Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Понятие и сущность социально‑психологического управления персоналом
- 4. Принципы и роль социально‑психологического воздействия на персонал в современных условиях функционирования предприятия
- 5. Методы управления персоналом посредством социально‑психологического аспекта влияния на коллектив
- 6. Рекомендации по применению социально‑психологических методов управления
- Выводы
- Список источников
Введение
Современное предприятие, основанное на трудовой деятельности персонала, нуждается в совершенствовании системы управления не зависимо от численности штатных сотрудников. На сегодняшний день существует множество технологий работы с персоналом. Они различны по направлению воздействия, финансовым затратам и затратам времени, продолжительности и эффективности воздействия, но следует отметить, что все современные методы управления основаны на убеждении, что каждый работник – это, прежде всего, человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.
В исследовательской работе рассмотрены социально-психологические аспекты управления, принципы и методы воздействия на персонал; выявлены социально-психологические аспекты управления в организации; разработаны рекомендации по эффективному применению социально-психологических методов управления.
1. Актуальность темы
Эффективность работы персонала в значительной мере определяется состоянием социально-психологического климата на предприятии. Успешность деятельности коллектива всецело зависит от результатов работы входящих в него членов. Анализ трудовой деятельности и разработка рекомендаций по эффективному управлению с учетом индивидуальных особенностей каждого сотрудника обуславливает актуальность и необходимость изучения социально-психологического аспекта управления персоналом на предприятии любого вида деятельности.
Исследованием социально-психологических методов управления занимались В.М. Шепель [1], Н.С. Мансуров [2], Л.П. Буева [3], Е.С. Кузьмин [4], К.К. Платонов [5], А.Н. Лутошкин [6] и другие выдающиеся ученые.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию технологий управления персоналом с позиции социально-психологического аспекта.
В соответствии с поставленной целью главными задачами работы являются:
- Исследовать сущность, принципы и роль социально-психологических аспектов управления.
- Проанализировать виды социально-психологического климата в трудовом коллективе.
- Рассмотреть основополагающие методы социально-психологического воздействия на персонал.
- Предложить общие рекомендации по эффективному социально-психологическому воздействию на трудовой коллектив.
Объект исследования: технологии управления персоналом (социально-психологический аспект) в условиях деятельности предприятия.
Предмет исследования: теоретические и практические основы совершенствования технологий управления персоналом с позиции социально-психологического аспекта.
Информационной базой исследования является фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати. Использованы труды отечественных и зарубежных авторов по кадровой политике, психологии, управлению персоналом за 2014-2016 гг.
3. Понятие и сущность социально‑психологического управления персоналом
Одним из важнейших направлений деятельности предприятия является комплексное управление персоналом, которое представляет собой системную науку об административно-управленческих, организационно-экономических, социально-психологических факторах и способов воздействия на персонал с целью повышения его хозяйственной деятельности.
Система управления, отмечает академик Львов [7], должна объединять следующую совокупность системообразующих признаков: целевой характер функционирования системы, состав компонентов системы, наличие достаточного ресурсного обеспечения для расширенного воспроизводства, механизм обратной связи. Система управления и ее организационная структура представляют своеобразный социальный институт, который вменяет персоналу системы организацию и процедуры, создает социальное поле и давление и предоставляет возможность осознания движения к цели.
Существует три основных направления методов управления:
- Экономическое.
- Административное.
- Социально-психологическое [8].
Сущность и отличительные черты данных методов представлены ниже.
Таким образом, производительность трудовой деятельности на предприятии любого вида деятельности определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Именно социально-психологическое управление персоналом на современном этапе развития общественных отношений позволяет создать комфортные условия труда для сотрудников предприятия, достичь поставленных целей при условии сохранения здоровья работников и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, соблюдая при этом законодательство и требования нормативных актов.
4. Принципы и роль социально‑психологического воздействия на персонал в современных условиях функционирования предприятия
Социально-психологическое воздействие на персонал включает в себя систему различных способов и приемов работы с трудовым коллективом с целью удовлетворения социальных потребностей человека, его всестороннего профессионального развития, повышения как трудовой активности работника внутри коллектива, так и обеспечения эффективной деятельности персонала в целом.
Социально-психологическое воздействие на персонал основывается на использовании основных закономерностей социологии (направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе труда) и психологии (взаимодействие в процессе труда: психологические методы управления, которые направлены на личность конкретного работника). Главная роль данного процесса заключается в формировании у работника необходимых трудовых установок с целью реализации социальных и психологических потребностей организации и трудового коллектива, таких как статус личности, групповые взаимоотношения, социально-психологический климат, этика поведения, общение и др.
Таким образом, к группе социально-психологического воздействия относятся все методы, имеющие психологическое и моральное воздействие на личность сотрудника в коллективе, такие как:
- умение и стремление руководителя побуждать трудовой коллектив к деятельности, применение широкого спектра работы с кадрами;
- группирование и расстановка персонала с учетом психотипов и особенностей характера и темперамента каждого сотрудника для формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата;
- демократический стиль управления, позволяющий привлекать сотрудников к разработке и реализации различных проектов с целью формирования чувства привязанности каждого отдельного работника к общему делу;
- активная политика в области стимулирования и мотивации персонала;
- политика в области удовлетворения индивидуальных духовных потребностей трудового коллектива, ориентация на социальные и этические установки;
- предоставление социальной защиты трудового коллектива (обеспечение социального пакета, предоставление различных бонусов, льгот и т. д.) [9].
Основные закономерности социально-психологического воздействия на персонал:
- повышение социальной активности трудового коллектива;
- поддерживание корпоративной культуры: конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, празднование начала и завершения крупных проектов и задач;
- моральное стимулирование;
- разработка мероприятий социально-психологического развития трудового коллектива;
- разрешение социально-психологических проблем персонала организации (поддержание достойных условий труда и отдыха, всестороннее развитие личности в коллективе);
- соблюдение социальной справедливости в коллективе, способствующей поддержанию благоприятной трудовой атмосферы, формирование и стимулирование личной и коллективной инициативы к трудовой деятельности [10].
5. Методы управления персоналом посредством социально‑психологического аспекта влияния на коллектив
Cоциально-психологические методы управления персоналом представляют собой преимущественное использование неформальных способов воздействия на персонал с учетом интересов и поведения каждой личности в трудовом коллективе с целью улучшения трудовых взаимоотношений и удовлетворения социальных и психологических потребностей. При этом, объектом данного воздействия, как правило, выступает трудовой коллектив предприятия [11].
Современное эффективное управление предполагает использование комплекса как социологических, так и психологических методов. Наиболее распространенные социально-психологические методы управления представлены на рис. 2.
Взаимосвязь между эффективностью работы организации и ее социально-психологическим климатом – важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому формирование благоприятного социально-психологического климата – главная задача и цель систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников предприятия [10].
Общая характеристика социологических методов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Социологические методы управления персоналом
Метод | Характеристика |
---|---|
Социальное планирование | обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. |
Социологические исследования | являясь научным инструментарием в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. |
Анкетирование | позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса с помощью специальных анкет. |
Интервьюирование | предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем – в ходе диалога с собеседником – получение необходимой информации. |
Собеседование | является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях. |
Социометрический метод | используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает неформальных лидеров. |
Метод наблюдения | позволяет выявить качества сотрудников, которые обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие и т.д.). |
Соревнование | является средством, с помощью которого каждый работник может проявить свои лучшие качества и в результате достичь производственного результата. |
Управление конфликтными ситуациями | целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Это и перевод его в рациональное русло деятельности, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов в целях достижения результатов. |
Социальное регулирование | мероприятия по соблюдению социальной справедливости в коллективе и совершенствованию социальных отношений между работниками. Социальное регулирование направлено на стимулирование коллективной и личной инициативы и интереса к труду. |
Социальное развитие коллектива | процессы социализации коллектива, позволяющие регулировать и уравновешивать интересы личности и коллектива, способствуют осуществлению функций социальных образований. |
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. Положительными способами воздействия выступают вовлечение, побуждение, комплимент, похвала, совет и т. д. Отрицательными способами являются принуждение, требование, запрет, обман ожиданий, осуждение и т. д. [12, с. 132].
К основным психологическим методам управления также следует отнести:
- Гуманизация труда – применяется в случае необходимости внести изменения при монотонной работе персонала с целью повышения эффективности работы (использование музыки, изменение цветовой гаммы помещения, перемещение оборудования и т. д.);
- Психологическое побуждение: поощрение и поддержка творчества, инициативы и самостоятельности;
- Содействие повышению профессиональных интересов работника, его инициативы к творческому труду;
- Планирование профессиональной карьеры работника на основе его психологической ориентации выявление психологических особенностей каждой личности в коллективе;
- Работа в области формирования рабочих групп на основе особенностей психотипа, темперамента и характера сотрудника в трудовом коллективе;
- Установление благоприятных отношений между сотрудниками и между сотрудником и руководителем и т. д.
Таким образом, все психологические методы управления персоналом базируются на знании, грамотном и умелом использовании психологических качеств конкретного работника. Ведущие компании и организации создают собственные профессиональные психологические службы, укомплектованные социальными психологами.
Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приемов, перечисленных выше.
6. Рекомендации по применению социально‑психологических методов управления
Существующее множество различных методов управления персоналом вызывает необходимость создания единых технологий и принципов их внедрения на предприятии любого вида деятельности. Данная возможность позволяет, на основании уже имеющего опыта применения и совершенствования, разрабатывать методы управления, наиболее эффективные для каждого конкретного предприятия.
Разрабатывая общие рекомендации по применению социально-психологических методов управления, следует учитывать специфику данных методов и их ориентированность на создание эффективной трудовой деятельности как важного механизма производительности труда в современных условиях развития рыночных отношений.
К основным направлениям формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата можно отнести:
- Работа над снижением уровня конфликтности.
- Повышение удовлетворенности трудом каждого отдельного работника внутри организации.
- Развитие атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе.
- Стимулирование трудовой деятельности посредством ориентации на достижение целей организации, организация выполнения общих коллективных задач.
- Формирование у работников чувства уверенности, взаимопонимания и причастности к деятельности организации.
- Формирование принципа равенства, справедливой оценки трудовой деятельности, политика в области обмена знаниями и опыта.
- Преобладание демократического стиля управления с предоставлением возможности трудовому коллективу принимать участие решений и выполнении задач, разрабатывать механизм эффективной деятельности организации.
- Активная политика организации по направлениям:
– коллективного времяпровождения (посещение совместных мест отдыха, организация корпоративных вечеров и мероприятий в случае дня рождения работников, удачного завершения крупных сделок, выполнения крупного бизнес-плана и т. д.);
– эффективной информированности трудового коллектива (о стратегических планах предприятия, производственных успехах во всех рабочих подразделениях, об изменениях в методах управления и т. д.)
– системы самоуправления в виде передачи руководителем некоторых вопросов на рассмотрение коллектива под непосредственным контролем высшего уполномоченного лица [12, с. 137].
Социально-психологическое управление трудовой деятельности находится в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива. Рекомендации по формированию сплоченного трудового коллектива представлены на рис. 3.
Таким образом, социально-психологический аспект управления предполагает формирование благоприятной трудовой атмосферы и микроклимата в коллективе, производительную работу с персоналом с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Существующие рекомендации по эффективному управлению дают возможность обеспечить оптимальную производственную деятельность и удовлетворить потребности работника, коллектива и предприятия в целом.
Выводы
Социально-психологические аспекты управления основаны на использовании социального механизма управления. Специфика данных аспектов заключается во всецелом анализе индивидуальных особенностей каждого работника, входящего в трудовой коллектив. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.
Социально-психологическое управление персоналом – это совокупность основополагающих способов воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности в коллективе, а также механизм влияния на социальные процессы, имеющие место в трудовом коллективе.
Социально-психологическое управление включает два направления деятельности: 1) социальное; 2) психологическое.
Первая группа направлена на воздействие персонала в процессе трудовой деятельности. Социология управления занимается изучением людей, их взаимоотношениями, связями, сознанием, поведением в процессе деятельности. Вторая группа направлены на анализ конкретной личности внутри коллектива, формирование у работника стремления к совместной коллективной деятельности, чувства привязанности к общему делу и т.д.
Список источников
- Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – Москва: Культура и спорт, 1994. – 320 с.
- Мансуров, Н.С. Современная буржуазная психология: критический очерк: учебник для ВУЗов / Н.С. Мансуров. – Москва: Соцэкгиз, 1962. – 285 с.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – Москва: МГУ, 1968. – 268 с.
- Кузьмин, Е.С. Методы социальной психологии: учебник для ВУЗов / Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов. – Ленинград: изд‑во Ленинградского ун‑та, 1977. – 129 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности: учебник для ВУЗов / К.К. Платонов. – Москва: Наука, 1986. – 256 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.: 1988. – 146 с.
- Львов, Д.С. Эффективное управление техническим развитием / Д.С. Львов. – М.: Экономика, 1990. – 255 с.
- Митасова А.А. Формирования благоприятного социально‑психологического климата в коллективе: теоретические аспекты / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Управление развитием социально‑экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост: Мат. XVI междунар. науч.конф (9‑10 декабря 2015 г.). – Донецк: «Донецкий национальный университет», 2015. – с. 572‑574.
- Методы и принципы управления персоналом: практический журнал по управлению человеческими ресурсами / Директор по персоналу: ООО «Актион кадры и право», 2011‑2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/63435-red-qqq-15-m4-metody-i-printsipy-upravleniya-personalom-predpriyatiya
- Абдуллин, Р.Ж. Методы социально‑психологического воздействия на персонал в условиях мирового финансового и производственного кризиса / Р.Ж. Абдуллин, Д.Ж. Абдуллин. – Электронный научный журнал «Экономика. Управление. Право», 2014. – Выпуск 9(57) Ноябрь-Декабрь. – с. 6‑13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.almau.edu.kz/upload/pdf/esj_eml_2014-9(57)_Abdullin_Abdullin.pdf
- Митасова, А.А. Формирование социально‑психологического климата в коллективе / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Тенденции развития социально-экономической системы территории: маркетинг‑логистические аспекты: Мат. междунар. науч.‑практ. конф (12 ноября 2015 г.). – Донецк: «Донецкий государственный университет управления», 2015. – с. 108-111. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ea.donntu.ru:8080/jspui/bitstream/123456789/30532/1/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%20%D0%9C%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
- Аламанова, Ч.Б. Системный менеджмент в средствах массовой информации: учебное пособие / Ч.Б. Аламанова, И.А. Арамян, А. Аширалиев. – Бишкек: Сорос‑Кыргызстан, 2006. – 262 с.