на его предплечьях – два дракона, глубоко выжженных на его теле [1].
Личные достижения
Как и любая девочка в детстве я любила сказки, единственным отличием было то, что я всегда представляла себя особенной принцессой, принцессой способной постоять за себя. Мой отец – тренер по каратэ, и когда я смотрела на то, как он проводит тренировки, на девушек и парней, которые проявляют силу воли, духа и тела, я всегда хотела стать похоже й на них. С этого и начался мой личный путь к самопознанию. Еще лет с шести я начала ходить на тренировки, но в то время, для меня каратэ было больше игрой.
А примерно в 10 лет я серьезно и полностью влюбилась в этот вид восточных единоборств. Я не пропускала ни одной тренировки, читала книги, посвященные методикам духовного и физического самосовершенствования. Мои первые соревнования проходили в Донецке, все, что я помню, это то, что мне было очень страшно. Это было только начало пути. За этими соревнованиями последовали десятки других. Вначале я приезжала на соревнования просто попробовать свои силы, я не задумывалась над тем, хуже или лучше я других, хочется ли мне побеждать. И вот, на одних областных соревнованиях, в бою за третье место, моя соперница не оставила мне ни одного шанса, она была в десятки раз лучше меня. И именно тогда мне захотелось быть лучше, побеждать, а если и проигрывать, то только достойно, чтобы не было стыдно перед собой. Я стала тренироваться еще больше и серьезнее, сначала победила в Чемпионате Донецкой области, потом забрала золото на Кубке Донецкой области. Соревнований было множество, иногда я проигрывала, но чаще побеждала, но ни разу я не могла себя упрекнуть, что сдалась без боя. Как и у всякого спортсмена, у меня есть награда, которой я горжусь больше всего. Это первое место на Чемпионате Украины по каратэ, который проводился в Кривом Роге.
Я провела в дороге семь часов, абсолютно не выспалась, и в первом же бою начала сдавать. Тогда я взяла себя в руки, заставила себя успокоиться и победила, хотя соперниц было очень много и чтобы дойти до финала, мне пришлось провести более семи боев. После, я неоднократно выигрывала Чемпионаты Украины, получила бронзу на Чемпионате Европы по каратэ, завоевала серебро и бронзу на Кубке мира, но именно эти соревнования в Кривом Роге и моя первая победа в Чемпионате Украины запомнились мне навсегда.
После поступления в ВУЗ тренировки по каратэ отошли на второй план. Сложная специальность, много трудных заданий и лабораторных не дают возможность заниматься в полную силу. Наверное, именно сейчас каратэ стало для меня способом самопознания. Когда нет возможности отдавать все физические силы на тренировках, полностью проявляется новая сторона – духовная. И тогда начинаешь задумываться, возможно именно эта сторона каратэ является приоритетной.
Перечень использованных источников и аналогичных разделов магистров
1. Трусов О.В. Каратэ для мастеров. - К.:"Проза", 1996. - 223 с.
2. Канюка О.С. Каратэ – страсть души.
3. Рябченко Е.Ю. Каратэ.
4. Андрейченко А.Н. Техника каратэ шотокан.
5. Стародубцев Д.Н. Сётокан каратэ‐до. Краткая история, принципы и философия стиля. Собственный опыт и успехи.