ДонНТУ   Портал магистров

Судомодельный спорт

Судомодельный спорт – это проектирование и постройка самоходных, радиоуправляемых и других моделей судов различных классов для спортивных целей (стендовые соревнования, маневренность и др.). [1]

Создание моделей судов – это очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека археологи находили модели примитивных лодок – детские игрушки. В древности модели судов имели культовое значение. Их клали в могилу, надеясь, что это облегчит умершему переход в другой мир. В Месопотамии и в Долине Царей были найдены золотые и серебряные модели судов. Во многих странах в приморских городах модель корабля часто становилась вотивным предметом, который жертвовали храму с молитвой о его сохранении в плавании или в благодарность о его спасении (начиная со средневековья до наших дней).

В начале XVII в. стали строить модели, как масштабные наглядные пособия, в качестве образцов и в опытных целях. Примерно с того же времени к созданию моделей стали относиться, как к созданию произведений искусства. Модели стали хранить в музеях и частных коллекциях.[2]

Изначально судомоделизм возник и развивался как хобби, мастеров было мало, и работали они на свой художественный вкус, однако с развитием науки и техники в изготовлении моделисты использовали все более точный инструмент, качество и точность их работы повышалась, а их количество значительно увеличилось. В связи с этим стали проводиться собрания, выставки, обмен технологиями. Позже, в середине ХХ в. такие собрания превратились в соревнования, поскольку возник спортивный интерес у участников данных собраний. Это время можно считать моментом появления судомодельного спорта.

С середины ХХ в. и по наши дни на международном уровне судомодельный спорт курируется Международной организацией судомоделизма и судомодельного спорта NAVIGA[3], которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований. NAVIGA организовывает чемпионаты и первенства мира в разных классах каждые два года, а также помогает в организации национальных и континентальных соревнований. На постсоветском пространстве многие государства имеют свои федерации судомодельного спорта. Также ежегодно проводятся региональные и государственные соревнования как среди учащейся молодежи, так и среди взрослых участников.

Спортивные модели делятся на множество классов, разбитых по определенным секциям, к которым относятся:

  1. Секция стендовых моделей (секция С) – соревнования проводятся в форме выставки, для того, чтобы получить медаль определенного номинала, необходимо набрать определенное количество баллов за качество исполнения модели. Стоит отметить, что в этой секции может быть по нескольку медалей каждого номинала (золото, бронза, серебро). Результаты представляются в виде сводной таблицы, отсортированной по уменьшению количества баллов, набранных участниками.
  2. Секция ходовых моделей копий (секция NS) – соревнования включают в себя как стендовую оценку моделей, так и запуски моделей в несколько туров на воде по определенным дистанциям. Побеждает участник, набравший максимальное количество баллов суммарно. При равном количестве баллов у участников, претендующих на призовые места, устраиваются дополнительные туры на воде по усложненным дистанциям.
  3. Секция гоночных моделей (секция M) – соревнования проводятся в формате гонок в несколько туров по воде на радиоуправляемых моделях. После проведения нескольких туров результаты, набранные участниками суммируются, и определенное количество участников с лучшими результатами участвуют в финальном заезде, по результатам которого определяются первое, второе и третье места.

Мое знакомство с судомодельным спортом состоялось в 2007 году, когда родители привели меня в судомодельный кружок Макеевской станции юных техников. В Макеевке на базе станции юных техников функционировал судомодельный клуб Нептун, чьим участником впоследствии я и стал, благодаря чему я смог участвовать в соревнованиях совершенно различных уровней в разных странах. Участниками клуба построено большое количество моделей практически всех классов, некоторые из которых можно и до сих пор увидеть в музее клуба. Также в ходе деятельности участники клуба посетили множество соревнований, несколько соревнований было организовано в г.Макеевка.

В ходе обучения в судомодельном кружке я научился не только делать модели, но и правильно работать с различным инструментом, использовать различные материалы, расширил круг знаний, полученных в школе, в области физики, математики, химии, истории, черчения.

Небходимо отметить огромный вклад в мое становление как спортсмена–судомоделиста моего тренера, Морозова Артема Валерьевича. Это человек, способный просто и понятно объяснить что–либо, рассказать, как применить ту или иную технологию или сделать какую-либо деталь. Кроме того, у него всегда есть много рассказов из истории, или свежих новостей из мира моделизма. Артем Валерьевич, сам до сих пор участвуя в соревнованиях, помогает не только советом, но и примером работы, когда для мелкой работы не хватает возможностей имеющегося инструмента, он придумывает, как его доработать, чтобы получить необходимый результат. Также мой тренер привнес много нового в технологию изготовления моделей в нашем клубе. Такие решения, как использование компьютерной графики, фототравления, массового литья – это неполный перечень того, что наш клуб стал использовать по совету Артема Валерьевича.

Мое участие в спортивных мероприятиях началось спустя год после начала занятий в судомодельном кружке. Сначала я участвовал в соревнованиях в пределах Донецкой области, но когда я получил медали за вступления на первенстве области, смог участвовать и в более серьезных соревнованиях.

Сначала было первенство Украины среди учащейся молодежи в г.Евпатория. Среди 25 участников класса F4A я был в числе двух, набравших максимальные баллы в ходовых испытаниях, однако в дополнительном туре мне повезло меньше и таким образом я заработал свою первую медаль на всеукраинских соревнованиях.

Стать чемпионом Украины я смог в 2013 году в классе F4C, в ходе участия в первенстве Украины среди учащейся молодежи в г.Славута Хмельницкой обл. К сожалению, после того года в связи с военными действиями возможности участия в чемпионатах и первенствах Украины больше нет.

Во время обучения в судомодельном кружке я сделал сам или совместно с тренером более десятка моделей, среди которых были представлены модели всех спортивных секций. Однако наибольшим своим достижением, самой лучшей своей работой на текущий момент считаю модель большого противолодочного корабля ВМФ России Адмирал Чабаненко в масштабе 1:350. Фото модели ниже:

Создание этой модели заняло около восьми месяцев, и хотя в основе лежит промышленный пластиковый набор, многие его элементы изменены до неузнаваемости: изменена геометрия корпуса и надстроек, в открытом виде показаны отсек гидроаккустической станции и внутренностидымовых труб, мачты, плавсредства и вся мелкая деталировка изготовлены вручную практически без использования элементов промышленного изготовления. Для постройки было собрано много информации о прототипе: чертежи, фотографии, схемы. При работе над моделью мной были освоены такие технологии, как компьютерное 2D проектирование, фототравление, усовершенствованы инструменты и технологии обработки материалов для работы в столь мелком масштабе, значительно улучшились мои навыки пайки.

В общем, я вложил душу в создание этой модели. И результаты превзошли мои ожидания – золотая медаль в классе C6 на чемпионате мира 2012 года в Хорватии. При этом необходимо отметить, что я занял 7-е место из почти 90 участников, так как в классе С6 может быть по несколько золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Во время обучения в ДонНТУ не хватает времени заниматься любимым делом, ведь учеба сейчас в приоритете, однако, закончив университет, надеюсь продолжить заниматься любимым хобби.



Свои индивидуальные разделы посвятили рассказу о судомодельном спорте следующие магистры ДонНТУ:

Украинцев А.А., 2011

Исаев, П.С., 2016


Список источников

  1. Academic.ru – Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru.
  2. Курти О. Постройка моделей судов: Энциклопедия судомоделизма. Сокращенный пер. с итал. – Изд. 3-е, стереотип. – Л.:Судостроение, 1989. с 7-15.
  3. NAVIGA – World organization for modelshipbuilding and modelshipsport[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.naviga.org/.