Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Анализ опыта развитых стран по вопросам складирования и переработки ТБО
- 2. Анализ действующих в регионе нормативных и правовых актов по вопросам отводов земельных участков под полигоны твердых бытовых
- 3. Рекомендации в соответствии с действующими в регионе правовыми и нормативными актами по вопросам складирования и переработки твёрдых бытовых и промышленных отходов
- Выводы
- Список источников
Введение
Проблемы утилизации твердых бытовых отходов появились практически одновременно с появлением человеческого общества и до сих пор окончательно не решены. Везде, где поселяются люди, обязательно появляются свалки бытовых отходов [1]. Причем, за столь длительное время существования человечества изменился характер отходов – к твердым бытовым (ТБО) добавились промышленные отходы (ПО). Условия складирования ТБО для крупных городов с каждым годом усложняются из-за дефицита средств на переработку отходов и недобросовестности населения при организации раздельного сбора мусора.
На сегодняшний день, сложно оспорить актуальность данной проблемы, так как ухудшается должное качество жизни, и теряются многие функциональные аспекты государства, а именно:
- экономические (потеря прибыли при неиспользовании вторичной переработки отходов и т. д);
- экологические (потери пригодных для использования с/х угодий и т. д);
- социальные (пагубное влияние на окружающий мир и здоровье населения)
Решение проблемы должно проходить постепенно и поэтому актуальным является решение задач, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы для урегулирования дальнейших практических действий с выделением территорий для складирования и переработки ТБО.
Общемировая цель – минимизировать площади полигонов ТБО и обеспечить не только правильное складирование мусора, но и максимальное использование всех его свойств [2]. Так как полигон твердого мусора концентрирует значительные объемы загрязняющих компонентов, то он всегда представляет собой серьезную опасность потенциального загрязнения окружающей среды (рис.1). Чтобы устранить эту опасность, полигоны включают в себя целый ряд защитных сооружений. Их наличие отличает полигон от обыкновенной свалки и наделяет целым рядом положительных качеств.
![](images/1.jpg)
Рисунок 1 – Влияние необработанных бытовых отходов на среду обитания и здоровье человека
Для того чтобы полигон ТБО не превратился в обычную свалку, при проектировании необходимо обязательно разработать мероприятия по защите окружающей среды от продуктов разложения твердых бытовых отходов, т.е., необходимо учесть следующие требования:
- складирование ТБО должно быть изолировано от мест проживания и работы людей для стопроцентного обеспечения их безопасности;
- условия складирования ТБО должны обеспечивать равновесие процессов, происходящих в складируемых отходах, а именно учитывать скорость выделения газа, роста объемов и уплотнение мусора;
- устройство полигона ТБО должно быть рассчитано с учетом возможности использования земли после прекращения его работы (рекультивация).
Каждый полигон ТБД привязан к специфике местности (овраги, равнины и т.п.) и проекты для их подготовки разрабатывают в соответствии с действующими нормативами с учетом всех особенностей местности для полного исключения опасности загрязнения окружающей среды [3].
Целью исследований в магистерской работе – на основе анализа мирового опыта утилизации твердых бытовых и промышленных отходов разработать предложения в законодательные и нормативные акты по отводам земли в регионе под полигоны ТБО с учетом требований рационального использования земельных участков [4].
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение положительного опыта развитых европейских стран по вопросам выделения территорий для складирования и переработки ТБО для его применения в регионе;
- анализ действующих в регионе нормативных и правовых актов по вопросам отводов земельных участков под полигоны твердых бытовых и производственных отходов с целью выявления недостатков для разработки предложений по их устранению;
- разработка рекомендаций в соответствии с действующими в регионе правовыми и нормативными актами по вопросам складирования и переработки твердых бытовых и промышленных отходов для минимизации их влияния на окружающую среду и сокращения площадей полигонов ТБО за счет переработки мусора.
1. Анализ опыта развитых стран по вопросам складирования и переработки ТБО
В настоящее время экологическая проблема, связанная с утилизацией промышленных и бытовых отходов, стала мировой: национальная политика развитых стран обязательно направлена на реализацию рационального управления отходами [5]. Причем, лучшим вариантом обеспечения экологической безопасности признана возможность обеспечения переработки отходов, повторное использование, утилизация и рекуперация энергии (политическая система государств по развитию возобновляемых источников энергии).
На конференции в Базеле 22 марта 1989 года была принята Базельская конвенция, цель которой – оградить здоровье человека и окружающей среды от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удаление опасных отходов [6]. В настоящее время национальные законодательства в странах ЕС полностью гармонирую с этой конвенцией и экологическим правом. В развитых европейских странах можно выделить три основополагающих принципа решения проблем, связанных с отходами:
- переработка ценных компонентов отходов и повторное использование отходов в качестве вторсырья;
- использование отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов при условии неэффективности повторной переработки;
- полигонное захоронение отходов при невозможности их переработки и использования в качестве энергоресурсов.
В странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов (рис.2).
![](images/2.jpg)
Рисунок 2 – Система управления отходами
По статистическим данным в странах ЕС в настоящее время захоронению подлежат менее 40% отходов (большая часть сжигается или перерабатывается), однако и в Российской Федерации и в Украине захоронению подлежит основная (большая) часть отходов. Однако технология захоронения твердых бытовых и промышленных отходом имеет ряд существенных недостатков, а именно:
- способствует распространению на большие территории опасных веществ (для здоровья людей, растительного и животного мира) за счет попадания в почву, поверхностные и грунтовые воды, в атмосферный воздух;
- не обеспечивает бактериологическую и эпидемиологическую безопасность;
- при возгорании твердых бытовых и промышленных отходов образовываются диоксиды – высокотоксичные вещества, которые вызывают проблемы в области репродуктивного здоровья и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания;
- значительные затраты на рекультивацию закрытых полигонов не сопоставимы с результатами.
Анализируя положительный опыт развитых европейских стран можно сделать вывод о том, что в настоящее время, к сожалению, не существует идеального решения для устранения ТБО, которое позволило бы экономически эффективно и в максимальном объеме утилизировать вторичное сырье или энергию без образования производственных отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод [7]. Поэтому приоритет отдается технологии сжигания на мусоросжигательных заводах ТБО при температуре от 850 до 1200˚С с выработкой электричества и тепла (рис.3, табл.1). Данную технологию можно рекомендовать для применения на территории региона.
Таблица 1 – Сведения о заводах термической переработки твердых бытовых отходов в странах Европы (данные IWSA)
Страна | Территория, тыс.кв.км. |
Население, млн.чел. |
Количество заводов |
Завод, тыс.кв.км |
Завод, млн.чел |
---|---|---|---|---|---|
Дания | 34.1 | 5.20 | 36 | 1.0557 | 6.9231 |
Франция | 544.0 | 58.00 | 88 | 0.1618 | 1.5172 |
Германия | 356.9 | 81.70 | 57 | 0.1597 | 0.6977 |
Великобритания | 244.1 | 58.60 | 36 | 0.1475 | 0.6143 |
Венгрия | 93.0 | 10.50 | 1 | 0.0107 | 0.0952 |
Нидерланды | 41.2 | 15.40 | 12 | 0.2913 | 0.7792 |
Испания | 504.8 | 39.20 | 22 | 0.0436 | 0.5612 |
Швеция | 450 | 8.80 | 23 | 0.0511 | 2.6136 |
Португалия | 92.4 | 9.90 | 2 | 0.0216 | 0.2020 |
Швейцария | 41.3 | 6.99 | 18 | 0.4358 | 2.5751 |
Австрия | 83.9 | 8.00 | 2 | 0.0238 | 0.2500 |
Италия | 301.3 | 57.30 | 70 | 0.2323 | 1.2216 |
![](images/3.gif)
Рисунок 3 – Данные исследовательской группы COGERSA SAU о размещении заводов термической переработки твердых бытовых отходов в странах Европы
2. Анализ действующих в регионе нормативных и правовых актов по вопросам отводов земельных участков под полигоны твердых бытовых
Согласно статистическим данным, приведенным в докладе заместителя председателя Госкомэкополитики при Главе ДНР Бондаренко А. в 2016 году в Донецкой Народной Республике образовалось порядка 6 млн. т отходов, из них: 10,1 т отходов 1 класса опасности, 409,9 т отходов 2 класса опасности, 2394,9 т отходов 3 класса опасности. Около 50% отходов 1 и 2 классов опасности пришлись на город Донецк.
Перечень опасных отходов утверждён приказом Госкомэкополитики от 01.08.2017 №265.Среди наиболее распространённых опасных отходов в последнее время можно выде-лить люминесцентные лампы (соединения ртути, 1 класс), отработанные нефтепродукты (углеводороды, 2 класс), аккумуляторы (серная кислота, сурьма, свинец – 2-3 классы) [8].
На данный момент в Республике отсутствуют специализированные предприятия по сортировке, переработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления (в том числе опасных и вторсырья), и потому субъекты хозяйствования вынуждены накапливать образующиеся отходы на своей территории в местах или объектах, которые предназначены для временного складирования отходов и не рассчитаны на большие объемы. Кроме дополнительной финансовой нагрузки на субъекты хозяйствования, такое положение дел может привести к появлению несанкционированных свалок отходов (в том числе опасных), которые, конечно же, окажут значительное негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения Республики.
В настоящее время в регионе действует ряд законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы, связанные с твердыми бытовыми и производственными отходами. Одним из таких актов является Закон ДНР от 09.10.2015 Об отходах производства и потребления
(далее по тексту Закон). Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере обращения с отходами приведены в статье 3 Закона (рис.4).
![](images/4.jpg)
Рисунок 4 – Основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами
![](images/5.jpg)
Рисунок 5 – Основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами
В настоящее время действующие на территории региона полигоны ТБО не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним нормативными актами. Так, например, на рис.6 приведен фрагмент комического снимка, на котором отражено размещение Петровского полигона ТБО. Он находится в старом песчаном карьере. Вод воздействием ветра мусор разносится по дворам близкорасположенных поселков и по кладбищу [9].
Госкомэкополитики разработал новую концепцию по усовершенствованию обращения с твердыми бытовыми отходами, в основу которой заложено:
- создание больших региональных полигонов для обслуживания трех агломераций Новоазовск-Тельманово-Старобешево, Донецк-Ясиноватая-Горловка, Донецк-Макеевка-Харцызск;
- строительство мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов;
- захоронение только тех отходов, которые не которые никоим образом нельзя использовать во вторичном производстве и в народном хозяйстве;
- создание единого государственного или республиканского предприятия, которое будет координировать как единую тарифную политику, так и процессы, связанные с операциями с бытовыми отходами.
![](images/6.jpg)
Рисунок 6 – Местоположение Петровского полигона ТБО
Можно сделать вывод, что на государственном уровне принимаются решения о минимизации площадей свалок, о сжигании и переработки ТБО и т.п. Это вполне соответствует политике развитых Европейских стран в вопросах решения проблем, связанных с ТБО. Реализация принимаемых решений требует значительных капитальных вложений, найти которые в сложившихся сложных экономических условиях весьма затруднительно.
3. Рекомендации в соответствии с действующими в регионе правовыми и нормативными актами по вопросам складирования и переработки твёрдых бытовых и промышленных отходов
Для улучшения организации обращения с ТБО (сортировка, переработка, утилизация) и для внедрения раздельного сбора ресурсоценных компонентов необходимо:
- сократить объемы захоронения ТБО;
- выбрать площадки и разработать проекты для строительства комплекса по переработке ТБО;
- организовать строительство комплекса (мусоросжигательный и мусороперерабатывающий заводы).
Проект мусороперерабатывающего предприятия (рис.7) должен разрабатываться с учетом следующих требований:
- выбор и отвод площадки под строительство должен учитывать действующее законодательство и нормативы;
- минимизация затрат на строительство;
- строительство осуществлять за счет привлечения инвесторов, без бюджетных средств;
- полное описание технологического процесса по сбору ТБО и последующей переработки;
- определение требований к техническим характеристикам оборудования;
- учет требований экологических служб;
- детализация требований к перерабатываемому сырью;
![](images/7.jpg)
Рисунок 7 – Типовой проект мусороперерабатывающего завода
Так как не все ТБО годятся в качестве вторсырья, их рекомендуется сжигать на мусоросжигательном заводе, который одновременно могут выполнять функцию тепловых электростанций с интегрированной системой сжигания отходов, переработки и компостирования (рис.8).
![](images/8.jpg)
Рисунок 8 – Технологическая схема мусоросжигательного завода
Если предположить, что в г. Донецке проживает примерно 700 тыс. чел., то строительство мусоросжигательного завода обеспечит выработку тепловой энергии в количестве около 300000 Гкал/год (эквивалент сжигания до 35 млн. куб. м/год). По результатам анализа опыта европейских стран, применяющий мусоросжигательные заводы для ликвидации ТБО, следует отметить, что для их экологически безопасной эксплуатации необходимо строго соблюдать технологию очистки выбрасываемых в атмосферу остаточных продуктов горения [10]. Экономия
на фильтрах может привести к серьезным экологическим проблемам.
Выводы
На территории ДНР за 2016 г. образовалось 5 940,12 тыс. т отходов, из которых было утилизировано 1447,47 тыс. т (24,63%), сожжено 1,52 тыс. т (0,03%), размещено на специальных объектах 4428,28 тыс. т (75,34%). Таким образом, с учетом ранее накопленного количества ТБО, их объем на конец 2016 г. составил 1,521 млрд. т.
Почти четверть отходов утилизируется, а остальные три четверти складируются на специальных местах удаления отходов, степень заполнения которых практически достигла своего предела.
Процентное соотношение образования отходов по городам ДНР приведено на рис.9.
![](images/9.jpg)
Рисунок 9 – Структура образования отходов по городам ДНР
Как видно из представленных данных, основными городами, которые накапливают наибольшее количество отходов, являются крупные промышленные города: Енакиево, Донецк, Макеевка, Торез, Ждановка, которые в сумме образовали 78,95% отходов в 2016 г.
Проблема обращения с отходами в ДНР стоит достаточно остро из-за ряда факторов:
- отсутствие четкой концепции/программы обращения с отходами;
- отсутствие предприятий по переработке отходов;
- большое количество несанкционированных свалок;
- устаревшие методы сбора и вывоза твердых бытовых отходов (в связи с тем, что отходы не сортируются, на полигоны попадают чрезвычайно опасные отходы, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья человека);
- отсутствие мероприятий по обезвреживанию чрезвычайно опасных отходов.
Анализируя положительный опыт развитых европейских стран можно сделать вывод о том, что в настоящее время, к сожалению, не существует идеального решения для устранения ТБО, которое позволило бы экономически эффективно и в максимальном объеме утилизировать вторичное сырье или энергию без образования производственных отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод [11]. Поэтому приоритет отдается технологии сжигания на мусоросжигательных заводах ТБО при температуре от 850 до 1200˚С с выработкой электричества и тепла. Данную технологию можно рекомендовать для применения на территории региона.
Список источников
- Яшалова Н. Н., Гриднев А. Е. Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции
зелёной
экономики// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013, №43, – С. 28–36 - Ежова А. А., Андросова Н. К. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Химия. Биология. Экология. 2013, Т.13, вып. 3, – С. 94–97
- Евростат. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/
- Григорьева А. Р., Старицына И. А. Отвод земель под строительство полигона твёрдых бытовых отходов в городском округе Верхняя Тура Свердловской области. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://min.usaca.ru/uploads/article/attachment/Григорьева.pdf
- Utilizamos cookies para el seguimiento estadístico de los accesos a las distintas secciones y contenidos. Al pulsar aceptar o continuar con la navegación consiente el uso de estas cookies conforme se describe en la Política de cookies. [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://www.cogersa.es/metaspace/portal/14498/21337-noticias?pm
- Дегтярь М. В. Экомониторинг объектов окружающей среды вблизи полигонов твёрдых бытовых отходов// Энерго- и ресурсосберегающие экологически чистые химико-технологические процессы защиты окружающей среды : Международная научно-техническая конференция. Белгород, 2015, С. 31-34
- Рекомендации по проведению обследования полигонов (свалок) твёрдых бытовых отходов на предмет соответствия требованиям действующего природоохранного законодательства и санитарных правил эксплуатации полигонов ТБО, а также по определению и учёту бесхозных (несанкционированно размещённых) отходов и дальнейшему обращению с ними. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://gkecopoldnr.ru/normative-base/2018/sw-dumps-monitoring.pdf
- ДБН В.2.4-2-2005 Полигоны твёрдых бытовых отходов. Основные положения проектирования. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://proxima.com.ua/dbn/articles.php?clause=938
- Галикеева Г. Г., Зайцева Е. В., Кутлияров А. Н. Землеустройство загрязнённых земель на примере полигона твёрдых бытовых отходов п. Черкассы ГО Город Уфа РБ.//NovaInfo.Ru, 2016, Т.2, No 50, С. 55-60
- Закон ДНР от 09.10.2015 г. №82-ІНС: Об отходах производства и потребления. [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-ob-othodah-proizvodstva-i-potrebleniya-82/
- Бондаренко А. Н. Сравнительный анализ эколого-санитарного состояния города Новоазовска / А. Н. Бондаренко, Л. В. Чайка // Проблемы социальноэкономической географии и природопользования: сб. тр. Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 1 декабря 2017 г.); Южный федеральный университет; [редкол.: В.В. Латун и др.] – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017, – С. 126–130, [Электронный ресурс], – URL: http://masters.donntu.ru/2017/ feht/bondarenko/library/article5.htm