ДонНТУ   Портал магистров

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Свой индивидуальный раздел я решил посвятить одному из своих увлечений, а именно бальным танцам. Мое знакомство с этим видом искусства начался, когда мне было 7 лет. Моя мама хотела видеть меня в качестве танцора и отвела в городской театр танца Веснянка. Поначалу танцы были для меня просто развлечением, но чем старше я становился, тем серьезней становилось мое отношение к тренировкам. За время занятий танцами мне довелось принять участие во многих соревнованиях, концертах и фестивалях. Было много побед и поражений, но я воспринимал их как стимулы к развитию своих навыков и умений. Каждое выступление оставляло яркие впечатления, позволяло узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми и весело провести время.

ИСТОРИЯ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Бальный танец – это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах. Его также называют бытовым танцем. Но, несмотря на такое тривиальное имя, понятие бытовой или бальный танец воплощает в себе сочетание самых ярких и самых чувственных танцев мира, которые исполняются в паре. Эта хореографическая постановка создает просто невообразимо красивое и грациозное зрелище.

Рисунок 1 – Пары на балу

Происхождение бального танца датируется примерно 19 веком и основывается на европейских танцевальных видах и стилях. Но стоит отметить, что в конце 19-го – начале 20-го столетия в бальных танцах появилась искорка, благодаря африканской и латиноамериканской музыке и танцевальной культуре. Стоит упомянуть, что основу современных бальных танцев составляют постановки с африканскими корнями, которые очень удачно и мастерки замаскированы под европейский стиль технической обработкой.

Вообще, бальные танцы как вид искусства претерпели очень много изменений за весь период своего существования. И каждая эпоха – Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм – со своим уставом жизни вносила свою лепту в формирование танцевальной бальной культуры. К тому же, в каждой отдельной стране придумывались свои манеры и стили исполнения бальных танцев, характерные для ее исторических обрядов и традиций.

Рисунок 2 – Пары в танце

Уже в 1920-е годы бальные танцы обрели колоссальную популярность и стали полноценным самодостаточным видом искусства. В этот период в Англии при Императорском обществе танцоров-учителей был создан специальный Совет по бальным танцам. Вскоре этим Советом была проведена стандартизация всех известных на тот момент танцев, а именно: танго, вальс, медленный и быстрый фокстрот. С тех пор стали существовать конкурсы и соревнования, а сам бальный танец был разделен на два направления – social dance и спортивный. В период с 30-х по 50-е года в реестр стандартных бальных танцев добавились еще несколько, а именно: ча-ча-ча, джайв, пасодобль, самба и румба.

В наше время бальные танцы все также остаются неимоверно популярными, а турниры и соревнования организовываются по всему миру [1].

РАЗНОВИДНОСТИ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют стандарт) и латино-американское (латина). [2]

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту).

Рисунок 3 – Пара, танцующая медленный вальс

ТАНГО

Танго – бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец – эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического перетекания с пятки на носок.

Рисунок 4 – Пара, танцующая танго

МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ

Фокстрот – относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков.

Главная особенность фокстрота – это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

КВИКСТЕП

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

ВЕНСКИЙ ВАЛЬС

Венский вальс – один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза – шестьдесят.

Рисунок 5 – Пары, танцующие венский вальс

Танцы латиноамериканской программы

САМБА

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием – это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и пружинистые ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Рис. 6. Элемент танца самба – самба-ход на месте.

ЧА-ЧА-ЧА

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее – так и родился танец ча-ча-ча.

Рисунок 7 – Пара, танцующая ча–ча–ча

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

РУМБА

Румба имеет довольно богатую историю – она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба – очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Рисунок 8 – Пара, танцующая румбу

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения – от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы – это QQS или SQQ (от английского S – slowмедленно и Q – quickбыстро).

ПАСОДОБЛЬ

Paso doble с испанского означает два шага, что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Рисунок 9 – Пара, танцующая пасодобль

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя – матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка – только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

ДЖАЙВ

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово jive означает вводящую в заблуждение болтовню – популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва – прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый [3].

Рисунок 10 – Пара, танцующая джайв

ПОЛЬЗА И ВРЕД БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

На самом деле бальный танец поможет решить массу проблем – как физических, так и психологических. Для начала стоит отметить, что регулярные тренировки укрепляют мышцы, увеличивают выносливость и прибавляют силы. Кроме того, танцевальная аэробика позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему. С помощью танцев можно избавиться от массы проблем, включая различные искривления позвоночника, улучшить осанку, сделать мышцы более эластичными, а движения грациозными. И, конечно же, танцы – это замечательное и веселое времяпрепровождение, которое улучшает настроение, повышает самооценку и делает вас звездой на танцевальной площадке.

Что же касается вреда, то он, конечно же, имеется. Травмы, растяжения, деформация суставов – это то, к чему могут привести регулярные изнуряющие тренировки. С другой стороны, подобные побочные эффекты чаще всего встречаются у профессиональных танцоров, которые безвылазно работают в спортзале, регулярно посещают соревнования по спортивным бальным танцам и строят спортивную карьеру. А вот любительские тренировки под наблюдением опытного тренера грозят лишь болью в мышцах, и то лишь в первые несколько недель [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось добавить, что занятия танцами оказали положительное влияние на мое физическое здоровье а также на становление моей личности. Танцы научили меня быть требовательным к себе, дисциплинированным, ответственным и трудолюбивым.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. История бальных танцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.letopis.info
  2. Виды бальных танцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: music-education.ru
  3. 10 традиционных бальных танцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: megapoisk.com
  4. Спортивно-бальный танец – красивый и полезный вид спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fb.ru

АНАЛОГИЧНЫЕ ТЕМЫ МАГИСТРОВ

  1. Казаков Олег Владимирович – Образцовый ансамбль бального танца Шанс

    Описание: В индивидуальном разделе автор рассказывает о своих занятиях в ансамбле бального танца Шанс , делится яркими впечатлениями, достижениями.

  2. Голубцова Евгения Юрьевна – Бальные танцы – ча-ча-ча и медленный вальс

    Описание: В индивидуальном разделе автор рассказывает о своих любимых видах бальных танцев, историю их происхождения, особенностях исполнения.

  3. Абакумов Андрей Юрьевич – Бальные танцы

    Описание: В индивидуальном разделе автор рассказывает о своем опыте занятий танцами, обозревает историю бальных танцев, их разновидности, приводит классификацию танцоров.

  4. Черкашин Павел Павлович – Спортивно-бальные танцы

    Описание: В индивидуальном разделе автор рассказывает о том, почему он выбрал данную тему, обозревает историю развития бальных танцев, их культуру, своем любимом бальном танце, и делится личным опытом.

  5. Корниенко Юлия Александровна – Современные бальные танцы

    Описание: В индивидуальном разделе автор рассказывает о своем опыте и отношению к танцам, обозревает историю таких видов бальных танцев как самба и пасодобль.