Содержание
- Введение
- 1. Актуальность и задачи темы исследования
- 2. Причины и необходимости введения дистанционного обучения. Преимущества и недостатки
- 3. Изучение технической возможности проведения занятий. Дистанционные образовательные технологии
- 4. Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов
- 5. Обоснование идеи формирования курса
Прикладная геодезия
для дистанционного обучения - Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Одной из технологий, признанной и успешно развивающейся в мировом образовательном пространстве, является технология дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это форма обучения, появившаяся совсем недавно, и получившая большую актуальность из-за пандемии COVID-19 и других неблагоприятных факторов. Основана на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга преподавателей и студентов, которая реализуется с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Использование подобной формы обучения связано с целым рядом положительных следствий, таких как: уменьшение затрат на обучение студента, формирование единой информационной инфраструктуры учебного заведения, возможность расширения контингента студентов и вопросов безопасности. Эти особенности в сочетании с низкими затратами на развертывание и поддержку работы системы делают дистанционное обучение удобным дополнением к традиционным формам обучения, а также позволяют организовывать полностью дистанционные курсы.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу №816 Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно [1]. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
1. Актуальность и задачи темы исследования
Актуальность темы заключается в отсутствии учебно-методического обеспечения для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Поэтому
направлением и актуальной целью данной исследовательской работы является изучение процесса и проблем представления курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения на базе современных цифровых технологий.
В соответствии с этим можно определить основные задачи исследования:
- Рассмотреть причины и необходимости введения дистанционного обучения в учебный план. Оценить преимущества и недостатки.
- Изучить техническую возможность проведения занятий.
- Исследовать влияние дистанционных занятий на качество обучения при невозможности проведения очных занятий.
- Обосновать идею представления курса
Прикладная геодезия
для дистанционного обучения.
На основании проведенной работы следует сделать выводы о целесообразности ведения дистанционного курса в условиях невозможного проведения очных занятий.
2. Причины и необходимости введения дистанционного обучения. Преимущества и недостатки
Законом не установлен конкретный перечень причин для дистанционного обучения в случае выбора такой формы обучения учащимся, так как именно таким выбором обеспечивается право человека на образование с учетом его мнения и интересов. Важно, чтобы при этом выбор дистанционного обучения был обоснован именно тем, что так будет лучше для самого себя.
Как показали сравнительно недавние события, дистанционное обучение может стать вынужденной формой обучения – по причине санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Введение дистанционного обучения в качестве вынужденной формы обучения допустимо на основе соответствующего распорядительного акта, а не в устной форме [2].
Так, в марте 2020 года Минпросвещения РФ рекомендовало всем учебным заведениям при необходимости временно перевести учащихся на дистанционное обучение. Такое решение приняли после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 [3].
– Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
(статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41) [4];
– Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях 2.4.2.2821-10 [5];
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
[1].
Введение дистанционного обучения, как и везде, имеет свои преимущества и недостатки, которые показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Проанализировав схему на рисунке 1 можно сделать вывод, что дистанционные образовательные технологии имеют ряд преимуществ, как для студентов, так и для ВУЗов.
Для получения общей картины отношения студентов к дистанционному обучению был изучен опрос студентов. Опрос проводился в мае-июне 2020 года среди 800 российских студентов [6]. Результаты опроса отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Опрос студентов о плюсах и минусах дистанционного обучения
Это обусловлено, прежде всего, слабым распространением дистанционного образования в нашей стране, невысоким качеством применяемых технологий, а также недостаточной информированностью населения о преимуществах дистанционного обучения.
3. Изучение технической возможности проведения занятий. Дистанционные образовательные технологии
В 2015 г. в нашей стране были разработаны «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме», в которых были регламентированы понятия «полностью дистанционное обучение» и «частичное использование дистанционных образовательных технологий», для дополнительного профессионального образования [7]:
– Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
– Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ очные занятия чередуются с дистанционными.
Среди технологий, применяемых в процессе дистанционного обучения, наибольшее распространение получили [8,9]:
– кейсовая технология – это форма дистанционного обучения, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов с использованием различных видов носителей информации (кейсов);
– интернет технология – это способ дистанционной передачи информации, основанный на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов;
– телекоммуникационная технология - это технология, основанная на использовании преимущественно спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.
Особенно важным фактором типологии дистанционных учебных заведений является совокупность используемых в учебном процессе педагогических приемов и методов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, такие методы можно классифицировать по следующим признакам [10]:
– Методы обучения посредством взаимодействия, обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя или других обучаемых. Для развития таких методов характерна мультимедиа подход, это когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, видеоматериалы, аудио и что особенно важно для электронных учебных заведений – учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего [11]:
a) интерактивные базы данных;
b) электронные журналы;
c) компьютерные обучающие программы.
– Методы индивидуализированного обучения и преподавания, для которых характерны взаимоотношения студентов между собой. Такие методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных учебных заведениях.
– Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют главную роль в коммуникации.
– Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение таких способов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Другими словами, интерактивные взаимодействия между обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником для получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио, аудио-графических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании.
В настоящее время успешно используются следующие модели дистанционного обучения (см. рис. 3) [12,13].

Рисунок 3 – Модели дистанционного обучения
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении можно отнести (см. рис. 4) [14]:

Рисунок 4 – Образовательные технологии, приспособленные для дистанционного обучения
(анимация: 7 кадров; 5 циклов повторения; 60 килобайт)
Во время организации совместных образовательных программ важное значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее широко реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить 5 групп [15]:
a) авторские программные продукты;
b) системы управления обучением;
c) системы управления контентом (содержимым учебных курсов);
d) системы управления учебным контентом;
e) свободно распространяемые LMS\LCMS.
4. Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов
Понятие качество
- многоаспектная категория, включающая в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные
компоненты образования и воспринимаемая как универсальная интегративная характеристика образовательной деятельности и ее результатов [16].
Многие исследователи в последнее время занимаются изучением вопроса о качестве и возможностях, достоинствах и недостатках дистанционного образования, а также анализируют отношение студентов и преподавателей к возникшим в условиях пандемии ограничениям [17,18].
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
совместно с Томским государственным университетом провели онлайн-опрос в апреле
и в мае 2021 года с целью оценить степень удовлетворенности среди студентов дистанционным форматом обучения (в опросе приняли участие 35 тыс. студентов
из более чем 400 вузов России). По результатам исследования, которые опубликованы на сайте РБК, можно сказать, что первоначально студенты не видели
проблем с переходом на дистанционное обучение, однако уже к лету большее число студентов стали испытывать те или иные трудности: проблемы с
самоорганизацией и мотивацией, нехватка общения, чувство одиночества и подавленность [19]. Некоторые студенты отмечают, что в дистанционном формате
сложнее задавать вопросы преподавателю.
Преподавателями Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена было проведено исследование лонгитюдным методом, которое показало, что при дистанционном обучении, по мнению студентов, ухудшилось качество получаемых знаний и навыков, снизилась мотивация к обучению, а учебная нагрузка при этом возросла. Также отмечается тот факт, что при наличии уже сформированных учебных компетенций и внешних стимулов, например, финансовых, легче адаптироваться к новым условиям [20]. Особенно сложно учиться дистанционно студентам первокурсникам, так как для них являются совершенно новыми среда обучения, методика преподавания, критерии оценивания и т.д. Тогда как студенты старших курсов довольно легко восприняли новый формат обучения и практически не изменились результаты оценки их знаний [21].
В Курском государственном медицинском университете проведенный анализ результатов обучения показал даже повышение показателей успеваемости студентов. Однако автором отмечается, что данная тенденция скорее говорит не о реальных знаниях, а является следствием недобросовестного отношения к учебе, поскольку на данный момент отсутствуют или сложно реализуемы механизмы контроля качества выполнения заданий студентами [22].
Результат некоторых опросов показан в виде диаграмм (см. рис. 5).

Рисунок 5 – Степень влияния ДО на качество обучения
Приведем результаты опроса студентов, о том какую форму обучения они предпочитают (см. рис. 6).

Рисунок 6 – Обучение офлайн или онлайн: предпочтения студентов
Одним из факторов повышения качества обучения в системе высшего профессионального образования является широкое внедрение современных информационных технологий, включая мультимедиа и виртуальные. Современные информационные технологии в сочетании с педагогическими технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса; добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков студентов, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Дистанционное обучение может оказывать позитивное влияние на качество обучения студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; формирование у студентов самостоятельности; их познавательной мотивации, развития умений добывать информацию из разнообразных источников, развития навыков проектной деятельности, качественного выполнения трудоемких работ исследовательского или творческого характера за счет расширения временных рамок, эргономичности и экономичности [23].
5. Обоснование идеи формирования курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения
Непосредственно формирование курса дистанционного обучения дисциплине Прикладная геодезия
позволит студентам самостоятельно,
при отсутствии возможностей посещения аудиторных занятий, изучить программу дисциплины [24]. Поможет сформировать у студента четкое
представление о методах топографо-геодезического обеспечения различных народно-хозяйственных задач, в том числе при строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на городской территории, используя при этом современные цифровые технологии.
В задаче дистанционного курса можно свободно отобразить изучение основных видов инженерно-геодезических работ при топографо-геодезических изысканиях, создании и корректировке топографических планов, для решения инженерных задач при землеустройстве и кадастровых работах в производственно-технологической, проектно-изыскательной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности [25].
Изучив в данной работе основные аспекты дистанционного обучения, в итоге можно подвести, что формирование курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения на базе современных цифровых технологий имеет множество преимуществ и рациональных обоснований. Отметим некоторые
из них, используя приведенную в данной исследовательской работе информацию:
– Актуальность темы: Геодезия является важной отраслью, которая используется в различных сферах, таких как инженерное строительство, картография, геологические исследования и многое другое. Современные цифровые технологии, такие как глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), лазерное сканирование и геоинформационные системы (ГИС), являются неотъемлемой частью современной геодезии. Поэтому обучение студентов данным технологиям через дистанционное обучение, особенно в то время когда посещать аудиторные занятие весьма затруднительно, является актуальным и полезным.
– Доступность образования: Дистанционное обучение позволяет значительно увеличить доступность образования для студентов,
которые не имеют возможности посещать традиционные учебные заведения, либо проживают в удаленных регионах. В современном мире, где цифровые технологии
позволяют предоставить качественное образование онлайн, формирование курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения позволит привлечь больше
студентов и обеспечить им актуальные знания.
– Интерактивность и практическое обучение: В современных цифровых технологиях есть много возможностей для создания интерактивных и практических занятий. Они позволяют студентам получить реальный опыт работы с геоинформационными системами, проводить анализ данных и выполнять практические задания. Современные цифровые технологии также позволяют вести обратную связь и оценивать успеваемость студентов более эффективно.
– Поддержка и обновление: Дистанционный курс может быть разработан в формате, который позволяет регулярно обновлять и дополнять материалы в соответствии с последними достижениями в области геодезии и современных цифровых технологий. Это особенно важно для такой быстро развивающейся отрасли, как геодезия, где новые методы и инструменты постоянно появляются.
– Результативность и эффективность обучения: Несколько исследований показали, что дистанционное обучение может быть так же эффективным, если не более чем традиционные методы обучения. Студенты могут изучать материалы в удобное для них время, в своем собственном темпе, и имеют доступ к разнообразным учебным материалам и ресурсам.
Эти преимущества и рациональные обоснования подтверждают целесообразность формирования курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения
на базе современных цифровых технологий. Это обеспечит более широкую доступность образования, повысит эффективность и результативность обучения
студентов, а также подготовит их к работе с современными цифровыми технологиями, что является актуальным и востребованным в современном мире.
Заключение
Учитывая сочетание всех факторов, влияющих на невозможность проведения очных занятий, это, на данный момент, единственный способ возобновления (продления) учебного процесса в нашем регионе.
По окончании разработки магистерской работы планируется предоставить теоретический блок по формированию курса Прикладная геодезия
для дистанционного обучения на
базе современных цифровых технологий, с последующей практической реализацией поставленной задачи и подведением итогов с формулировкой выводов по научно-исследовательской работе.
Во время написания данного реферата магистерская работа еще не имеет завершенный статус. Окончательное завершение планируется на май 2024 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты. Обращаться можно посредством электронной почты: kirill.zelenin.23@mail.ru
Список использованной литературы
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 23.08.2017 №816
Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600 // Загл. с экрана. - Онлайн Школа.
Какие могут быть причины для дистанционного обучения?
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlineschool-1.ru/faq/pravovye-voprosy/kakie-mogut-byt-prichiny-dlya-distancionnogo-obucheniya// Загл. с экрана. - Образовательная социальная сеть nsportal.ru.
Нормативно-правовая база дистанционного обучения
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2022/06/15/normativno-pravovaya-baza-distantsionnogo // Загл. с экрана. - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
Об образовании в Российской Федерации
(статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - СанПиН 2.4.2.2821-10
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html - ТАСС. «Российские студенты рассказали о плюсах и минусах дистанционного обучения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9032425 – Загл. с экрана.
- Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме. Направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-21042015-n-vk-101306/ Загл. с экрана.
- Берг О. Тренинги и обучение // Кадровый вопрос. – 2013. – № 10
- Кислухина И.А.
Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy - Малков В.В.
Обзор способов реализации дистанционных образовательных технологий
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sposobov-realizatsii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy/viewer - StudFiles.
Методы дистанционного университетского образования
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/8979628/page:4/ // Загл. с экрана. - В.И. Снегурова
Модели дистанционного обучения в системе среднего образования
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unibob.ru/upload/files/18.pdf - П.В. Сысоев, Н.И. Хмаренко
Модели дистанционного обучения
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-distantsionnogo-obucheniya/viewer - Сайко Е.В.
Информационные технологии в дистанционном обучении
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii-1/viewer Выбор системы дистанционного обучения
Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В., Ргпу им. А.И. Герцена. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geum.ru/next/art-7815.leaf-2.php- Мухаметзянова Г.В.
Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19999085 - Джумагулов, Э.К. Пути решения проблем дистанционного обучения / Э.К. Джумагулов // Alatoo Academic Studies. – 2020. – № 4. – С. 54–59. – DOI 10.17015/aas.2020.204.06. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44744101
- Мандель, Б.Р. Дистанционное образование: дорога к истине вымощена парадоксами / Б.Р. Мандель // Ректор ВУЗа. – 2021. – № 5. – С. 48–63. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://panor.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie-doroga-k-istine-vymoshchena-paradoksami/59840.html
- РБК.
Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 Загл. с экрана. - Панферов В.Н., Безгодова С.А., Микляева А.В.
Динамика отношения студентовк дистанционному обучению (результаты лонгитюдного исследования)
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/YwjadBHaV2Vhfmpk Загл. с экрана. - Панферов В.Н., Безгодова С.А., Микляева А.В.
Оценка качества взаимодействия с преподавателями студентами в условиях временного перехода на дистанционное обучение: результаты лонгитюда
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2020/contents/dhte2020_Panferov_Bezgodova_Miklyaeva.pdf - Чиркова В.М.
Влияние дистанционной формы обучения на успеваемость и посещаемость иностранных учащихся в период пандемии
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-distantsionnoy-formy-obucheniya-na-uspevaemost-i-poseschaemost-inostrannyh-uchaschihsya-v-period-pandemii - Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В.,
Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://djvu.online/file/jJj4fRxcwb7bQ - Pandia.ru. //
Программа учебной дисциплины
. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/226/25507.php Загл. с экрана.Прикладная геодезия
- Геодезические работы при землеустройстве: учеб. пособие по направлению подготовки 21.03.02
Землеустройство и кадастры
/ Е.С. Денисова. – Пенза: ПГУАС, 2016. – 116 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.pguas.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1728/УП%20%20Денисова%20для%2021.03.02%20ЗиК%20РИО.pdf?sequence=1&isAllowed=y