Главная страница
Результаты поиска
Ссылки по теме
Магистерская работа
Электронная библиотека

"Кайф отмороженного- промышленно- торговый обзор рынка мороженого"- газета "Бизнес", №21(488), 27 мая 2002 года. (полную версию можно просмотреть в данной газете).

Паспорт отрасли:

Объём производства(по данным Гокомстата) в 2001 году- 100024 т.Объём потребления мороженого (по данным операторов рынка) в 2001 году- 3- 4 кг на человека в год. Количество производителей (по оценкам самих производителей) в 2001 году- около 160 компаний, из них 8- 9 крупные.Объём экспорта мороженого (по данным Госкомстата) в 2001 году- 836 т.Объём импорта мороженого (ао данным Госкомстата) в 2001 году- 649 т.Рентабельность производства мороженого (по данным производителей) в 2001 году- от 5- 40%.

Производство.

Если проанализировать статистические данные по производству мороженого в Украине за 2001 год, то создаётся впечатление, что ничего особенного на рынке не происходило. Из общего объёма мороженого, выпущенного в 2001 году, почти половина- 45,6 тыс. т- мороженое с наполнителями. В 2000 году соотношение было приблизительно таким же: из 98 тыс. т всех замороженных сладостей 44,6 тыс. т- сладости с наполнителями. За три "несезонных месяца нынешнего года украинские "мороженщики" выдали 14,389 тыс. т продукции. Во- первых, синоптики обещают жаркое лето. А во- вторых, многие заводы, выпускающие замороженные сладости, в 2001 году и в начале 2002 года активно вкладывали деньги в модернизацию производства. увеличение производственных мощностей. Несмотря на то что почти все операторы рынка говорят об обострившейся конкуренции среди "мороженщиков" и о том, что рынок практически насыщен, технические и технологические "состязания" между предприятиями сейчас, можно сказать, в самом разгаре. Многие участники рынка понимают, что сегодня нельзя останавливаться в развитии, иначе более проворные догонят и перегонят.

Фигуранты.

Сегодня на украинском рынке мороженого можно выделить три разновидности производителей. Первая разновидность- компании, которые можно назвать общенациональными.Такие фирмы имеют производство на одном или нескольких предприятиях, реализуют своё мороженое по всей территории Украины, делают в год от 4 до 10 тыс. т холодных сладостей. К таким гигантам можно отнести ОАО "Житомирский маслозавод", ЗАО "Геркулес" (г. Донецк), ОАО "Ласка" (г. Кировоград), ООО "Ласунка" (г. Днепропетровск), ОАО "Днепропетровский хладокомбинат", ООО "Троянда" (головной офис- в Киеве, производства- в Луцке, Макеевке, Полтаве), ОАО "Луганскхолод", АОЗТ "Хладпром" (г. Харьков), АО "Львовский хладокомбинат".Они выпускают 55- 60% всего выпускаемого в Украине мороженого. Вторая- производители, работающие в своём регионе в близлежащих областях, выпускающие до 4 тыс. т мороженого в год (например, АО "Кременчугский маслозавод", ОАО "Киевский хладокомбинат №2" и т. д.). Третья- хладокомбинаты или молокоперерабатывающие предприятия, "покрывающие" только свой регион, выпускающие ежегодно небольшое количество холодного лакомства, зачастую не более 1 тыс. т в год. Разумеется, такое деление предприятий на группы- условное. Существуют заводы, не вписывающиеся в конкретные рамки, занимающие пограничное положениев этой градации. В прошедшем году, как отмечают некоторые операторы, произошло небольшое перераспределение рынка.Изменились доли, занимаемые теми или иными предприятиями. По мнению специалистов, это случилось, главным образом, за счёт падения объёмов производства у мелких региональных производителей мороженого. То есть лидеры уверенно прибирают рынок к рукам, оставляя всё меньше воздуха и пространства мелким производителям. Большинство производителей холодных сладостей уверены в том, что именно нынешний (в крайнем случае- следующий) сезон станет решающим в процессе формирования рынка. В 2001 году на многих (как больших, так и средних) производствах мороженого появились новые собственники. В ходе приватизации владельцем завода становился чаще всего коллектив предприятия. Сегодня в "холодильный" бизнес приходят серьёзные компании, с молодыми и прогрессивными командами менеджеров, с тщательно проработанными планом и стратегией развития производства. Ещё один штрих к портрету рынка- объединение или укрупнение компаний. Так, например, ООО "Троянда" утроило производственную мощность, присовокупив в декабре прошлого года макеевский "Полюс", а в мае нынешнего- АО "Полтавахолод".

Производитель о рынке.

Председатель правления ОАО "Днепропетровский хладокомбинат" Маргарита Аракелян: "Сегодня уже можно говорить о том, что украинский рынок мороженого приобретает какие- то конкретные очертания и становится, если можно так сказать, серьёзным. На рынке работают профессиональные компании, у которых есть своя политика, свой стиль, своё лицо. И если раньше можно было назвать всего 3- 4 серьёзных производителя мороженого, то сейчас на Украине уже таких компаний 8- 10...Это, конечно, радует. Огорчает же то, что очень немногие производители мороженого работают над внедрением новых технологий. Зато охотно копируют друг у друга удачный ассортимент, бренды и даже дизайн упаковки. В этом сезоне многие производители начали проводить довольножёсткую сбытовую политику- "Геркулес", "Троянда". Мы, например, договариваясь с продавцами, тоже выдвигаем обязательное условие, чтобы из наших фирменных ларей продавалась только наша продукция (я думаю, что практически все солидные компании поступают также). Недопустимо, чтобы из наших фирменных ларей продавалась продукция непонятного качества никому неизвестных производителей".Директор ДП "Крайтяне- Украина" Александр Лазукин: "Продукция нашей материнской компании ЗАО "Крайтяне" (Литва), присутствует на украинском рынке с конца 1996 года. Наша фирма занимается прямой дистрибуцией мороженого. Компания обслуживает 530 торговых точек столицы и работает со всеми супермаркетами...В последнее время конкурентная борьба на рынке стала более жесткой. В Украине появилось несколько очень серьёзных производителей мороженого, отрасль развивается. В производство мороженого в стране вкладываются большие деньги, предприятия активно модернизируются. Если два года назад наше эскимо на палочке "Аурум" было едва ли не единственным в своём роде на украинском рынке, то в нынешнем сезоне такое мороженое есть в ассортименте практически каждого солидного украинского производителя. Тем не менее украинский рынок для компании "Крайтяне" продолжает оставаться весьма привлекательным."

Экспорт- импорт.

Если раньше об экспорте мороженого из Украины не могло быть и речи, то теперь отечественные "мороженщики" потихоньку начинают отгружать свою продукцию в ближнее и дальнее зарубежье. В 2001 году из страны вывезли 836 т холодного лакомства на сумму $833 тыс., это практически вдвое превышает показатели 2000 года. Основные экспортёры- ОАО "Житомирский маслозавод" и ОАО "Луганскхолод". К слову, первое предприятие уже сертифицировано по стандарту ISO, а вторая компания проходит сейчас сертификацию на предмет соответствия международным стандартам качества. После проведения на предприятиях такой чистки, в Европу им путь приоткрыт. Пока житомирские молочники экспортируют мороженое в Чехию и Словакию. В будущем планируется выход на германский и австрийский рынки. "Мороженщики" из Луганска первую партию своих замороженных сладостей в мае нынешнего года отправили в Москву. Завезли в Украину в 2001 году мороженого приблизительно на 200 т меньше, чем вывезли- целых 649 т. Величина по сравнению со ста тысячами тонн украинского мороженого бесконечно малая. Основными поставщиками импортных холодных сладостей в Украину в 2001 году были литовское ЗАО "Крайтяне", немецкая компания Sholler, российские предприятия, принадлежащие компании Nestle, и питерский "Петрохолод".

Ассортимент.

Структура ассортимента выпускаемой украинскими "мороженщиками" продукции по сравеннию с прошлым годом не изменилась. Вафельный стаканчик по- прежнему популярен и мороженое в нём "держит" 50- 55% рынка. Чтобы постепенно "выбивать" этот сегмент рынка у мелких производителей, крупные "мороженщики" работают не то что с минимальной рентабельностью, но даже себе в убыток, выпуская этот стаканчик. Остальные 45- 50% приходятся на эскимо (25- 30%), семейное (до 10%) и весовое (до 10%) мороженое. Специфика ассортиментной политики на предприятиях, производящих мороженое, заключается в том, что каждый завод, практически каждый сезон обязан предлагать рынку что- то новенькое. Возможно, этот продукт станет хитом только одного сезона или вообще не станет хитом, но, работая вообще без новинок, предприятие рискует уступить свои позиции конкурентам. Поэтому многие отечественные "мороженщики" ежегодно обновляют свои прайс- листы на четверть. Причём многие производители копируют ассортимент конкурентов. Например, если в прошлом году мороженое с йогуртом делал один завод, в нынешнем сезоне такой или подобный продукт обязательно предложат рынку ещё полдесятка производителей. По оценкам торговцев, хорошо продавались в прошлом году стаканчики с различными наполнителями (изюмом, орехами, карамелью, мармеладом, вафельной и шоколадной крошкой и так далее). Также за последний год повысился спрос на более дорогое мороженое на палочке со всевозможными добавками и глазурями. Семейного мороженого в прошлом году по сравнению с 2000 годом украинцы больше есть не стали. Тем не менее ассортимент тортов и рулетов для застольного поедания увеличивается, совершенствуется упаковка этого вида продукта.

Сырьё.

До недавнего времени в мороженом использовался только молочный жир. Главный аргумент в пользу применения молочного жира- его хороший естественный вкус. В последние годы с мороженым поступили также, как с большинством молочных продуктов,- в некоторых сортах молочные жиры стали заменять на растительные, уменьшая не только калорийность, но и себестоимость продукта. Пальмовые и кокосовые масла, а также "альтернативные" молочным жировые смеси для производства мороженого в Украину везут в основном из Малайзии и Индонезии. Как утверждают отечественные производители маргарина и мороженого, импортировать пальмовое масло выгодно, поскольку на него нет ввозной пошлины. В 2001 году, по сравнению с предыдущим годом, импорт пальмового масла увеличился на 261,2% (или на 64,5 тыс. т) до 89,2 тыс. т. Этого масла в 2001 году в Украину завезли на 30$ млн. Растёт не только объём экспорта твёрдых растительных жиров, но и число фирм, их импортирующих.