Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Информационные технологии все более глубоко проникают в ежедневную жизнь людей. При этом в большей степени затрагиваются процессы обучения. Обучаться теперь можно более удобно, быстро, мобильно и дешево, значительно облегчается доступ к информации. Все это обусловливает необходимость внедрять новые методы обучения студентов в нашем ВУЗе.

При разработке системы обучения важно понять, каковы ее возможности. Функциональность системы напрямую зависит от задач, которые в дальнейшем ей необходимо будет выполнять. Чем больше задач должна выполнять система, тем больше функций необходимо заложить в ее конструкцию.

Моя работа посвящена реализации возможности комплексного применения синхронной (очной), асинхронной и дистанционно-асинхронной форм обучения, с последующей проверкой знаний, с домашними заданиями и оценками, а также с тестированием уровня усвоения пройденного материала с целью сделать обучение более мобильным, легким и доступным для всех категорий студентов.

Цель и актуальность темы

Целью является разработка алгоритма асинхронного on-line проекта, скриптов для анализа работы системы, учебных материалов и пособий, а также анализ возможности использования данной системы в Украине.

Наиболее ценная черта разработанной системы – ее образовательно-практический характер, т.к. создается действующая модель дистанционного обучения, и исследуются возможности по сбору и обработке интерактивной информации, поступающей как от студентов, так и от преподавателей.

Компьютерные технологии на современном этапе развития образования являются платформой его совершенствования и обеспечивают новые возможности создания перспективных форм обучения. Ведущие специалисты в области компьютерных технологий обучения отмечают, что в современной системе образования при возникновении потребности в качественно новых учебно-методических средствах предпочтение будет отдаваться компьютерным обучающим системам. Можно полагать, что по мере развития информационных технологий и совершенствования образовательной сферы компьютерные обучающие системы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения. Вышеперечисленные факторы обусловливает необходимость внедрять новые методы обучения студентов и в нашем ВУЗе.

Перед началом создания системы были исследованы существующие обучающие системы и разработан список требований к обучающей системе. Сравнение выполнялось по различным критериям: удобство в обучении, объем обучающих ресурсов, простота обучения, наличие вспомогательных средств для обучения, функциональность, результативность, возможность бесплатного обучения, полезность. Это было сделано для того, чтобы создать новую систему, состоящую только с положительных качеств существующих образовательных проектов, в чем и будет заключаться ее новизна.

Асинхронное дистанционное обучение

Асинхронное дистанционное обучение – это модель обучения, которая реализуется в системе дистанционного образования. Учебный процесс осуществляется в основном асинхронно с помощью электронной почты, Web-сайта. Студентам предоставляются учебно-методические материалы для самостоятельного изучения, как часть учебного процесса.

График при таком обучении очень гибкий, потому то нет необходимости ежедневно в определенное время выходить в online на связь со своими преподавателями и никто, при этом, не будет подгоняет чтоб студент сейчас же прочитали и ответили на некоторые вопросы которые позволяют преподавателю усомниться что он выучили данный материал. Асинхронное обучение позволяет самим выбирать время когда учиться и сколько времени уделить этому. Поэтому, если у человека мало свободного времени и он никогда не знает, что будет делать через час, то асинхронный метод образования для него.

Вообще словосочетание «дистанционное обучение» различные авторы видят по-своему:

Самые популярные университеты мира создают свои бесплатные online-курсы для того, чтобы любой человек мог получить шанс изучить то, о чем мечтает, так как не каждый имеет возможность учиться в высшем учебном заведении, а с помощью современных интернет технологий высшее образование становится доступно всем желающим.

Анализ существующих систем дистанционного образования

Тема дистанционного образования очень актуальна в наше время. Существует множество доступных разработок в этой области знаний. Рассмотрим самые громкие проекты.

Udacity

Профессор Стэнтфорда бросил вызов традиционным университетам. Его диагноз – «долго, неэффективно, дорого» [5]. Udacity – частная образовательная организация основанная Sebastian Thrun, David Stavens и Mike Sokolsky. В первом курсе этого грандиозного проекта приняло участие 160000 студентов из 190 стран. Сейчас Udacity предостовляет более 14 курсов, все они являются бесплатными. После прохождения курса обучения студенты, по желанию, могут получить сертификат, стоимость которого около 100$. Также в Udacity имеются курсы, после прохождения которых, желающие могут сдать экзамен под наблюдением приглашенного специалиста, стоимость этой услуги – 150$.

Каждый урок построен наглядно, доступно и заканчивается проверочными вопросами. Это сделано для проверки усвоения изученного материала.

Coursera

Самые популярные вузы США и Великобритании объединили свои силы и создали свой проект Coursera. На сегодняшнее время Coursera занимает лидирующие позиции среди образовательных онлайн проектов, так как предлагает около 200 курсов с аудиторией более 1,7 млн студентов.

В отличии от Udacity, Coursera работает с университетами, а не с преподавателями напрямую, а также предлагает курсы по 18 различным направлениям. Сейчас Coursera работает с 33 университетами из 8 стран, где кроме университетов США, участвуют еще университеты из Австралии, Канады, Гонконга, Индии, Израиля, Швейцарии и Великобритании [6].

edX

Гарвардский университет и Массачуссетский технологический институт, предлагают свою платформу edX. Она содержит 8 курсов от 4х университетов. Данный проект, по сравнению с другими, конечно, отстает, но еще все впереди.

Moodle

Это система управления содержимым сайта (CMS), разработанная австралийским программистом. Moodle – это бесплатное Web-приложение. Данный проект предоставляет преподавателям возможность самостоятельно создавать свои сайты для online-обучения. Все больше высших учебных заведений используют эту систему. Moodle, в основном, создаётся на PHP, имеет открытый код и обладает множеством возможностей: студенты могут изучать материал, проходить тесты, выполнять домашние задания, общаться в голосовом чате друг с другом и с преподавателем. Каждый преподаватель может создавать свой курс, в котором будет вести online-обучение своих студентов. Студенты же могут учиться сразу в нескольких курсах [7]. Система Moodle является одной из самых популярных, но на постсоветском пространстве Moodle не так распространён, как на Западе.

Сравнительная характеристика описанных платформ

Udacity представляют собой интерактивные курсы, которые напоминают занятия с репетитором, а Cousera, представляет собой прослушивание лекций с последующим выполнением домашнего задания.

В edX планируется делать упор не только на видео уроки, но и на интерактивное взаимодействие.

Система Moodle включает в себя online-курсы с интерактивным взаимодействием. Moodle имеет разнообразное количество модулей, которые позволяют студенту получать письменные, голосовые комментарии к своим работам.

Впрочем, все эти 4 проекта являются отличными образовательными платформами.

Как было отмечено ранее, каждая платформа имеет свою систему тестирования и проверки знаний.

В Udacity проверка знаний осуществляется с помощью компьютерных программ.

В Coursera проверку выполненных заданий доверяют самим пользователям, но, прежде всего, студенты должны изучить критерии оценивания, а также попрактиковаться на уже проверенных работах.

edX, в свою очередь, практикует различные методы проверки и оценивания. Это машинная проверка, самостоятельное оценивание, а также проверка работ другими студентами.

В Moodle системе задания обычно оцениваются преподавателями, с последующими комментариями, замечаниями, отзывами. Если проверка знаний осуществлялась в виде тестов, то используется автоматическая проверка результатов.

Обучение на этих 4х образовательных платформах бесплатно, но на некоторых курсах, если студент захочет пройти тестирование, получить подтверждение о прохождении данного курса в виде сертификата, ему необходимо будет заплатить символическую сумму, от 30$ до 200$.

Используя прогрессивный зарубежный опыт и успешные методики обучения, авторы планируют разработать и опробовать собственную систему в помощь очному обучению с целью увеличения мобильности и улучшения качества обучения в ДонНТУ. Данная система призвана учитывать особенности нашего менталитета и Украинские программы обучения студентов [1].

Список требований к обучающей системе:

  1. Простой, гибкий, интуитивно понятный интерфейс.
  2. Наличие полезной для студента информации (текстовые файлы, видеоуроки…).
  3. Адаптивность (adaptable) – позволять системам включать развивающиеся новые информационные технологии без перепроектирования систем, иметь встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения.
  4. Долговечность (durable) – соответствовать разработанным стандартам и предоставлять возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования и в тоже время с соблюдением всех современных стандартов в области Web-технологий.
  5. Доступность (accessible) – давать возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса или из дома).
  6. Ненавязчивость – обучение должно происходить в игровой форме и давать возможность студентам структурировать свое обучение на основе требований преподавателя [2].

Архитектура системы

На рис.1 представлена архитектура разрабатываемой системы.

Архитектура системы

Рисунок 1 – Архитектура системы

Для четкого понимания строения системы необходимо разработать ее архитектуру. Архитектура служит полезным, общим руководством к пониманию обучающих систем, основанных на информационных технологиях, которые широко применяются и адаптируются со временем [8].

Архитектура содержит в себе:

После сдачи экзамена, преподавателю предоставляется документ с результатами студентов, которые будут учтены при окончательном оценивании.

Последовательность этапов обучения показана на Рисунке 2.

Последовательность этапов обучения

Рисунок 2 – Последовательность этапов обучения студентов
(анимация:10 кадров, 10 циклов повторений, 35.3Кб )

Выводы. Человек является «ленивым созданием», поэтому тяжело себя каждый день заставлять делать то, что спокойно можно проделать и завтра. Но если человек обладает такой чертой характера, как целеустремленность, желание развиваться и при этом иметь много свободного времени, возможность корректировать свой график, то данная асинхронная online-система для него. В ходе такого обучения должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией [10]. Делайте выбор и дерзайте.

Разработанная образовательная система является простой и легко расширяемой для создания полноценной online-системы дистанционного образования.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников:

  1. Процько Е.Г., Приходько Т.А. «Разработка алгоритма работы системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний»// Информатика и компьютерные технологии / Сборник трудов IX международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых - 4-6 ноября 2013 р., Донецьк, ДонНТУ. – 2013. 482 с. 479-482.
  2. Процько Е.Г., Приходько Т.А. «Разработка системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний»// Информационные управляющие системы и компьютерный мониторинг (ИУС КМ 2014): V международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 22-23 апреля 2014г., г.Донецк: сб. труд. / Донец. национал. техн. ун-т; редкол. В.А. Светличная. - Донецк: ДонНТУ, 2014. - В 2 тт. - Т.2. - 413 с. 217-222.
  3. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М.: - Наука, 2002, - 527 с. Режим доступа: http://cnit.mrsu.ru/do_1.php/
  4. Центр дистанционного обучения. Режим доступа: http://cdo.bash.ru
  5. Полат Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Режим доступа: http://www.center.fio.ru
  6. Бизнес модели бесплатного обучения на Coursera, edX и Udacity. Режим доступа: http://habrahabr.ru/sandbox/50831/
  7. Обучение на расстоянии или Немного о Moodle. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/56697/
  8. Преимущества и область применения архитектуры ИОС. Режим доступа: http://dstudy.ru/?item=f8f8fe70-3cb8-407e-9f7e-c22a64c3e3e8
  9. Forbes.ua «Высшее образование за 100$» Режим доступа: http://forbes.ua/magazine/forbes/1336363-vysshee-obrazovanie-za-100
  10. Соколова О.В. «Возможности индивидуализации в дистанционном обучении». Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0068.pdf