ДонНТУ   Портал магистров

Японская музыка и живопись в моей жизни

Содержание

Введение

Основными сферами моих интересов в свободное от науки и учебы время является игра на японской флейте сякухати и живопись суми–э. Для меня это больше чем занятия: это необходимость и инструмент самоанализа.

Сякухати – флейта пустоты

Сякухати – продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты – 1,8 сяку (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как сяку – единица длины, а хативосемь. Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий [ 1 ].

Конструкция сякухати

Сякухати традиционно изготавливается из прикорневой части японского бамбука сорта Мадакэ. Конечно, можно изготовить флейту и из других сортов (и из других частей ствола), но у Мадакэ очень подходящее строение внутреннего канала, а к его форме существуют достаточно строгие требования, поэтому сделать хорошую сякухати из него проще. Существует распространенное мнение, что название сякухати может носить только флейта, сделанная из Мадакэ с соблюдением строгих требований. Поэтому некоторые мастера дают своим флейтам другие названия.

Флейта

Рисунок 1 – Флейта сякухати

Конструкция флейты

Рисунок 2 – Конструкция флейты.

Основы игры и репертуар сякухати

Для того, чтобы извлечь звук из сякухати, скругленную сторону верхней части флейты упирают в подбородок и дуют на утагути так, чтобы воздушный поток рассекался примерно пополам: половина воздуха уходит во флейту, половина – наружу. На то, чтобы издать первый звук из сякухати, отличный от шипения и сипения, разным людям требуется очень разное время – от пяти минут до полутора часов (и это не предел!), а чтобы более-менее закрепить успех, потребуется не меньше месяца ежедневных занятий.

Ноты

Рисунок 3 – Соответствие нот

Репертуар сякухати можно разделить на две больших части – хонкёку и гайкёку. Хонкёку – храмовая медитативная музыка, само слово переводится как «истинная музыка». Это первичный репертуар. Гайкёку – внешняя музыка – все остальное. Жанр ансамблевой музыки санкёку (кото, сямисэн, сякухати и пение) — это тоже гайкёку. Народная музыка (минъё), современная музыка — это все тоже гайкёку.

Школы игры на сякухати

Существуют разные школы игры на сякухати. Они отличаются друг от друга репертуаром, приемами игры, системами записи нот, особенностями конструкции самих флейт. Наиболее известными на сегодняшний день являются следующие школы:

Кинко.Эту школу основал отставной самурай Куросава Кинко во второй половине восемнадцатого века. В традиционном репертуаре школы изначально присутствовали переработанные им хонкёку. Позже последователи добавили к репертуару и гайкёку. Собственно, именно школа Кинко и ввела сякухати в традиционный японский ансамбль санкёку. Техника игры отличается богатой орнаментацией. Флейты школы Кинко часто бывают разборными, имеют очень хорошую настройку, в утагути делается вставка клиновидной формы.

Утагути со вставкой школы Кинко

Рисунок 4 – Утагути со вставкой школы Кинко

Тодзан. Школу основал Накао Тодзан в начале двадцатого века. Репертуаром являются как хонкёку, написанные самим основателем школы, так и классические пьесы переработанные им. Музыка Тодзан звучит более современно, есть немало произведений для дуэтов и трио, что очень нехарактерно для других школ сякухати. Представители школы Тодзан не сдерживают себя стилистическими рамками и играют любую музыку, вплоть до джаза. Для флейт школы характерна очень точная настройка в соответствии с европейский звукорядом, в утагути делается полукруглая вставка. На сегодняшний день это самая многочисленная школа.

Утагути со вставкой школы Тодзан

Рисунок 5 – Утагути со вставкой школы Тодзан

Мёан. Храм Кёто Мёан-дзи считается главным духовным центром сякухати в настоящее время. В нем сохраняют и продолжают традиции секты Фукэ. Репертуар – исключительно хонкёку. Техника игры отличается аскетичностью – представители школы или, если быть точнее, стиля Мёан Тайдзан Ха стараются делать как можно меньше движений при исполнении пьес, при этом качеству исполнения придается очень большое значение.

Докёку. Довольно малочисленная и молодая школа, основанная учениками эксцентричного монаха–отшельника Ватадзуми Досо. В репертуаре школы в основном старинные пьесы хонкёку в интерпретации Ватадзуми. Большое внимание уделяется дыханию. Пьесы докёку очень экспрессивны и богаты различными нюансами исполнения, львиная доля которых просто напросто отсутствует в нотных записях.

Дзэнсабо. Это скорее не школа, а группа или круг – Дзэнсабо Сирабэкай, образовавшаяся вокруг мастера Окуда Ацуя из его учеников и последователей. Репертуар составляют классические медитативные пьесы разных школ, интерпретированные Окуда–сэнсэем. Члены Дзэнсабо играют на хоттику — дзи-наси флейтах большого размера. Их звук низкий, успокаивающий, а тембр ветреный. В Дзэнсабо не стремятся к чистому звуку. Японцы говорят, что лучший звук сякухати — это звук, который издает ветер в роще сухого бамбука. Пожалуй, это самое точное описание звука, к которому стремятся в этой школе.

Кётаку. Еще одна молодая школа, которую основал Коку Нисимура. Кётаку — это старинное название сякухати, которое давно вышло из употребления, но Коку Нисимура вернул его. Кётаку – это большие флейты дзи-наси (внутренний канал не покрывается пастой Дзи). Много кто делает такие флейты, но имя кётаку получают только флейты, сделанные самим Коку Нисимурой и его учениками. Одним из заметных отличий кётаку от других дзи-наси флейт является то, что отверстия на них расположены строго в ряд, в то время как обычно на больших флейтах отверстия сдвигаются, чтобы их было легче закрывать. Звук кётаку отличается мягкостью, он способствует более спокойной и медитативной игре. Представители школы считают сякухати и кётаку совершенно разными инструментами. Кётаку — это прежде всего духовный, а не музыкальный инструмент.

Кётаку

Рисунок 6 – Кётаку

Наиболее подходящая на мой взгляд литература для обучения:

Сякухати — одна из самых красивых флейт в мире, в обманчивой простоте устройства которой скрываются практически безграничные возможности. Если Вы собрались научиться играть на ней, будьте готовы посвятить этому делу всю свою жизнь. Но могу обещать вам, что об этом решении Вы никогда не пожалеете [ 2 ]!

Японская живопись суми–э

Живопись суми-э — искусство, которое возникло в Китае во времена династии Сун. В XIV веке оно проникает в Японию. Что это за искусство, можно понять из самого названия: слово суми–э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают тушь (суми) и живопись (э). То есть суми–э – это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми–э в том, что в ней присутствуют только черный цвет, а также широкая гамма серых цветов туши, растворенной в воде. Все это кажется лишь делом техники, однако очень важен при этом философский смысл.

После того как буддийские монахи завезли живопись суми–э в Японию, она стала быстро распространяться по странам Азии. Вобрав в себя мистический дух этой религии, суми–э в художественной форме воплотила ее основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть.

Для того чтобы рисовать суми–э, художник должен подготовить все необходимые принадлежности и разложить их перед собой так, чтобы они были под рукой: краски для рисования (их желательно предварительно опробовать) и кисточки. Для начала вам нужно выпрямиться и сосредоточиться на белом листе бумаги. Затем постараться расслабиться и начинать размышлять на выбранную тему до тех пор, пока мысленно не представите себе картинку с рисунком и образ, который хотите запечатлеть. Именно в такой момент максимальной концентрации берите кисточку, и образ из вашего сознания спонтанными движениями перетечет на бумагу. Такая естественность и жизненность плода вашего воображения достигается штрихами, которые наносятся на одном дыхании, избегая излишних деталей и форм.

Другими словами, суми–э стремится передать синтез природы. Создать целостный единый образ, отбросив все ненужное и представив только жизнь и суть вещей, – это, пожалуй, первое, что необходимо запомнить всем, кто начинает заниматься суми–э [ 3 ].

Мои работы в традициях суми–э

Список источников

  1. википедия
  2. сайт о сякухати
  3. сайт о живописи