Существует около 30 различных видов игры в бильярд. Можно разделить их на четыре больших групп: русский бильярд, пул, снукер и карамболь.
Русский бильярда
ОБЩИЕ ПРАВИЛА: Удар по битку - должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.
Розыгрыш начального удара - право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.
Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.
Расстановка шаров - перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.
Начальный удар ("С руки и из дома") - при выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.
Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.
Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
Сыгранные шары - шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.
Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.
Выскочившие шары - выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.
Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
В начало
ПУЛ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
Розыгрыш начала удара - Шар становится в " доме" по разные стороны передней отметки. Каждый игрок пускает шар вперед так, чтобы после отражения от дальнего короткого борта он возвратился обратно. Чей шар остановился ближе к борту, тот выбирает, кому начинать игру. Если шары встали одинаково - розыгрыш повторяется. При попадании шара в любую лузу, или на половину противника, или при касании борта право выбора переходит к другому игроку.
Начало игры и игра - белый шар (в дальнейшем - "биток") устанавливается на "линии". При разбитии "пирамиды" не менее четырех шаров должно коснуться бортов. В противном случае право выбора разбития переходит к противнику:
- восстанавливаются первоначальная позиция;
- противник принимает позицию.
Если при разбитии "пирамиды" упал в лузу любой шар, кроме белого или черного, игрок продолжает играть, причем стол считается открытым.
Если при разбитии ни один шар не "сыграл", право удара переходит к сопернику, который играет любые шары до определения своего цвета. При попадании в лузу битка с разбития, соперник:
- после установки шаров на исходную позицию сам производит удар;
- ставит биток в "дом" и производит удар "с руки" по любым шарам в дальние и средние лузы.
Удары, за которые защитывается фол (ошибка)
- биток не коснулся ни одного своего шара
- не было касания борта битком или играемыми шарами, после соударения шаров
- попадание битка в лузу
- удар по ошибке выполнен не своим шаром
- удар произведен во время движения шаров, после предыдущего удара
- во время удара игрок отрывает обе ноги от пола
- забит только шар (шары) противника
Первый прицельный шар - Игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента. Если вначале биток все же коснулся битка соперника, то это квалифицируется как ошибка и серия играющего заканчивается, а набранное очко не зачитывается (исключение: игра карамболь с четыремя шарами). При всех последующих ударах последовательность контактов с красным (или розовым в игре карамболь с четыремя шарами) и белым шарами не имеет значения. При всех последующих ударах в качестве первого прицельного шара можно выбирать и красный (или розовый в игре карамболь с четыремя шарами) шар, и биток оппонента. (Исключение красный шар).
В начало
Снукер
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
В "снукер" играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами - 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета.
На одном столе в "снукер" можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок.
Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета: пятнадцать красных шаров - по одному очку каждый, один желтый - по 2 очка, один зеленый - 3 очка, один коричневый -4 очка, один синий - 5 очков, один розовый - 6 очков, один черный - 7 очков. Белый шар - это биток. Только им можно бить по остальным шарам.
Игра проводится на обычном бильярдном столе, который нужно подготовить для "снукера". Через середину одной половины стола по линейке мелом прочерчивается поперек жирная линия. Затем нужно полукругом отметить зону "дома" для битка. Радиусом должна быть треть расстояния от линии до ближайшего узкого края стола. Ровный полукруг можно легко нарисовать при помощи тонкой веревочки. Ее нужно сложить пополам, в петлю просунуть кусочек мела, а концы прижать к середине прямой линии. Шары расставляются, как показано на рисунке.
Для удобства установки пирамиды в середине верхней части стола - так называется сторона, противоположная "дому", - можно прочертить мелом по бортам три черточки.
Разбивающий пирамиду может поставить биток на любом месте в зоне дома - там, откуда удобнее бить. Первым ударом он должен сыграть только красный шар, а если заденет за какой-нибудь другой, то ему засчитывается ошибка и списываются очки в зависимости от ценности затронутого шара. Самым первым ударом важно не только удачно разбить пирамиду, но и отогнать биток как можно дальше от нее, создавая другому игроку позицию посложней.
Шары кладутся в любую из шести луз. За уложенный красный шар засчитывается одно очко. После этого бильярдист имеет право удара по любому цветному шару (цветными называются все шары, кроме красных и битка). Если начинающий игрок более уверен в каком-нибудь шаре, то может бить и красный - один, другой, а потом, подогнав биток к цветному, уложить его в одну из луз. Нужно твердо запомнить, что перед каждым цветным шаром должен быть забит красный. Асы бильярда иногда усложняют игру тем правилом, что после красного можно играть только цветной шар. Такая тактика всегда помогает набирать "крупные серии". (Сумма выигранных очков, в течение одной очереди называется серией.) Вот какая может получиться серия, если было уложено в лузу несколько шаров: красный (1 очко), зеленый (3 очка), снова красный (1 очко), розовый (6 очков), красный (1 очко), синий (5 очков) и так далее.
Первая часть игры кончается, когда все красные шары забиты в лузы. Теперь правила по отношению к цветным шарам становятся более строгими: их надо класть в лузу в порядке их ценности, начиная с желтого. Забив желтый, можно класть зеленый, затем коричневый, синий, розовый, черный. Уложенные таким образом в лузы цветные шары в игре больше не участвуют. Однако, если был сделан неправильный удар, - бильярдист совершил ошибку при ударе, - цветной шар выставляется на свою основную позицию.
Игра подходит к завершению, когда на столе остаются лишь два шара: "последний черный" и биток. Бывает, что у партнеров примерно равное количество очков, поэтому все решают эти семь очков за черный шар. Когда сыгран "последний черный" или совершена ошибка, игра заканчивается. Редко, но может случиться и ничья. В этом случае для определения выигрыша разыгрывается повторение "последнего черного". Черный шар выставляется на свое место и по нему играют битком из дома.
В начало
Карамболь
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
Используемые шары - два белых и один красный шар. У каждого игрока свой белый шар, который служит битком при выполнении удара, в то время как красный шар никогда не используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить битки, один из них помечен двумя или тремя точками. Примечание: в игре карамболь с четыремя шарами используется четыре шара.
Розыгрыш начального удара (раскат) - красный шар выставляется на заднюю отметку (исключение: игра карамболь с четыремя шарами). Удар производится с руки из-за передней линии. Один игрок становится слева, другой — справа по отношению к передней отметке. Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту. Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии. Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание, за исключением перечисленных ниже. Раскат считается автоматически проигранным если:
- шар переместился на половину стола противника;
- шар ни разу не коснулся заднего борта;
- шар выскочил за пределы стола или шар коснулся красного шара.
Расстановка шаров - красный шар выставляется на заднюю отметку; биток игрока, проигравшего раскат, — на переднюю отметку. Биток игрока, выполняющего начальный удар, должен быть расположен на передней линии на расстоянии не более шести дюймов от передней отметки (относительно центра битка). (Примечание: в игре карамболь с четыремя шарами используется иная схема расстановки шаров).
Первый прицельный шар - игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента. Если вначале биток все же коснулся битка соперника, то это квалифицируется как ошибка и серия играющего заканчивается, а набранное очко не зачитывается (исключение: игра карамболь с четыремя шарами). При всех последующих ударах последовательность контактов с красным (или розовым в игре карамболь с четыремя шарами) и белым шарами не имеет значения. При всех последующих ударах в качестве первого прицельного шара можно выбирать и красный (или розовый в игре карамболь с четыремя шарами) шар, и биток оппонента. (Исключение красный шар).
Завершение удара - Удар не завершен (как следствие, не засчитан) до тех пор, пока все шары на столе не остановятся (в том числе вращающиеся на месте).
Бильярд
История бильярда
Виды бильярда
Технология игры
Что дает человеку бильярд как вид спорта?
Источники материала
В начало
|