Донецкий национальный технический университет
Факультет вычислительной техники и информатики
Группа СП-01м

Мерзленко Александр Александрович

flexic@inbox.ru
alex.flexic@gmail.com

ДонНТУ
Магистры ДонНТУ

Биография Автореферат

Эл. библиотека

Каталог ссылок
Отчет о поиске

Соискателям работы

От составления резюме до прохождения собеседования

От автора

Сперва мне хотелось бы отметить причину, почему я выбрал именно эту тему в качестве индивидуального задания. Сейчас наиболее распространенный способ трудоустройства - это Internet, и каждый студент хотя бы раз задавались целью найти вакансию, которая его бы устраивала. Предположим, что поиск увенчался успехом - вакансия найдена, осталось только отправить резюме и ждать приглашения на собеседование. Но здесь и начинаются проблемы: как составить резюме, какую информацию в него включать, а какую стоит опустить, как вести себя на собеседовании и т.п. Дело в том, что в зарубежных ВУЗах существует специальный предмет, посвященный трудоустройству (задание на лабораторку: найти фирму и устроиться туда на работу - интересно, не правда ли?). В наших ВУЗах такой предмет, к сожалению, не практикуется. По сему я решил привести подборку советов, по большей части основанных на психологии, которые могут несколько облегчить выбор нужного направления действий.

Резюме

Резюме (оно же Curriculum Vitae, или CV) - это некое подобие рекламного плаката, объектом внимания которого являетесь Вы, уважаемый читатель. От того, насколько качественно и профессионально сделан этот плакат, зависит то, как быстро его заметят. Любое резюме, попадающее в рекрутинговое агентство или отдел кадров, попадает "под микроскоп" менеджеров по персоналу. Грамматические ошибки, описки, двусмысленности и т.п. огрехи значительно снижают к Вам интерес, как к специалисту. Напрашивается вывод, что резюме - это документ, который не делается "на коленке" за 10 минут. Создание резюме иногда может напомнить создание картины - художник, не торопясь, размеренными движениями наносит всё новые детали, а в итоге получается произведение искусства, на которое приятно смотреть. Так и соискатель работы должен стараться создать о себе как можно более благоприятное впечатление.

Так каким же должно быть резюме? Единого стандарта на составление резюме на данный момент не существует. Наиболее привычное резюме содержит 1-2 страницы информации, представленной в хронологическом порядке (либо в обратном порядке). Отличия могут быть в построении. Но можно выделить три основных требования, которые значительно повысят эффективность Вашего резюме:

  1. Удобство восприятия. Человек, которому посчастливится изучать Ваше резюме, будет иметь 1-2 минуты на ознакомление (кроме Вас есть ещё множество соискателей работы). После этого резюме будет либо отложено для более подробного изучения (т.е. Вы становитесь одним из кандидатов), либо отправлено в базу данных (либо в утиль). Поэтому, резюме должно быть структурировано, чтобы заинтересованный человек с минимальными затратами смог найти интересующую его информацию. Крайне нежелательно присутствие информации, не имеющей отношения к будущей работе (например, о родственниках, о домашних питомцах, времяпровождении и т.п.).
  2. Культура оформления. Следует отметить следующее: рукописное оформление для резюме не применимо. Грамматические ошибки, опечатки, просторечия и другие "дефекты составления" не улучшат Вашу репутацию в глазах другого человека.
  3. Целенаправленность. Ещё повысить эффективность Вашего резюме поможет его ориентированность. Другими словами в резюме стоит указать, на какую должность Вы претендуете, и почему потенциальный работодатель должен принять именно Вас на работу (конкретные проекты и достижения, а не просто перечисление мест работы).

Для разрядки хочу привести несколько курьёзных моментов. Поставьте себя на место менеджера по персоналу и представьте, что у Вас в руках резюме. Содержит оно кроме необходимой для Вас информации, ещё и следующее: многочисленные личные увлечения (причем их список на порядок превышает перечень мест работы), полное "досье" на всех родственников вплоть до четвертого колена, физиологические данные (рост, вес, достоинства фигуры), биометрические данные :) , перечень болезней (включая детские) и вредных привычек (очень редко, но бывает). Причем всё это - "левая" анкета, вырезанная из газеты, заполненная неразборчивым подчерком.

Впечатляет, да? Не повторяйте ошибок. Пишите кратко и по-существу. О своих достижениях лучше писать, используя глаголы совершенного типа (сделал, разработал, а не делал, разрабатывал). И ещё, попытайтесь глазами работодателя критически оценить Ваше резюме. Уверен, что после этого оно несколько изменится :) .

Немного о личных качествах

Большинство серьезных компаний, предоставляющих вакансии, отдельным разделом указывают личные качества, которыми должен обладать кандидат. Это показывает Вам, человек с какими личными качествами может справиться с данной работой (будет чувствовать себя "как рыба в воде"). Специалистами кадрового центра "Профессионал" приведен пример вакансии и разбор значений всех, казалось бы, знакомых слов.

В вакансии написано следующее: "…Энергичность, хорошие коммуникативные способности, системность мышления, креативность, здоровая амбициозность и умение работать "под давлением" обязательны. Успешный кандидат должен быть, прежде всего, стратегом, который умеет работать в команде и находить новые нестандартные решения проблем…"

  • Энергичность - подразумевает не только наличие огромного запаса "бешеной" энергии, но и умение правильно распорядиться ей и заразить этой энергией других.
  • Коммуникативные способности - это не "умение общаться с людьми", это не общительность вообще (хотя, справедливости ради, стоит заметить, что "общительность" входит в "коммуникативные способности"). Что мы коммуникатируем друг другу, прежде всего? Информацию, информацию и еще раз информацию. Таким образом, в бизнесе, человек, который обладает хорошими коммуникативными способностями - это человек, который умеет правильно распоряжаться полученной информацией: он САМ пишет отчеты своему начальству и всем, заинтересованным в его работе лицам, он не нагружает своих сотрудников / подчиненных ненужной (или просто лишней) для них информацией, он не теряет времени на излишнюю речевую активность, а кратко и по существу излагает суть дела или проблемы.
  • Системность мышления - это не только умение видеть во всем систему, но и умение строить ее, умение подходить к решению всех проблем системно.
  • Креативность - это творчество во всем, это умение видеть и действовать нестандартно, отлично от общепринятых стереотипов. Это действительно умение творить - идею, план, стратегию, логотип компании, поздравление сослуживцу по поводу рождения пятого внука у троюродного племянника его сводной сестры по маминой линии, наконец.
  • Здоровая амбициозность - наличие некоторого внутреннего потенциала к действию, который не дает долго сидеть на одном месте, а заставляет все время двигаться вперед и вверх, преодолевать и достигать… В отличие от нездоровых амбиций, которые основаны на пустой гордости и тщеславии ведут только в никуда, потому что человек останавливается, перестает развиваться и двигаться вперед, думая только о том, как он крут…, а тем временем наступает регресс, который все убыстряется и убыстряется.
  • Умение работать под "давлением" / Стрессоустойчивость - означает не только умение работать в жестких временных и ресурсных рамках, но и справляться с условиями окружающей нас жизни - со стрессами (которые подстерегают нас на каждом шагу), с критикой сослуживцев, если она беспочвенна, с гневом начальника (который, увы, не всегда прав, но не осознает этого), с различными домашними проблемами, которые имеют тенденцию наваливаться именно тогда, когда Вы уже на пределе сил. Все это и формирует умение работать под "давлением".

Так же специалистами кадрового центра "Профессионал" приводится комментарий к наиболее часто встречающимся личностным характеристикам:

  • Лидер / лидерские качества - не требуют особых пояснений. Хотя стоит сказать, что лидер - это, прежде всего, хороший организатор, который знает как и умеет организовывать работу всего коллектива, которые "зажигает" и вдохновляет его. Прошло уже время руководителей и "партийных лидеров", взращенных на груди бывшего Советского Союза, которые действовали авторитарными методами и боялись делегировать свои полномочия (которые и руководителями то не СТАНОВИЛИСЬ, а НАЗНАЧАЛИСЬ).
  • Хороший игрок команды - это человек, который ставит интересы коллектива выше своих личных интересов. То есть, он тот - кто скорее даст "пас", чем сам будет стремиться забить гол в ворота соперника, если он знает, что другой сделает это лучше него.
  • Ориентация на успех - человек, который обладает данным качеством, будет стремиться довести все начатые дела именно до победного конца. Для него не приемлема "ничья" или 2-е или 3-и места. В отличие от человека, ориентированного на результат, который может смириться с любым не отрицательным результатом (а иногда и с не положительным, мотивируя это тем, что это тоже результат).
  • Умение РАЗРЕШАТЬ проблемы (не путать с Умением РЕШАТЬ проблемы) - очень важное качество, которое показывает, что человек имеет конструктивный подход ко всему, ведь разрешить проблему это не то же самое, что решать ее.
  • Устойчивость к неопределенности / неясности ситуации - это способность человека принимать решения в рамках рыночной асимметрии информации, то есть, попросту говоря, когда не представляется возможным собрать или получить всю необходимую информация для принятия того или иного решения, причем решения, от которого зависит деятельность отдела, департамента, компании, наконец. Данное качество очень важно для человека, который хочет стать топменеджером компании.
  • Time Management - это навыки планирования и управления собственным временем. Если Вы не обладаете этим качеством и не стремитесь его выработать, то в бизнесе Вам делать нечего.

Интервью

Итак, резюме составлено, отправлено и пришло приглашение на собеседование (интервью). Не стоит вводить себя в заблуждение тем, что раз заинтересовало резюме, значит уже одной ногой на новой работе. Самое главное - это интервью.

Цель интервью - установление общего языка между соискателем и работодателем. Задача соискателя - произвести благоприятное впечатление. Вопрос - как это сделать?

Для начала необходимо точно выяснить расположение организации, куда Вам предстоит направиться, какими видами транспорта туда можно добраться. Следует так же принять во внимание форс-мажорные обстоятельства, которые потенциально могут возникнуть (пробки, переполненный транспорт и т.п.). Желательно прибыть на место на 5-10 минут раньше намеченного срока. Одеться, желательно, в деловом стиле, даже если в данной организации нет строгих правил на этот счет.

Не менее важно навести справки относительно рода деятельности фирмы, куда Вы идете (род деятельности, виды продукции и места её реализации, отзывы прессы, перспективы отрасли, к которой принадлежит данная организация). Это, в последствии, поможет обосновать Ваше стремление попасть на работу именно в эту фирму. Заблаговременно стоит обдумать ответы на вопросы, которые наверняка Вам зададут. Идя на собеседование, не стоит забывать документы, подтверждающие Вашу квалификацию.

Итак, Вы выполнили всё вышеперечисленное, и сейчас находитесь на месте. Что делать дальше? Первое, что необходимо сделать - успокоить себя! Ничего страшного в ближайшее время не произойдёт. Не стоит смущаться того, что вокруг ни единой знакомой души, а иногда кажется, что Вы находитесь в тылу врага :) . Вокруг Вас всего лишь люди, такие же люди, как и Вы, и они точно так же проходили это собеседование. Убедил! Идём дальше. Если Вас представят кому-либо, то не нужно показывать свою огромную физическую силу, не нужно жать руку незнакомому человеку так, чтобы кости побелели, а его лицо исказилось от боли (это особенно парней касается). Вы, прежде всего, образованный человек с высокой культурой, и вести себя стоит соответствующим образом. Всегда будьте вежливы, доброжелательны и отзывчивы (даже если у Вас плохое настроение) - с добродушным человеком приятнее общаться, нежели с грубияном или "отмороженным".

Во время разговора смотреть лучше в глаза собеседнику, а не исследовать пол или потолок в комнате. Человек, отводящий взгляд, обычно либо неуверен в себе, либо что-то скрывает. Но, конечно, не стоит доводить до крайности - не нужно пожирать взглядом своего собеседника. Не стоит спорить с собеседником и, тем более, насаждать ему своё мнение - так делает только тот, кто уважает только себя, и никого больше.

Во время разговора внимательно слушайте. Следите за направлением беседы. В Ваших интересах сообщить интервьюеру всё, что говорит в Вашу пользу. Ответы на вопросы желательно строить так, чтобы при минимальном количестве слов они максимально полно отвечали на поставленный вопрос (кстати, жестикуляция сейчас не в моде). Постарайтесь избегать шаблонных ответов. Даже если Вы ответите "да" или "нет", то постарайтесь объяснить как, почему и зачем. Отсутствие штампов производит благоприятное впечатление.

Подытоживая сказанное

Чтобы немного облегчить Вам поиск примеров составления резюме, я нашел некоторую подборку примеров.

Пример №1 (.rtf)

Пример №2 (.rtf)

Пример №3 (.rtf)

Пример №4 (.rtf)

Пример №5 (.rtf)

Пример №6 (.rtf)

Полезные ссылочки

  • Mem.com.ru-кладезь рекомендаций по составлению бумажного и электронного резюме, сопроводительных писем к резюме, полезные ссылки.
  • WebIT.ru-источник некоторых рекомендаций и примеров резюме.
  • Центр карьеры для студентов, Харьков. Советы по составлению резюме и прохождению собеседования.
  • Кадровое агенство "Профессионал", Донецк. Много полезной информации по тому, как найти себе подходящую работу и как устроиться туда работать.