Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Сущность понятия международная конкурентоспособность отрасли.
- 4. Место продукции машиностроения России на международном рынке.
- Выводы
- Список источников
Введение
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объёма производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
- активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов.
1. Актуальность темы
В условиях глобализации и стремительного развития технологий повышение международной конкурентоспособности отраслей, таких как машиностроение, нефтепереработка и деловые услуги, становится ключевым фактором для обеспечения устойчивого экономического роста. Конкуренция на международных рынках требует от компаний внедрения инновационных решений, оптимизации производственных процессов и повышения качества услуг.
Актуальность исследования заключается в необходимости выявления факторов, способствующих улучшению конкурентоспособности, а также в разработке стратегий, которые помогут отечественным предприятиям успешно конкурировать на мировом уровне.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью исследования является:
- Анализ текущего состояния отраслей - изучение текущих тенденций и проблем в машиностроении, нефтепереработке и деловых услугах.
- Выявление факторов конкурентоспособности - определение ключевых факторов, влияющих на международную конкурентоспособность указанных отраслей.
- Разработка рекомендаций - формулирование практических рекомендаций для повышения конкурентоспособности на основе проведенного анализа.
Основные задачи исследования:
- Провести анализ существующих исследований и литературы по теме конкурентоспособности.
- Оценить текущее состояние и динамику развития машиностроения, нефтепереработки и деловых услуг в международном контексте.
- Выявить сильные и слабые стороны отечественных предприятий в указанных отраслях.
- Исследовать лучшие практики и успешные кейсы зарубежных компаний
- Разработать стратегические рекомендации для повышения конкурентоспособности.
Объект исследования: отрасли машиностроения, нефтепереработки и деловых услуг в контексте их международной конкурентоспособности.
Предмет исследования: факторы, влияющие на международную конкурентоспособность указанных отраслей, а также стратегии и методы повышения этой конкурентоспособности на глобальном рынке.
Планируемые результаты
- Отчет о текущем состоянии отраслей: Подробный анализ текущих тенденций и проблем в машиностроении, нефтепереработке и деловых услугах.
- Список факторов конкурентоспособности: Определение и описание ключевых факторов, влияющих на международную конкурентоспособность.
- Рекомендации для предприятий: Практические рекомендации и стратегии для повышения конкурентоспособности отечественных компаний.
- Научные публикации: Подготовка статей и материалов для публикации в научных журналах и конференциях.
3.Сущность понятия международная конкурентоспособность отрасли.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[1]
Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. В любой отрасли экономики – неважно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, – суть конкуренции выражается пятью силами: соперничество между имеющимися конкурентами; угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров и услуг; способность поставщиков торговаться; способность покупателей торговаться. Понятие конкурентоспособности достаточно многогранное и имеет особенности определения в зависимости от объекта, конкурентоспособность которого рассматривается.
Общее определение конкурентоспособности можно сформулировать следующим образом конкурентоспособность конкретного объекта – это экономическая категория, позволяющая оценить положение данного объекта относительно схожих объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенный набор показателей (индикаторов) [2]. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет следующие свойства:
- относительность (конкурентоспособность объекта можно оценить только сравнивая данный объект с аналогичными);
- вариативность (конкурентоспособность может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств);
- динамичность (с течением времени под воздействием различных факторов конкурентоспособность одного и того же объекта будет разная);
- многогранность. Чаще всего конкурентоспособность невозможно выразить через один конкретный показатель. Кроме этого, набор показателей будет зависеть от объекта оценки конкурентоспособности.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: конкурентоспособность страны, конкурентоспособность экономики, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность фирмы, конкурентоспособность товара 8 микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции; мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей; макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат[3].
На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы. Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества[4]. Рассмотрим более подробно конкурентоспособность на микроуровне – конкурентоспособность предприятия, которая выражает способность к достижению собственных целей с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.
Конкурентоспособность предприятия заключается в выпуске уникальной продукции, которая соответствует спросу покупателей и удовлетворяет их своим качеством и свойствами [5].
Проведенный анализ публикаций показал, что не существует какого – то одного окончательного и общепринятого определения конкурентоспособности предприятия [6].
- несмотря на то, что конкурентоспособность предприятия довольно тесно связана с конкурентоспособностью выпускаемых им товаров, она не может быть просто приравнена к конкурентоспособности товаров;
- конкурентоспособность предприятия является сравнительной характеристикой, связанной с возможностью предприятия соперничать на рынке с другими предприятиями;
- конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ и эффективностью его деятельности [7]. 10 Таким образом, можно определить, что конкурентоспособность предприятия – это способность производить и реализовывать конкурентоспособную для потребителя продукцию, которая по потребительским свойствам и ценовым характеристикам предпочтительнее, чем аналогичная продукция конкурентов, и рентабельна для производителя.
- АО «АвтоВАЗ»,
- Группа компаний «Кировский завод»,
- ООО «КЗ Ростсельмаш»,
- ПАО «КАМАЗ».
- ЗАО «Петербургский станкостроительный завод»,
- ПАО «Тяжстанкогидропресс»,
- АО «Станкопром».
- Увеличение и поддержание инвестиционной и инновационной активности предприятий отраслей транспортного и специального машиностроения;
- Создание условий для увеличения объёмов экспорта техники к 2030 году;
- Увеличение объёма и доли экспорта автомобильной и железнодорожной техники российского производства и её компонентов в общем объёме производства.
- Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2013. № 4.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009- 504 с.
- Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Бариленко. 4-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2016. 234 с.
- «Силовые машины» перешли к практическому этапу создания газовых турбин большой мощности [Электронный ресурс] // ТАСС. 10.07.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/8915297
- Абаева Н.П., Старостина Т.Г. Конкурентоспособность организации. Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 91 с.
- Блинов О.А., Новиков Ю.И., Козлов А.А. Основы международных стандартов финансовой отчетности и аудита: учеб. пособие. Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П. А. Столыпина, 2016 г. 112 с.
- Белоусова Н.М., Сакина Е.Н. Формирование и оценка конкурентоспособности организаций и товаров: учебное пособие. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. 134 с.
- Пацала С. В., Горошко Н. В. Современная пространственная структура машиностроения России // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2021. №56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-prostranstvennaya-struktura-mashinostroeniya-rossii
- Айдинова А.Т., Головко Е.С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. 2015. №2.
- .«АвтоВАЗ» отчитался о продажах автомобилей Lada в 2024 году [Электронный ресурс] // Car.ru. 04.12.2024. URL: https://auto.rambler.ru/news/53853799-avtovaz-otchitalsya-o-prodazhah-avtomobiley-lada-v-2024-godu/
4. Место продукции машиностроения России на международном рынке
Российская машиностроительная отрасль переживала длительный период упадка после закрытия большого количества предприятий данной отрасли, сокращения объёма субсидирования предприятий, эмиграции кадров в условиях общей экономической нестабильности в стране в конце XX века. Рост объёмов выпуска начался только в 2005 году, когда общая экономическая ситуация в стране стабилизировалась за счёт высоких цен на нефть. В данный момент в Российской Федерации действует большое количество организаций, осуществляющих свою деятельность в области машиностроения и поставляющих свою продукцию за границу. Однако в отрасли всё равно присутствуют проблемы, связанные, в первую очередь, с недостатком инвестиций, поэтому государство вынуждено принимать меры поддержки предприятий. В то же время машиностроение в России имеет высокий потенциал для развития.
Экономические санкции, вводимые с начала 2022 года недружественными странами, привели к изменению структуры импорта Российской Федерации. Это способствует структурным изменениям экономики, которые проявляются, в первую очередь, в машиностроении и которые заключаются в крупномасштабном переводе ресурсов из первичного сектора экономики в обрабатывающий. Структура и место машиностроения в отраслевом балансе России приведены на рис. 1-4.
Рисунок 5 – Финансовые показатели машиностроительного сектора
Как известно, одним из показателей состоятельности национальной машиностроительной отрасли является отношение объёмов импорта машин, оборудования и транспортных средств к экспорту. За последние 16 лет наблюдалось несколько волн увеличения импорта рассматриваемой техники. Так, последняя из них началась в 2016 году и не прекращалась до 2020 года. Основными странами-потребителями товаров отечественного машиностроения являются Беларусь, Казахстан, Китай и Узбекистан. Следовательно, введённые за последний год в отношении Российской Федерации экономические санкции слабо повлияют на объём и направление экспорта машиностроительной продукции, несмотря на то что её потребителями были и страны Евросоюза.
Главным импортером товаров машиностроительной отрасли в Россию является Китай. Тем не менее, отечественная экономика зависит от продукции, поставляемой странами, ведущими в отношении нашей страны агрессивную политику, и странами, способными присоединиться к этой политике.
Машиностроительная отрасль включает в себя тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Для оценки уровня производства основных видов продукции указанных направлений обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики. Начнём с производства транспортных средств. Наибольший рост за рассмотренные пять лет показывают тракторы для сельского хозяйства. Первая причина такого роста это высокая потребность в данной технике, поскольку сельское хозяйство является важной частью российской экономики. Вторая причина заключается в курсе импортозамещения, который Правительство РФ держит с 2014 года [8]. Для замещения импортной техники отечественным производителям пришлось мобилизовывать все доступные производственные мощности и внедрять современные технологии. В итоге тракторостроительным заводам удалось не только удовлетворить спрос российских аграриев, но и экспортировать часть продукции. Однако, несмотря на рост выпуска продукции тракторными заводами, наблюдается спад производства зерноуборочных комбайнов. С легковыми и грузовыми автомобилями ситуация неоднозначная. Хотя их производство и показывает рост относительно 2016 года, с 2017-2018 гг. наблюдается спад производства. Это связано, в первую очередь, с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции по сравнению с зарубежной. Продукция из Евросоюза, США и восточной Азии является более высокотехнологичной и надёжной, что компенсирует разницу в стоимости ( рис.6). Основными представителями транспортного машиностроения являются:
Рисунок 6 –Удельный вес машиностроения в структуре обрабатывающих производств крупнейших экономик мира
Рисунок 7 - Отношение импорта продукции машиностроения к экспорту в 2005-2020 гг., количество раз
Станкостроение является системообразующей отраслью машиностроения. К ней относится, например, производство металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин. За рассматриваемый период объём их производства вырос, однако рост был неравномерным. Потребность в этих видах продукции обуславливается большим количеством деталей, производящихся из металла. Несмотря на то, что в мире присутствует тенденция перехода на производство продукции из пластика, например, с помощью 3D-печати, в России металл продолжает оставаться главным материалом. Он преимущественно используется в производстве продукции, требующей высокой надёжности, которую пластик обеспечить не способен. Такие товары производятся, в первую очередь, для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации. К числу крупнейших игроков станкостроительной отрасли относятся:
Производство товаров для железной дороги показало наибольший рост среди всех рассматриваемых видов продукции.
Правительство Российской Федерации играет важную роль в развитии машиностроительной отрасли России. Оно выделяет гранты на НИОКР, разрабатывает стратегию развития отрасли, стимулирует производителей, проводя политику импортозамещения, помогает в привлечении инвестиций, создании инновационных кластеров.
Например, в 2018 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал постановление, согласно которому предприятия машиностроительной отрасли получили субсидии для создания системы послепродажного обслуживания [9]. Также сейчас действует государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», одним из направлений которой является развитие транспортного и специального машиностроения. Оно реализуется в рамках федерального проекта «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения» и федерального проекта «Развитие сельскохозяйственного машиностроения, специализированного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности» [10]. Эти проекты предполагают в период с 2022 года по 2030 год решение таких задач, как:
Выводы
Термин «конкурентоспособность» применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики.
Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. Следовательно конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции. Будущее машиностроения в России выглядит многообещающим, с ожидаемым увеличением производства, внедрением инноваций, расширением экспорта и укреплением научно-технических ресурсов. Необходимо постоянное внимание к решению вызовов, таких как технологический недостаток и кадровый голод, чтобы отрасль могла успешно продолжать свое развитие. С поддержкой государства и партнеров российские машиностроители готовы к вызовам будущего. Таким образом, перед Россией открываются перспективы в развитии машиностроения, включая увеличение производства, внедрение инноваций, расширение экспорта и укрепление научно-технических ресурсов. Российские производители, с поддержкой государства и партнеров, готовы к успешному будущему в машиностроительной отрасли.
Список источников