ДонНТУ   Портал магистров

Создание музыки в Ableton Live

Введение

Как творческий человек с музыкальным образованием, я решил взять на себя интересный вызов — воссоздать песню Stromae - "Alors on danse" в Ableton Live, начиная с нуля. Это отличный способ проверить свои навыки в создании музыки, попрактиковаться в работе с цифровой звуковой станцией и изучить, как строятся минималистичные, но запоминающиеся композиции. В Ableton Live у тебя будет возможность не только повторить трек, но и добавить свой стиль в процесс, если захочешь. Теперь начнем поэтапно разбирать, как сделать подобную композицию.

Что такое Ableton Live?

Ableton Live[1] — это одна из самых популярных цифровых звуковых станций (DAW)[2], используемых музыкантами, продюсерами и диджеями по всему миру. Она создана не только для записи и редактирования музыки, но и для того, чтобы вдохновлять на создание новых идей благодаря мощному инструментарию и гибкости. Он отличается интуитивно понятным интерфейсом и поддержкой живых выступлений, что делает его универсальным инструментом как для студийной работы, так и для сцены.

В Ableton Live есть два основных режима работы:

  1. Session View — уникальная особенность Ableton, позволяющая экспериментировать с музыкальными идеями в реальном времени. Здесь можно загружать сэмплы, лупы и MIDI-клипы, пробовать разные звуковые сочетания и мгновенно записывать результат.
  2. Arrangement View — линейный режим, в котором можно выстраивать композицию от начала до конца, располагая клипы и дорожки в нужной последовательности. Это основное место для аранжировки и финального построения трека.
Главная страница при запуске Ableton Live

Рисунок 1 – Главная страница при запуске Ableton Live

В Ableton Live можно использовать встроенные инструменты, такие как Drum Rack, Analog и Operator, которые помогут создавать ритмы, басовые партии и мелодии, а также различные эффекты, такие как реверберация, компрессия и эквализация для улучшения звука.

Благодаря простоте и удобству интерфейса, Ableton Live стал отличным выбором как для новичков, так и для опытных музыкантов. Это программа, в которой ты сможешь реализовать свой творческий потенциал, экспериментировать с идеями и превратить наброски в готовую музыку.

Теперь, когда мы познакомились с его возможностями, перейдем к практическому разделу и начнем создание нашего трека "Alors on danse".

Настройка темпа и ритма

Чтобы трек звучал близко к оригиналу, начнем с настройки основного темпа. Поскольку "Alors on danse" идет с четким, энергичным ритмом, установим темп на 120 BPM — это подходящая скорость для танцевальной музыки, и она придаст нужное настроение.

  1. В правом верхнем углу интерфейса Ableton Live находим поле BPM и установи его на 120.
    Установка BPM в Ableton Live

    Рисунок 2 – Установка BPM в Ableton Live

  2. Теперь у нас есть стабильный темп, который задает основу всей композиции.

Создание основы ударных

Создадим ударные, используя отдельные аудио-дорожки для каждого элемента (Kick, Clap и Hi-hat)[3]. Этот способ дает больше гибкости в настройке каждого звука.

  1. Создадим несколько аудио-дорожек — по одной для Kick, Clap и Hi-hats.
    Аудио-дорожки

    Рисунок 3 – Аудио-дорожки

  2. Импортируй сэмплы: на каждую дорожку добавим соответствующий сэмпл, перетащив его прямо из библиотеки (например, Kick на первую дорожку, Clap на вторую и Hi-hat на третью).
  3. Расположим сэмплы по сетке:
    • Разместим Kick[4] на каждой четвертой доле такта.
    • Поставим Clap[5] на вторую и четвертую доли такта.
    • Добавим Hi-hat[6] на восьмые или шестнадцатые, чтобы заполнить ритмическую структуру.
    Сэмплы на сетке

    Рисунок 4 – Сэмплы на сетке

Всё это вместе звучит вот так:

Бас-линия

Для создания мощного баса в стиле Stromae используем синтезаторный инструмент. Бас должен быть насыщенным и дополнять Kick.

  1. Создаем новую MIDI-дорожку и добавим синтезатор, например Serum.
  2. Настроем звук, выбрав простой синусоидальный или пилообразный сигнал — это поможет добиться глубокого басового тембра.
    Serum Бас

    Рисунок 5 – Serum Бас

  3. Напишем басовую линию: создадим ноты в низком регистре, делая акцент на долях, которые совпадают с Kick. Этот ритм будет задавать грув всей композиции.
    Ноты баса Serum

    Рисунок 6 – Ноты баса Serum

  4. Так же для большего басового тембра создадим ещё одну MIDI-дорожку и добавим на неё 808 басс и пропишем такую же мелодию, так же добавим на 808 бас сайдчейн (sidechain)[7].
    Ноты 808 баса

    Рисунок 7 – Ноты 808 баса

По итогу звучат они вместе вот так:

Мелодия синтезатора

Мелодия в "Alors on danse" — минималистичная и повторяющаяся, создавая гипнотический эффект. Здесь понадобится звук саксафона.

  1. Добавим еще одну MIDI-дорожку и возьмем инструмент Korg M1 для создания мелодии.
    Korg M1

    Рисунок 8 – Korg M1

  2. Создаем MIDI-клип и добавим ноты для мелодии, используя короткие ноты на средней высоте, которые будут повторяться.
    Korg M1 Ноты

    Рисунок 9 – Korg M1 Ноты

  3. Добавим немного реверберации, чтобы придать звуку объем, и настроим фильтр, чтобы звук был слегка приглушенным.

Аранжировка и структура трека

Теперь, когда у нас есть основные элементы, пора разложить их по композиции.

  1. Переключимся в Arrangement View (Tab), чтобы начать линейную запись.
  2. Начнем с добавления ударных и баса, затем постепенно вводи мелодию.
  3. Чтобы создать динамику, добавляем и убираем разные элементы, например Hi-hat или Clap, в разных частях трека. Можно использовать фильтры для плавных переходов между частями.
  4. Так же добавим небольшую мелодию, которая была в оригинале и добавим пару дорожек с сэмплами для разнообразия трека. И так же не забудем добавить саму акапеллу голоса.
    Структура трека

    Рисунок 10 – Структура трека

Эффекты и сведение

Теперь добавим финальные штрихи, чтобы все элементы звучали гармонично и слитно.

  1. Эквалайзер (EQ Eight): настроим EQ для каждого элемента, чтобы убрать ненужные частоты и избежать конфликтов между басом и Kick.
  2. Компрессор: используем компрессор для ударных и баса, чтобы сбалансировать их громкость и динамику.
  3. Реверберация и Delay: добавим немного реверберации на мелодии для создания ощущения пространства.

Заключение

Поздравляю! Мы успешно создали трек, который звучит очень похоже на оригинал Stromae — "Alors on danse". Мы прошли через все этапы: от настройки темпа и ритма до аранжировки и добавления эффектов, а также создали мощную ударную основу, бас и мелодию. Благодаря использованию Ableton Live смогли воссоздать минималистичный, но запоминающийся звук, который стал визитной карточкой этой песни.

Теперь наш трек готов! Вы не только овладел основами работы с программой, но и получил опыт в создании динамичной композиции. Надеюсь, этот процесс вдохновил тебя на дальнейшие эксперименты и творчество.

Приятного прослушивания !!!

Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет

Тема музыки так же интересует следующих магистров:

  1. Лапшина Екатерина Вячеславовна – Музыка. Мой источник силы и спокойствия
  2. Цвиркун Алексей Евгеньевич – Моя музыкальная история
  3. Барнацкий Евгений Алексеевич – Создание музыкального проекта в цифровой рабочей аудио станции, секвенсере FL Studio
  4. Никишин Руслан Юрьевич – Вся музыка в этих клавишах
  5. Зубова Юлия Анатольевна – Музыка в нашей жизни

Источники и обозначения

  1. Ableton Live [электронный ресурс] - https://www.ableton.com/en/live-manual/12/welcome-to-live/
  2. DAW (Digital Audio Workstation) - это программа, которая превращает обычный компьютер в центр студии звукозаписи. В таком программном обеспечении можно записывать и сводить звук, выполнять мастеринг, писать аранжировки и нотные партитуры.
  3. Kick, clap и hi-hat - это звуки, которые используются в акустической и электронной музыке.
  4. Kick - это звук, который издаётся акустическим барабаном, который ударётся педалью с прикреплённым битом и воспроизводится ногой барабанщика.
  5. Clap - это звук, который издаётся одним или несколькими людьми, хлопающими в ладоши. Сегодня электронные стилизованные версии этого звука распространены больше, чем реальные записи хлопков.
  6. Hi-hat - это звук, который издаётся инструментом hihat, который представляет собой пару небольших цимбалов, установленных на подставке. Верхний цимбал прикреплён к стержню, который поднимается и опускается с помощью педали.
  7. Сайдчейн (от англ. sidechain — боковая, сторонняя цепь) — это техника, которая позволяет автоматически уменьшать громкость одного звука (например, баса) в ответ на появление другого (например, Kick). Она нужна для того, чтобы кик выделялся в миксе и звучал четче, а также для создания "подкачивающего" эффекта, популярного в танцевальной музыке.