Автобиография
  Ссылки
  Отчет по поиску
  Автореферат
  Электронная библиотека
  Индивидуальное задание
  Домашний веб-сайт
  Написать мне письмо
ДонНТУ           Магистратура ДонНТУ

Хоменко В.Н.

Бас-гитара

Бас-гитара одна, но Она может быть абсолютно разной. Это зависит даже не от меня, Она раскрывает мою сущность, когда я играю... а иногда, когда слишком увлекаюсь, Она может взять почти всю мою энергию, после этого я даже с трудом могу разговаривать. Когда на ней играю, она дрожит в моих руках, чувствуется её мощь. Некоторые люди научились напрaвлять эту энергию, и получили превосходный звук. Можно, например, её заставить звучать как раскат грома, а можно как осенний шелест листьев и где-то вдалеке завывающий ветерок. Наибольшее удовольствие от игры на бас-гитаре я получаю во время импровизаций на репетициях. Когда известна тональность или аккордовая последовательность, практически ничто не останавливает. При этом возникают очень интересные идеи, великолепно звучащие.

Немного из теории музыки

Во всех приведенных здесь примерах на нотных станах используется басовый ключ, обозначающий ноту F малой октавы.

Лад - это объединенная система звуков. Лад образуется на основе базового звука.

Гамма - последовательное восходящее или нисходящее движение звуков.

Ступень - один из звуков гаммы. Номер ступени отсчитывается от тоники.

Тоника - это самый устойчивый звук гаммы. Устойчивые звуки выражают завершенность музыкального фрагмента.

Устойчивыми считаются I, III, V ступени гаммы. Самая устойчивая из них - это первая ступень.

Лады строятся в соответствии с тональными расстояниями между соседними звуками.

Мажорный лад: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Его можно построить от любой ноты.

Минорный лад: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Пример построения мажорного и минорного ладов:


Рисунок 1 - Ноты C-мажорной и C-минорной гамм

Знак альтерации - это диез, бемоль, либо бекар. Они обозначают соответственно повышение основного звука на полтона, понижение на полтона, либо отмену альтерации.

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой. Они действуют только один такт, и в пределах указанной октавы.

Ключевые знаки альтерации ставятся в начале произведения (или фрагмента). Действуют до появления новых ключевых знаков альтерации, и во всех октавах.

Ниже приведены ключевые знаки альтерации для всех мажорных гамм. Этот пример легко получить, последовательно перемещая тонику C-мажорной гаммы на кварту вверх. При этом каждый раз добавляется бемоль. Дойдя, таким образом, до тональности В-мажор, придется использовать диез в качестве знаков альтерации, так как для бемолей уже не хватит места.


Рисунок 2 - Ключевые знаки альтерации мажорных гамм

По этим обозначениям нетрудно расписать на нотном стане все соответствующие им гаммы. Однако это будут лишь мажорные гаммы. Чтобы получить минорную гамму, можно воспользоваться переходом в соответствующую параллельную тональность.

Параллельные тональности - это мажор и минор, имеющие одинаковые ключевые знаки альтерации.

Переход из мажора в параллельный минор: 1 ступень (тоника) мажора --> 6 ступень (тоника) || минора.
Переход из минора в параллельный мажор: 1 ступень (тоника) минора --> 3 ступень (тоника) || мажора.

Таким образом, для гаммы C-мажор параллельным минором будет гамма A-минор.

Мажорные и минорные гаммы, соответствующие знакам альтерации на рис. 2, следующие:

  1. C-мажор (A-минор)
  2. F-мажор (D-минор)
  3. Bb-мажор (G-минор)
  4. Eb-мажор (C-минор)
  5. Ab-мажор (F-минор)
  6. Db-мажор (Bb-минор)
  7. Gb-мажор (Eb-минор)
  8. B-мажор (G#-минор)
  9. E-мажор (C#-минор)
  10. A-мажор (F#-минор)
  11. D-мажор (B-минор)
  12. G-мажор (E-минор)

Семь диатонических гамм можно получить, если в какой-либо мажорной гаме тонику последовательно перемещать на одну ступень вверх. Рассмотрим пример для С-мажора (который сам входит в эту систему как С-ионийский мажор).


Рисунок 3 - Диатонические гаммы (пример для C-мажора)

На основе приведенных гамм можно создавать интересные композиции, например, комбинируя гаммаобразные движения с разрешением аккордов. Однако, существует также множество различных специфических недиатонических гамм (гармонический и мелодический минор, две целотоновые гамы, блюзовые гаммы, мажорная и минорная пентатоники и т.д.), расширяющие наши возможности как при создании произведений, так и при игре импровизации.

Техники игры на бас-гитаре

Существует немало техник игры на бас-гитаре, однако большинство из них являются экзотичными, а иногда и вообще индивидуальными (интересно наблюдать на видео, как играют знаменитые бас-гитаристы виртуозы).

Техника левой руки.

Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе»: «Пальцы левой руки стоят в линию и согнуты так, что их подушечки прижимают струны к грифу. Такой округлый изгиб более характерен для контрабаса, нежели для бас-гитары. Этот изгиб является продолжением энергопередающей дуги, идущей от позвоночника через руку к пальцам. Таким образом, в движении, прижимающем струну к грифу, участвуют все эти мускулы... На бас-гитаре большой палец располагается напротив 1-го. Эта постановка сохраняется и при смене позиций».

Техника правой руки.

На данный момент я осваиваю «двухпальцевую» и «трехпальцевую» техники.
На следующих рисунках схематически изображены эти два подхода.

Анимированное изображение: Игра двумя пальцами
Рисунок 4 - Игра двумя пальцами

Анимированное изображение: Игра тремя пальцами
Рисунок 5 – Игра тремя пальцами :-)

При этом большой палец правой руки принято опирать на звукосниматель или специальную подставочку (если она есть), однако это не обязательно. Можно играть вообще без опоры, тогда правая рука как бы парит в воздухе. Можно опирать большой палец на самые толстые струны (мне так удобно делать при игре на пятиструнном инструменте).

На рис. 4 и рис. 5 показано, что пальцы постоянно чередуются. Однако это правило можно нарушать, если требуется в неудобном месте такта перейти со струны на струну, или же акцентировать определенную ноту.

Часто при этом используют прием, называемый «рейк». Это игра следующей ноты тем же пальцем, что и предыдущей, но следующая нота берется на более низкой струне.

Существует также полностью однопальцевая техника. Её преимущество - возможно лучшая атака и четкость игры сильных и слабых нот. Но она не позволит развить такую скорость, как при использовании большего количества пальцев.

Динамически и тембрально разнообразить басовые партии позволяет игра слэпом и тэппинг и, конечно же, игра медиатором.

Я склоняюсь к мнению, что критерием того, какую технику следует применять и когда, является субъективное восприятие, как она повлияет на Ваше собственное звучание и на звучание коллектива, в котором Вы играете, в целом.

Вопросы обработки звука бас-гитары

С помощью ПК обработку звука можно производить либо в реальном времени (т.е. с маленькой задержкой между подачей исходного и получением выходного сигнала. Эту задержку человек, производящий обработку, не ощущает), либо с определенной заметной задержкой (достаточной, чтобы ПК успел выполнить все необходимые операции и воспроизвести звук), по фрагментам.

Поэтому, вторую применяют лишь для обработки уже записанного материала. Например, наложение сложных эффектов, сильно нагружающих процессор. Либо, что встречается реже, применяется при необходимости иметь информацию о сигнале "априори", т.е. в той точке, которая ещё не поступила на вход ПК. В таком случае создается входной буфер требуемой длительности, однако это вызывает задержку, величина которой может быть ощутимой на слух.

Обработка в реальном времени применяется как непосредственно во время записи, так и после.

Например, программные процессоры звуковых эффектов, программные midi-управляемые синтезаторы, различные VST и DirectX подключаемые модули.

Для упрощения работы со звуком на ПК применяются системы записи, такие как: звуковой редактор Sony Sound Forge, виртуальная многодорожечная студия Steinberg Cubase SX 3, Samplitude V8 и др.

Большинство систем записи поддерживают многодорожечный режим, где каждая дорожка может содержать либо аудио данные, либо последовательность midi команд. Такой подход позволяет записывать музыкальные инструменты отдельно, чтобы потом их обработать и смикшировать, наложить эффекты.

Наиболее важными типами обработки для бас-гитары являются компрессия и эквализация. Компрессия нужна для сужения динамического диапазона сигнала, что помогает сделать звучание более разборчивым. Эквализацию необходимо применять перед микшированием, чтобы сделать звучание каждого инструмента более выраженным, при этом иногда ограничивают его частотный диапазон или выделяют определенные частоты.

Иногда в качестве эффекта для бас-гитары применяется реверберация - она эмулирует положение источника звука в пространстве, отражение и преломление звука от объектов, возврат звука с запаздыванием (правда, это уже дилей).

Можно использовать немного хоруса, он позволяет сделать звучание бас-гитары более насыщенным.

В определенных местах уместно использовать эффект дисторшин. При этом более отчетливый звук получается, если играть медиатором. По моим наблюдениям, с бас-гитарой "звучит" либо совсем слабый перегруз (легкий овердрайв), либо мощный дисторшин. При этом, конечно, на вход мощного дисторшина необходимо подавать сигнал, предварительно обработанный эквалайзером - убрать низке частоты, чтобы избежать генерации инфразвуковых частот. можно поэкспериментировать с эффектом "фузз". Дальше обработку лучше производить с помощью эмуляторов гитарных усилителей, которых существует множество в виде подключаемых VST и DirectX модулей. Кроме того, чтобы совсем не потерять низкие частоты, можно смикшировать в определенной пропорции обработанный искаженный сигнал с "чистым".

При панораметрировании бас-гитару можно ставить в центр панорамы, так как положение источника низкочастотного звука плохо воспринимается человеком. Однако при игре слэпом и при выделении из общей картины щелчков медиатора, рабочий частотный диапазон бас-гитары значительно расширяется.

Пример с обработкой: MP3-файл в zip архиве (http://v-khomenko.narod.ru).

Полезные ссылки

  • http://www.tarakanov.net
    Личная страница Тараканова Бориса Игоревича
    Ведущий эксперт Центрального Банка Российской Федерации, главный хормейстер Академического хора Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева (РХТУ). Тут есть, что скачать.

  • http://www.harmony-central.com
    Harmony Central
    Уникальный, мощный портал о музыке для музыкантов. Информация на английском языке. Статьи по обработке и записи звука. Обзоры software и hardware. Описание и отзывы музыкантов на инструменты.

  • http://www.instituteofbass.com
    The International Institute Of Bassists
    Уроки игры на бас-гитаре, постоянно обновляющиеся статьи. Форум. Есть большой список ссылок на сайты известных бас-гитаристов, много других интересных ссылок по этой тематике.

  • http://www.bassplayer.com
    Bass Player. OnLine Edition
    Электронная версия знаменитого журнала. На английском языке. Аналог журнала Guitar Player для гитаристов. Информация о бас-гитаристах. Ревью оборудования. Уроки игры.

  • http://www.bassboombang.ru
    BassBoomBang
    Почти всё о бас-гитаре. Хорошая подборка статей, уроков. Форум для басистов.

  • http://www.guitar.ru
    Guitar Studio
    Сайт, ориентированный прежде всего на гитаристов. Уроки игры. Советы по выбору аппаратуры. Отзывы о музыкальных произведениях, клипах. Обзоры книг для музыкантов. На сайте есть чат.

  • http://www.websound.ru
    WebSound_Ru - авторский некоммерческий электронный журнал
    Авторское некоммерческое периодическое электронное издание, посвященное компьютерному звуку, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству в целом. В общем, на сайте обсуждаются все технические и этические вопросы, тем или иным образом связанные со звуком и музыкой в цифровом и аналоговом виде.

  • http://www.bass.sumy.biz
    Бас-гитара за месяц и навсегда
    Статьи о построении домашней студии звукозаписи. Уроки игры на бас-гитаре - книга. Примеры записи.

  • http://bass-gear.narod.ru/
    Bass-gear
    Нотный материал, полностью посвящённый бас – гитаристике. Софт. Ссылки.

  • http://www.basstream.ru
    Basstream
    Форум, новости, ссылки. Необходима регистрация на сайте. Форум ещё в разработке.

  • http://www.shamray.ru
    Компания Shamray Guitars
    Музыкальная мастерская Shamray Guitars. Гитары и бас-гитары под заказ. Ручная работа. На сайте есть расчёт стоимости. Фотогалерея произведенных гитар и ещё находящихся в разработке.

 ДонНТУ  >  Магистратура ДонНТУ 
 Автобиография  |  Ссылки  |  Отчет по поиску  |  Автореферат  |  Электронная библиотека