Сенченко Ю.Р. Интеллектуальная собственность (ИС) является стратегическим ресурсом для формирования национального богатства и повышения конкурентоспособности любой страны. Стратегия развития сферы интеллектуальной собственности в Украине обусловлена ее интеграцией в международное экономическое пространство. В настоящее время опубликован проект Национальной стратегии развития сферы ИС в Украине на период до 2020 года. Цель данной статьи рассмотреть и проанализировать основные направления и возможности развития интеллектуальной собственности Украины.
Проблемы развития сферы интеллектуальной собственности Украины отражены в работах таких ученых: Тіманюк І.В., Мнушко З.М., Тіманюк В.М., Царенко В.И., Хома В.А, Посылкина О.В., Клебанова Т.С., Ярмош В.В..
Под сферой ИС понимается среда, в которой осуществляется совокупность различных видов творческой и интеллектуальной деятельности человека, которые охватывают различные сферы экономической и общественной жизни, в следствие чего создаются различные объекты ИС, права на которые охраняются законодательством.
Национальная система ИС Украины включает в себя национальное законодательство, государственные и судебные органы, научные и образовательные учреждения, общественные организации и другие структуры, которые принимают участие в решении задач касательно предоставления правовой охраны, управления, реализации и защиты прав субъектов ИС, а также пользователей этой системы. За годы независимости в Украине создана современная, но разрозненная нормативная база, касающаяся вопросов правовой охраны ИС состоящая из 10 специальных законов и 26 законов, где отражены отдельные нормы
Проект национальной стратегии развития сферы ИС Украины на период до 2020 года предусматривает работу над совершенствованием нормативной базы, механизмов правовой защиты, стимулированием в сфере ИС, борьбу с контрафактной продукцией и пиратством, повышение уровня осведомленности широких слоев населения и уровня образования в сфере ИС, расширение международного сотрудничества, а так же повышение уровня интеллектуальной безопасности. Рассмотрим некоторые из этих направлений подробнее.
Повышение стимулирования в сфере ИС предусматривает способствования институтам создателей объектов ИС, творческим союзам м другим организациям, а также «улучшения системы экономических стимулов (налоговых, кредитных, страховых и т.д) для активизации процессов создания, охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности» что требует расширения бюджетного финансирования, которое является сегодня маловероятным, так же как привлечение инвестиций частного сектора в научные достижения, инновации и охрану ИС.
Стратегия предусматривает также борьбу с пиратством и создание эффективных механизмов защиты прав ИС. Как способ достижения этого предлагается использования европейского опыта относительно стандартов, «усовершенствование механизмов управления со стороны государства» [1], , внедрение новых интегрированных технологий сбора и обработки информации а также восстановления в структурах государственных органов (МВС, таможенные органы) специальных подразделений, что является невозможным в условиях сокращения численности сотрудников государственных органов предусмотренного последними изменениями законодательных актов [2]. Тот же документ делает невозможным «поддержание высокого профессионального уровня работников государственной системы правовой охраны ИС, обучение судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.
Развитие системы интеллектуальной собственности «требует сосредоточенности всего украинского сообщества на ее реализации» [1], вовлечения огромного количества человеческих ресурсов, а так же «увеличение бюджетного финансирования программ подготовки и повышения квалификации специалистов» [1], что является маловероятным в современных условиях нестабильной политической ситуации и дефицита бюджета, так как недостаточно приоритетно.
2. Доручення прем'єр-міністра України від 04.12.2014.