ШАХМАТЫ
1. Предисловие

Почему я решила выбрать темой своего индивидуального задания шахматы? Не знаю, вероятно, потому что эта игра - одно из моих любимых хобби, но в то же время, как ни обидно, а  "мода" на эту прекрасную игру, можно сказать, настоящее искусство и отличную тренировку мысли, прошла! Сменилась более новыми, не спорю, возможно, куда более прогрессивными и не менее интересными увлечениями.  Но поскольку шахматы всегда были и остаются, на мой взгляд, самой интеллектуальной игрой всех времен и народов, а все меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, хотелось бы посвятить страничку своего сайта именно им.
К своему сожалению, никогда не играла в шахматы на профессиональном уровне, наверное, потому что отдавалось предпочтение, в частности, моими родителями более "прозаичным" вещам, таким как изучение иностранных языков, что, вероятно, и правильно. Но тем не менее, в нашей семье сложилась традиция долгими зимними (и не только) вечерами проводить свободное время именно за этой игрой. Что немало удивительно, шахматы - игра семейная, но исключительно по мужской линии, начиная с моего прадеда. Но ввиду отсутствия правнука, ничего не оставалось делать прадеду, как в возрасте 5 лет обучить правнучку всем азам буквально священного действа - игры в шахматы.

1. Предисловие.
2. Шахматы. История возникновения шахмат.
3. Правила игры в шахматы.
4. Заключение.
5. Материалы.

2. Шахматы. История возникновения шахмат

Шахматы (от перс. «шах мат» — властитель умер) - игра 32 фигурами (по 16 — белого и черного цвета) на 64-кпеточной доске для двух партнеров. Цель — поставить мат королю противника. Родина шахмат — Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 вв. В Международной шахматной федерации ФИДЕ (РГОЕ; основана в 1924) ок. 160 стран (1999).

Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Используется в качестве модели научных исследований в ЭВМ, психологии и педагогике. Тесно связана в своем историческом развитии со многими областями культуры.

По свидетельству археологических раскопок — игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э.
Древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем назьшаться «чатурраджа» — игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета — черный, красный, желтый и зеленый. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 — начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; играли два соперника. Цель игры — поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума». В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление, способствовало распространению игры. Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами — Ал-А дли и др. — были выходцы из Средней Азии — Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-^-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.

Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу — Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. С арабским периодом связано и появление так назьшаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе. В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.




 
 
3. Правила игры в шахматы

3.1 Характер и цели игры в шахматы
Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.
Цель каждого игрока — атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать “взятия” короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.
Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

3.2 Начальная позиция фигур на шахматной доске

Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых (“белые” поля) и темных (“черные” поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур (“белые”); другой – 16 темных фигур (“черные”).
Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:
Белый король
Белый ферзь
Две белые ладьи
Два белых слона
Два белых коня
Восемь белых пешек
Черный король
Черный ферзь
Две черные ладьи
Два черных слона
Два черных коня
Восемь черных пешек

Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:
















Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

3.3 Ходы фигур

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8:

Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.










Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.










Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.










Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.
Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
- с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или
- пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.










Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”.











Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.










Король может перемещаться двумя различными путями:
- ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.










- “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Слева вверху - положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг.
Справа вверху - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг




















Слева внизу - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
Справа внизу - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

Рокировка становится невозможной:
- если король уже ходил, или
- с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:
- если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
- если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

Считается, что король находится “под шахом”, если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

3.4 Выполнение ходов

Каждый ход должен делаться только одной рукой.

При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав “поправляю”).

В других случаях, кроме приведенных в Статье 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске:
- одной или более своих фигур, он должен или сделать ход первой тронутой фигурой, если такой ход возможен, или
- одной или более фигур партнера, он должен первой взять первую тронутую фигуру партнера, взятие которой возможно.
- одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.
Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается
Если игрок, намеревающийся рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход.

Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером правил игры, как только он намеренно коснется фигуры.

Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования к игре полностью выполнены.

3.5 Законченная партия

Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом.

Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру.

Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась “патом”. Это немедленно заканчивает игру, если патовая позиция была достигнута возможным ходом

Партия считается закончившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута возможным ходом;

Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно заканчивает партию.

Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды.

Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.




5. Материалы:

Материалы взяты с сайтов:
http://sport.kharkov.ua/chess
http://chess.vl.ru/
http://www.bs-chess.com
http://www.asjoker.zoo.by/gallery.htm
http://www.pc.com.ua/art/rus/galery_chess.htm
http://suvenir-2003.narod.ru/prod02.htm
 
4. Заключение

Не знаю, пробудила ли эта страничка какой-либо интерес у читателя, но бесконечно бы хотелось верить в это. Ведь шахматы...не знаю, возможно, это мое субъективное мнение, но развитие дают колоссальное. Особенно это актуально в совсем юном возрасте, когда дети преимущественно увлекаются компьютерными играми, неотрывно сидят у телевизоров, либо бесцельно снуют по улицам города. И, могу сказать, что имея полномочия министра образования, неприменно ввела бы шахматы в обязательную школьную программу в факультативном порядке.
 
 
 
Имя: Белоус Анастасия Владимировна
Группа: ЗК–01
Тема работы: "Исследование института кондоминиума в Украине"
Руководитель: доц.,к.т.н. Митрофанова Е.И.


Магистр ДонНТУ Белоус Анастасия Владимировна