История возникновения фирменного стиля в дизайне
История возникновения фирменного стиля уходит корнями в 11 век в эпоху рыцарства. В это время появляется понятие герба. Именно рыцарские гербы, их цвета и девизы стали предшественниками фирменного стиля.
В средневековой Европе герб был отличительным знаком своего владельца и отражали информацию о нем. На создание гербов не жалели средств, используя услуги лучших художников. Шло время, и роль герба в тогдашнем обществе увеличивалась. По нему судили о знатности и статусе владельца. К тому же его нельзя уже было выбрать просто так. Они создавались, учитывая многочисленные заслуги владельцев, которые даровали короли и богатые сеньоры своим подданным, и передавались через поколения.
Главным элементом фирменного стиля можно назвать фирменный, или товарный, знак, или логотип.
В средние века появились цеховые корпоративные марки. Например, по ценам, значительно выше цен конкурентов, продавались полотно из Оснабрюка или саксонский фарфор. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение клейма, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.
История возникновения фирменного стиля неотрывно связана с развитием торговли. Прототипом товарных знаков стали клейма, которые привешивали к товару. Впоследствии их начали изготавливать на металлических пластинках. Их же использовали и как печати. Эта традиция не обошла и Россию, где в 1774 году указом предписывалось клеймение российских товаров, чтобы отличить их от иностранных.
В середине 19 века в США и в Западной Европе возникли предпосылки возникновения торговых марок, которые призваны были выделять крупного производителя в конкурентной торговой среде.
Дальше история возникновения фирменного стиля связывалась с развитием в постиндустриальную эпоху сферы услуг. Она стала не менее важной, чем сфера производства. Поэтому для различных фирм, оказывающих услуги, создать фирменный стиль было просто необходимо. [2]
Считается, что первооткрывателем фирменного стиля стал немец Петер Беренс. В начале ХХ века крупные немецкие компании, такие как AEG и Siemens начали использовать программу фирменного стиля. Важнейшим событием в в развитии фирменного стиля того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всемирного электро-технического концерна AEG (1906), для которого ранее работали Адольф Мессель и Отто Экманн. Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяева фирмы интересовались не столько эстетикой вещей, сколько задача завоевания мирового рынка. Петера Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения. Подобный заказ означал, что появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработки единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Петер Беренс первый воплотил эту концепцию на практике. Для AEG Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также производственные здания и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Петер Беренс очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития). Открытый Беренсом способ перевода технических требований в пластические решения путем использования тех малых степеней свободы, которая представляет техника, свидетельствует о его большом художественном таланте. Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ "фирменного стиля", получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности. [1]
В последние десятилетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля. Иногда для обозначения этого понятия используется термин «брэндинг». И это неудивительно, ведь основная роль брэндинга в предпринимательской деятельности оказалась приблизительно той же, что и личного клейма ремесленника.
Современный фирменный стиль состоит из набора элементов, основными из них являются следующие:
- Товарный знак. Подразумевает под собой уникальное обозначение, позволяющее индивидуализировать товары, чтобы потребитель мог отличить их от схожих товаров других производителей.
- Логотип. Это форма товарного знака, определенный символ или надпись. Так же, как и любой из элементов фирменного стиля, выражает индивидуальность предприятия.
- Фирменный блок — это сочетание некоторого количества традиционных элементов стиля, которые употребляются наиболее часто.
- Фирменный лозунг (слоган) — своеобразный девиз фирмы, отражающий ее философию, цели деятельности.
- Фирменные цвета. Каждая фирма выбирает для себя собственный набор цветов, который используется при создании логотипа, товарного знака, а так же часто каким-либо образом связан с характерной особенностью компании.
- Фирменный комплект шрифтов — это способ уникального отображения текста в носителях фирменного стиля компании.
Сложив все эти части воедино, компания начинает выделяться на фоне конкурентов, притягивая к себе новых клиентов. Необходимо лишь грамотно использовать все, что относится к элементам фирменного стиля в продвижении. Немаловажно правильно разместить их на всем, что определяет имидж компании: товарах, форме сотрудников, транспортных средствах и т.д. Фирменный стиль также должен создаваться исходя из той сферы, в которой действует фирма, чтобы казаться «белой вороной».
Существует множество примеров компаний, потерпевших крах из-за пренебрежения этой важной частью бизнеса.
Кроме всего прочего, стиль всей компании во многом определяет стиль ее руководителя. Многие успешные компании стали таковыми, благодаря харизматичности человека, возглавляющего ее. Так, когда-то это был, к примеру, Стив Джобс, который влюблял покупателей не только в продукцию компании Apple, но и в себя самого, став кумиром для огромного количества людей во всем мире. Сегодня мир покоряет Илон Маск, ведь далеко не каждый осмелится превратить запуск космической ракеты в шоу, поместив внутрь автомобиль вместо манекена, правда?
В заключении следует сказать, что фирменный стиль сегодня является, возможно, определяющим фактором успеха компании на рынке. От его правильного формирования зависит то, насколько успешно фирма будет взаимодействовать с партнерами и клиентами. Фирменный стиль повышает конкурентные преимущества и эффективность пропагандистской кампании. Именно по этим причинам важно относиться к его созданию с особой ответственностью.