Создание музыки в Ableton Live
- Введение
- Что такое Ableton Live?
- Настройка темпа и ритма
- Создание основы ударных
- Бас – линия
- Мелодия синтезатора
- Аранжировка и структура трека
- Эффекты и сведение
- Заключение
- Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
- Список источников
Введение
Как творческий человек с музыкальным образованием, я решил взять на себя интересный вызов — воссоздать песню Stromae - "Alors on danse" в Ableton Live, начиная с нуля. Это отличный способ проверить свои навыки в создании музыки, попрактиковаться в работе с цифровой звуковой станцией и изучить, как строятся минималистичные, но запоминающиеся композиции. В Ableton Live у тебя будет возможность не только повторить трек, но и добавить свой стиль в процесс, если захочешь. Теперь начнем поэтапно разбирать, как сделать подобную композицию.
Что такое Ableton Live?
Ableton Live[1] — это одна из самых популярных цифровых звуковых станций (DAW)[2], используемых музыкантами, продюсерами и диджеями по всему миру. Она создана не только для записи и редактирования музыки, но и для того, чтобы вдохновлять на создание новых идей благодаря мощному инструментарию и гибкости. Он отличается интуитивно понятным интерфейсом и поддержкой живых выступлений, что делает его универсальным инструментом как для студийной работы, так и для сцены.
В Ableton Live есть два основных режима работы:
- Session View — уникальная особенность Ableton, позволяющая экспериментировать с музыкальными идеями в реальном времени. Здесь можно загружать сэмплы, лупы и MIDI-клипы, пробовать разные звуковые сочетания и мгновенно записывать результат.
- Arrangement View — линейный режим, в котором можно выстраивать композицию от начала до конца, располагая клипы и дорожки в нужной последовательности. Это основное место для аранжировки и финального построения трека.

Рисунок 1 – Главная страница при запуске Ableton Live
В Ableton Live можно использовать встроенные инструменты, такие как Drum Rack, Analog и Operator, которые помогут создавать ритмы, басовые партии и мелодии, а также различные эффекты, такие как реверберация, компрессия и эквализация для улучшения звука.
Благодаря простоте и удобству интерфейса, Ableton Live стал отличным выбором как для новичков, так и для опытных музыкантов. Это программа, в которой ты сможешь реализовать свой творческий потенциал, экспериментировать с идеями и превратить наброски в готовую музыку.
Теперь, когда мы познакомились с его возможностями, перейдем к практическому разделу и начнем создание нашего трека "Alors on danse".
Настройка темпа и ритма
Чтобы трек звучал близко к оригиналу, начнем с настройки основного темпа. Поскольку "Alors on danse" идет с четким, энергичным ритмом, установим темп на 120 BPM — это подходящая скорость для танцевальной музыки, и она придаст нужное настроение.
- В правом верхнем углу интерфейса Ableton Live находим поле BPM и установи его на 120.
Рисунок 2 – Установка BPM в Ableton Live
- Теперь у нас есть стабильный темп, который задает основу всей композиции.
Создание основы ударных
Создадим ударные, используя отдельные аудио-дорожки для каждого элемента (Kick, Clap и Hi-hat)[3]. Этот способ дает больше гибкости в настройке каждого звука.
- Создадим несколько аудио-дорожек — по одной для Kick, Clap и Hi-hats.
Рисунок 3 – Аудио-дорожки
- Импортируй сэмплы: на каждую дорожку добавим соответствующий сэмпл, перетащив его прямо из библиотеки (например, Kick на первую дорожку, Clap на вторую и Hi-hat на третью).
- Расположим сэмплы по сетке:
- Разместим Kick[4] на каждой четвертой доле такта.
- Поставим Clap[5] на вторую и четвертую доли такта.
- Добавим Hi-hat[6] на восьмые или шестнадцатые, чтобы заполнить ритмическую структуру.

Рисунок 4 – Сэмплы на сетке
Всё это вместе звучит вот так:
Бас-линия
Для создания мощного баса в стиле Stromae используем синтезаторный инструмент. Бас должен быть насыщенным и дополнять Kick.
- Создаем новую MIDI-дорожку и добавим синтезатор, например Serum.
- Настроем звук, выбрав простой синусоидальный или пилообразный сигнал — это поможет добиться глубокого басового тембра.
Рисунок 5 – Serum Бас
- Напишем басовую линию: создадим ноты в низком регистре, делая акцент на долях, которые совпадают с Kick. Этот ритм будет задавать грув всей композиции.
Рисунок 6 – Ноты баса Serum
- Так же для большего басового тембра создадим ещё одну MIDI-дорожку и добавим на неё 808 басс и пропишем такую же мелодию, так же добавим на 808 бас сайдчейн (sidechain)[7].
Рисунок 7 – Ноты 808 баса
По итогу звучат они вместе вот так:
Мелодия синтезатора
Мелодия в "Alors on danse" — минималистичная и повторяющаяся, создавая гипнотический эффект. Здесь понадобится звук саксафона.
- Добавим еще одну MIDI-дорожку и возьмем инструмент Korg M1 для создания мелодии.
Рисунок 8 – Korg M1
- Создаем MIDI-клип и добавим ноты для мелодии, используя короткие ноты на средней высоте, которые будут повторяться.
Рисунок 9 – Korg M1 Ноты
- Добавим немного реверберации, чтобы придать звуку объем, и настроим фильтр, чтобы звук был слегка приглушенным.
Аранжировка и структура трека
Теперь, когда у нас есть основные элементы, пора разложить их по композиции.
- Переключимся в Arrangement View (Tab), чтобы начать линейную запись.
- Начнем с добавления ударных и баса, затем постепенно вводи мелодию.
- Чтобы создать динамику, добавляем и убираем разные элементы, например Hi-hat или Clap, в разных частях трека. Можно использовать фильтры для плавных переходов между частями.
- Так же добавим небольшую мелодию, которая была в оригинале и добавим пару дорожек с сэмплами для разнообразия трека. И так же не забудем добавить саму акапеллу голоса.
Рисунок 10 – Структура трека
Эффекты и сведение
Теперь добавим финальные штрихи, чтобы все элементы звучали гармонично и слитно.
- Эквалайзер (EQ Eight): настроим EQ для каждого элемента, чтобы убрать ненужные частоты и избежать конфликтов между басом и Kick.
- Компрессор: используем компрессор для ударных и баса, чтобы сбалансировать их громкость и динамику.
- Реверберация и Delay: добавим немного реверберации на мелодии для создания ощущения пространства.
Заключение
Поздравляю! Мы успешно создали трек, который звучит очень похоже на оригинал Stromae — "Alors on danse". Мы прошли через все этапы: от настройки темпа и ритма до аранжировки и добавления эффектов, а также создали мощную ударную основу, бас и мелодию. Благодаря использованию Ableton Live смогли воссоздать минималистичный, но запоминающийся звук, который стал визитной карточкой этой песни.
Теперь наш трек готов! Вы не только овладел основами работы с программой, но и получил опыт в создании динамичной композиции. Надеюсь, этот процесс вдохновил тебя на дальнейшие эксперименты и творчество.
Приятного прослушивания !!!
Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
Тема музыки так же интересует следующих магистров:
- Лапшина Екатерина Вячеславовна – Музыка. Мой источник силы и спокойствия
- Цвиркун Алексей Евгеньевич – Моя музыкальная история
- Барнацкий Евгений Алексеевич – Создание музыкального проекта в цифровой рабочей аудио станции, секвенсере FL Studio
- Никишин Руслан Юрьевич – Вся музыка в этих клавишах
- Зубова Юлия Анатольевна – Музыка в нашей жизни
Источники и обозначения
- Ableton Live [электронный ресурс] - https://www.ableton.com/en/live-manual/12/welcome-to-live/
- DAW (Digital Audio Workstation) - это программа, которая превращает обычный компьютер в центр студии звукозаписи. В таком программном обеспечении можно записывать и сводить звук, выполнять мастеринг, писать аранжировки и нотные партитуры.
- Kick, clap и hi-hat - это звуки, которые используются в акустической и электронной музыке.
- Kick - это звук, который издаётся акустическим барабаном, который ударётся педалью с прикреплённым битом и воспроизводится ногой барабанщика.
- Clap - это звук, который издаётся одним или несколькими людьми, хлопающими в ладоши. Сегодня электронные стилизованные версии этого звука распространены больше, чем реальные записи хлопков.
- Hi-hat - это звук, который издаётся инструментом hihat, который представляет собой пару небольших цимбалов, установленных на подставке. Верхний цимбал прикреплён к стержню, который поднимается и опускается с помощью педали.
- Сайдчейн (от англ. sidechain — боковая, сторонняя цепь) — это техника, которая позволяет автоматически уменьшать громкость одного звука (например, баса) в ответ на появление другого (например, Kick). Она нужна для того, чтобы кик выделялся в миксе и звучал четче, а также для создания "подкачивающего" эффекта, популярного в танцевальной музыке.