Журналистика в условиях цифрового мира
В эпоху Интернета трудно представить мир новостей без журналистов. Это как если бы понравившееся вам чучело существовало само по себе, без родственной связи с таксидермистом.(Анатолий Юркин)
Журналистика в моей жизни носит скорее факультативный характер и присутствует в качестве хобби, но мне всегда хотелось, чтобы она заняла место, несколько большее.
Пожалуй, стоит начать с того, что писать мне нравилось с детства, хотя я и не продвинулась дальше школьных сочинений и наивных стишков. Подозреваю, что у читателя возник вопрос: «Почему же ты не стала учиться на журналиста?». Небольшую вину за собой я в этом чувствую. Но в старших классах, при выборе будущей профессии, я стала задумываться не столько о своих предпочтениях, сколько о возможности последующего трудоустройства. В этом вопросе на меня повлияли два аспекта. Первый – фраза одного из известных ученых о том, что математик может стать гуманитарием, а гуманитарий математиком – никогда. Вторым было знакомство с молодой учительницей, недавно окончившей филологический факультет и отговаривающей нас, мечтательных девиц, от затей стать филологом. Ее доводы были весьма убедительны, и я забросила мечты о писательстве. Вместо этого я начала интересоваться, какого рода специалисты будут востребованы на рынке труда через лет через пять. В процессе долгих поисков, раздумий и советов, было выбрано направление «системный анализ и управление» на базе факультета автоматизированных систем управления Государственного университета информатики и искусственного интеллекта. Через довольно короткое время я стала членом студенческого совета университета. Тут то перст провидения и указал мне на мои позабытые мечты. Я начала работать в студенческой газете «Если ты студент», а вскоре стала ее главным редактором. Благодаря этой практике, я почувствовала, что журналистика – это именно то, что способно заполнить пустоту в моей душе. А также поняла, что, мне необходима дополнительная подготовка в сфере филологии и элементарной грамотности. Благодаря преподавателю моей выпускающей кафедры – Шептуре Александре Александровне – я узнала, что в Донецком национальном университете есть факультет смежных и дополнительных профессий, где, кроме всего прочего, можно получить дополнительную специализацию «Журналистика печатных СМИ». Я не замедлила сдать необходимые экзамены и, после двух лет обучения, получила диплом журналиста. Но за эти два года я получила нечто гораздо более ценное, чем диплом. Я улучшила свои знания в области журналистики и не только, а благодаря людям, которые не только нас обучали, но и просто проводили «мастер-классы», значительно расширила свой кругозор. Ну и, конечно, я получила бесценный опыт в практике журналистики и общении с различными людьми. Результатом данной деятельности стало несколько публикаций, а также множество статей, оставшихся в моих собственных архивах (Дебют 2009, Будьте осторожнее в своих желаниях!).
В процессе изучения различных журналистских методик, меня очень заинтересовало современное развитие журналистики в условиях информационного развития общества. Для начала стоит разобраться в том, что из себя представляет журналистика и сам журналист, в частности.
Что же такое журналистика?
Во-первых, это профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках;в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал» [1].
Журналист – человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналисты наиболее престижной специализации ориентированы на публицистическую работу (колумнисты), как правило имеющую своей целью формирование определённого общественного мнения, а также оказание корректирующего влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как«четвёртой власти» – в дополнение к трём официальным ветвям) в рамках определённых учредителями изданий, радио и телеканалов [2].
Немного истории
Не будем слишком вдаваться в подробности. И так понятно, что журналистика уходит корнями еще во времена зарождения ораторского искусства, а может, даже раньше. Хочу только отметить самые интересные факты. К примеру, в Японии сохранилась глиняная «газета» за 1615 г. Под названием «Йомиури Каварабата». Небезынтересно, что название в переводе означает «Прочти и передай другому» – стало быть, создатели такой «газеты» стремились к массовости, если не количеством экземпляров своего «издания», то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации. Иоганн Гутенберг, который изобрел в середине XV в. печатный станок, положил начало, так называемой, эры Гутенберга. Распространение бумаги и гутенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Слово «газета» произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах [3].
И, наконец, нельзя не отметить такой важный, я бы даже сказала, поворотный, этап в истории развития журналистики, как изобретение сети Интернет. Фактически, Интернет появился 1 января 1983 года. Именно в этот день сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения сетей. Во всемирной компьютерной сети (представленная в наше время Интернетом значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – «сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере).
Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна в сравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.
С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи [4].
Журналистика как способ заработка
На фоне тотальной популяризации сети Интернет развиваются такие способы журналистского заработка как копирайтинг, рерайтинг, копипастинг, постинг, контент-менеджмент, модерирование сайтов и, непосредственно, сама журналистика.
1. Журналистика
Покуда существует такая штука, как Интернет-издания (новостные порталы, онлайн-журналы и т.п.), специальность журналиста всегда востребована. Причем журналист может сам выбрать режим работы: или ему больше нравится работать в офисе, либо он предпочитает работодателя, который позволит ему работать удаленно, за домашним компьютером; если ему нужна запись в трудовой книжке, он ищет, где берут журналистов в штат, а если ему больше нравится быть свободным художником, он может работать свободно, да еще и не в одном издании, а в нескольких.
2. Копирайтинг, рерайтинг
Изначально термин "копирайтинг" означал работу по составлению рекламных текстов и лозунгов различного формата: от коротких слоганов, до статей с расширенным описанием товара и его достоинств. С развитием Интернета и сайтостроения термин "копирайтер" получил новый смысл: теперь этим словом называют человека, занимающего написанием статей определенной тематики и размера на заказ. Таким образом, по сути это та же работа журналиста, однако отличие копирайтера от журналиста состоит в том, что после написания текста владельцем материала становится заказчик, который распоряжается им по своему усмотрению. Поэтому, если для вас авторские права важнее денег, вам лучше искать вакансию журналиста. Для братии копирайтеров сейчас существует много бирж и магазинов контента, где можно найти работу по своим способностям и запросам:
Рерайт (от англ. rewrite - переписать, переработать текст) - это переписывание готового материала другими словами. Рерайт пользуется достаточно большим спросом, и причин этому несколько. Во-первых, сайтов много, вебмастерам кушать хочется, а оригинальный контент (материал) - величина не бесконечная. А между тем поисковые машины вводят жесткие санкции к сайтам за дублирование контента. Рерайт - отличный выход из ситуации, поскольку поисковый робот будет воспринимать текст не как оригинальный, а как совершенно другой. Во-вторых, авторы оригинальных статей, со своей стороны, тоже хотят кушать, а бесконечные заимствования их творений (в большинстве случаев - без цитирования источника) лишают их законного куска хлеба. Поэтому авторы оригинальных текстов (то есть результатов интеллектуального труда) ведут борьбу с воровством контента (плагиатом). И закон на их стороне. Рерайт текстов избавляет публикаторов от такой головной боли, поскольку переработанный текст является новым интеллектуальным продуктом. За рерайт платят меньше, чем за копирайт. Но это вовсе не значит, что рерайтить гораздо проще. Приобретение опыта и навыков в этом нелегком труде необходимо. Конторы, предлагающие услуги копирайта, обычно всегда предлагают и рерайт как сопутствующую услугу. Если у вас в школе не было проблем на уроках русского языка и литературы, и вы хорошо справлялись с изложениями, но у вас недостаточно способностей, чтобы сочинять, то есть копирайтить, вы вполне можете себя найти на поприще рерайтера.
3. Копипаст, добавление новостей
Иногда работников, которые занимаются копипастом, тоже называют копирайтерами, но это неправильно. Копипастер занимается тем, что публикует материалы с других сайтов в неизмененном виде (Copypaster - от Copy-paste, скопировать-вставить). Таких работников, например, набирают небольшие тематические новостные порталы. Оплачивается эта работа, конечно, дешево, но и труд, согласитесь, невелик.
4. Оплачиваемый постинг
К этой категории заработка относится, например, работа по первичному заполнению форумов. Известна закономерность: на новые форумы пользователи идут очень неохотно. Поэтому одна из стратегий первичного заполнения форумов и их раскрутки состоит в том, чтобы набрать команду людей, которые начинают эмулировать общение. В зависимости от тематики форума (узкая специальная или достаточно широкая) и кошелька заказчика эта услуга может быть оценена по-разному. В отдельных случаях стоимость одного сообщения доходит до нескольких долларов! Существует даже сформировавшиеся бригады (команды) заполнителей форумов, которые предлагают свои услуги желающим на форумах. Кроме того, работу по оплачиваемому постингу можно найти на биржах контента типа Advego.
5. Верстка страниц, работа с базами данных и т.п.
Этот вид работы - из категории постоянной занятости, связан с текущим заполнением сайтов, например, крупных интернет-магазинов, Интернет-версий газет и журналов и т.п. Человека, занимающегося этим видом деятельности, иногда называют еще контент-менеджером.
6. Модерирование сайтов
Сайты, которые предполагают активное общение, например, форумы или порталы, публикующие статьи с возможностью их комментирования, нуждаются в модерировании, то есть поддержании порядка и чистоты. В противном случае она быстро захламляются рекламными предложениями разного толка, дрязгами между пользователями, нецензурщиной и т.п. Поддерживать порядок призваны модераторы. На многих ресурсах модераторы трудятся в поте лица просто из любви к искусству, но серьезные ресурсы, на которых, к тому же, модераторам приходится прикладывать много усилий, чтобы содержать вверенные им ресурсы в порядке, практикуется денежное поощрение модераторского труда. Модераторство требует таких становящихся сейчас все более редкими качеств, как безупречная порядочность и бесконечное терпение в разборках с пользователями [5].
В окончании своего повествования, хотелось бы с небольшой высоты своих прожитых лет, дать небольшой совет всем, кто посетил мою страничку. Ищите себя! Мечтайте! Не слушайте никого – только себя. Пробуйте разные направления. А когда найдете то, что доставляет вам истинное удовольствие, то, что вам никогда не надоедает, несмотря на усталость и плохое самочувствие, идите за этим, во что бы то ни стало! Думаю, именно это и называют «призванием».
Список источников
- Ванечка Синичкин «Что такое журналистика и как она появилась?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru...
- Журналист. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org...
- Цвик В.Л. Введение в журналистику [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru...
- Краткий экскурс в историю возникновения журналистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://17.59209s046.edusite.ru...
- Способы заработка в интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://earninguide.biz...