«КНИГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Я очень люблю читать. Ещё до школы моя бабушка научила меня читать детские сказки и мне всё интереснее было узнавать что-то новое. Помню, что «Доктора Айболита» я уже знала наизусть, а вот, пойдя в первый класс, бралась за книги посерьезнее, такие как сказки Андерсена.
По школьной программе мы читали много произведений, часть из которых я просто не понимала, может в силу возраста, может потому, что не завлекали эти рассказы меня изначально.
Окончив школу, я поняла, что читать это моё, что чтение для меня не домашнее задание, а увлечение, досуг, время, когда можно попутешествовать, сидя на месте, когда забываешь обо всём, окунаясь в иной мир, сопереживая с героями.
Я люблю и предпочитаю классическую литературу. Она, по моему мнению, основа. Мы росли на таких книгах, как «Маленький принц» Экзюпери, «Приключения Тома Сойера» Твена, «Робинзон Крузо» Дефо, «Остров сокровищ» Стивенсона и др.
Что мне наиболее нравится в классике, так это то, что, читая одну и ту же книгу в одном возрасте и перечитывая её в другом, ты воспринимаешь её по-разному. Так происходит до сих пор с моей любимой книгой «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Читая её в школьном возрасте, я толком не понимала, что конкретно хотел поведать нам писатель, но спустя время, посмотрев экранизацию, мне стало интересно прочитать её вновь. И я начала понимать понемногу что к чему и почему. Читав её уже в третий раз, я смотрела на те же события в романе уже совсем иначе. Эта книга сама по себе столь загадочная и мистическая, но так интересно её читать снова, будто заново.
Я прочитала уже около трёх десятков книг классической литературы, среди которых Фицжеральд «Ночь нежна», Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Коллин Маккалоу «Поющие в терновнике», Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Недавно закончила читать потрясающий роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Он заставил меня настолько погрузиться в свой мир, что я будто ощущала на себе все переживания главной героини.
Иногда хочется стереть себе память, чтобы вновь прочитать какое-либо произведение, не зная, как будут развиваться события и какой будет финал.
Однажды мне стало безумно интересно знать, откуда же само происхождение книг? Как они появились? Кто их придумал?
Так вот, исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер.
На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелк.
История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папируса.
Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб. Изготовляли египтяне этот материал стебля растения – папируса. Это растение произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходило для создания бумаги, ведь было гибким и прочным. Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, поэтому была гибкой и мягкой. Оболочку выбрасывали, и использовали только серединку, которую вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон. Затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под прессом. После этого, пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большей площади, которое сматывали в рулон. Эту технологию в Египте настолько отшлифовали, что страна начала массово продавать папирус в другие страны. В частности, он был долгое время популярным в Римской Империи. Только здесь, книга имела вид свертке, на концах которого были утолщения. А хранилась в кожаном футляре.
В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи.
Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках.
Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками. Писали на пергаменте ручками из гусиного пера, и занимались этим часто монахи. Написание текста было тяжелым трудом, требовало скрупулезности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, узоры и иллюстрации. Через большую трудоемкость, процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. Хранились книги в монастырских библиотеках.
Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев.
Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.
На наших землях, «первопроходцем» в книгопечатании был Иван Федоров, который также в материалах того времени был известен как Иван Федорович Москвитин. Он был образованным человеком, знал несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг. Он открыл первую типографию 1563 года в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого событие, Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников христовых. Хоть книга была печатной, ее шрифт и иллюстрации напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».
Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна [1].
Даже в нынешней современной жизни компьютеров, ноутбуков и планшетов нам трудно представить мир, в котором нет книги. Она играет очень важную роль в жизни каждого человека, являясь источником знаний, информации и воспитания. Книги нас окружают с самого детства, дают нам полезные советы, открывают перед нами разные тайны, учат нас понимать самих себя. Благодаря книгам мы узнаем судьбы различных героев, учимся у них и на некоторых даже хотим быть похожими.
Любая прочитанная книга оставляет неизгладимый след в человеческой памяти. У каждой книги своя история, свой сюжет, помогающий нам накопить знания, сохранить их и передать другим поколениям. Книга способна не только дать нам определенные знания, но учит нас доброте и человечности. Она является единственным и неизменным учителем на протяжении всей нашей жизни.
Благодаря книге человек развивается и совершенствуется, учиться анализировать информацию. Ведь для понятия смысла текста любой книги, нужно научиться вдумчиво и внимательно читать, запоминать, делать выводы и тогда перед вами откроется целый мир интересных открытий. Без книг был бы невозможен такой стремительный прогресс человечества, так как любое научное открытие основывается на ранее накопленной информации. Мы должны благодарить книгу за то, что она нам подарилаисторию, научила ценить будущее и получать удовольствие от шедевров древней литературы. В музеях и разных библиотеках хранятся старинные книги, которые пришли к нам из глубины веков.
В Древней Руси к книге относились, как великому сокровищу и считалось, что человек, имевший несколько книг, являлся обладателем целого состояния.
Книги, написанные множество веков назад, раскрывают нам историю существования человечества на Земле, помогают нам раскрыть человеческую сущность, познать законы мировоззрения наших предков. С помощью книги, нам легко отследить эволюцию идеологии человека, общественного строя, нравственных норм. И даже, несмотря на развитие высоких технологий и появления в жизни человека электронной книги, поклонники традиционного чтения все равно останутся, так как общение с печатной книгой с родни общению с живым человеком [2].
Список источников
1. История создания книг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/
2. Роль книги в жизни человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ote4estvo.ru/sochineniya-11-klass/61590-rol-knigi-v-zhizni-cheloveka.html
Любителей книг среди магистров ДонНТУ также много:
Автор: Сипаков Д.С.
2. ЧТЕНИЕ. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КНИГ.
Автор: Догонова О.И.
Автор: Зверева А.Ю.
Автор: Нифталиев В.Э.
Полезные ссылки:
1. LiveLib – сайт о книгах, социальная сеть читателей книг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.livelib.ru
2. ЛитМир – электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.litmir.me
3. ReadRate – сервис для тех, кто читает [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://readrate.com/rus