Индивидуальное задание

Автор: магистр ДонНТУ Поставная Татьяна Александровна

           В качестве индивидуального задания выбрана тема: "Моделирование бизнес-процессов в банке".
           В последние годы банковская сфера Украины развивается стремительными темпами, о чем свидетельствует значительный рост количества банков как с участием иностранного капитала, так и без него. Растет сеть банков, значительно ужесточается конкурентная борьба, особенно актуальными становятся вопросы, связанные с оптимизацией бизнес-процессов, протекающих в банке.
           С целью решения данной проблемы мною разработана диаграмма IDEF0, характеризующая один из основных бизнес-процессов банка: "Дистанционное управление филиалами".

Подробнее>>




Бизнес-процессы в банке

1. Конструктивная модель

           Конструктивная модель представляет собой укрупненную диаграмму самого верхнего уровня.
           Построение данной диаграммы обусловлено необходимостью организовать работу филиалов банка посредством формирования управленческих решений. На формирование управленческих решений влияют внутренние нормативные документы. Содействуют их формированию аналитики головного офиса и филиала.
Конструктивная модель

2. Декомпозиция 1-го уровня

           Декомпозиция позволяет более детально раскрыть предметную область и наглядно представить движение информации внутри банка, что позволит скорректировать и оптимизировать ее перемещение.
           Потребность в управлении работой филиала послужила толчком к разработке методики управления филиалом. В соответствии с данной методикой разработана методика анализа работы филиала, которая предусматривает сбор информации о результатах работы филиала, ее обработку и формирование отчетности.
Декомпозиция 1-го уровня

3. Декомпозиция 2-го уровня

           Данная декомпозиция более детально раскрывает блок "Собрать и обработать данные".
           Результаты работы филиала обрабатываются в разрезе основных групп, также предусмотрен специализированный анализ (выполняется единоразово). Все полученные данные консолидируются в общий отчет.
Декомпозиция 2-го уровня

4. Декомпозиция 3-го уровня

           Данная декомпозиция более детально раскрывает блок "Обработать данные в разрезе основных групп".
           Проводится анализ в разрезе следующих показателей:
  • кредитный портфель;
  • пассивы;
  • процентный доход;
  • комиссионный доход;
  • клиентская база.
Декомпозиция 3-го уровня

5. Декомпозиция 4-го уровня

           Данная декомпозиция более детально раскрывает блок "Проанализировать клиентскую базу филиалов".
           В рамках анализа клиентской базы выделяют пользователей:
  • ссудных операций;
  • документарных операций;
  • ценных бумаг.
           Помимо выделяют "активных" клиентов и "спящих".
Декомпозиция 4-го уровня

6. Декомпозиция 5-го уровня

           Данная декомпозиция более детально раскрывает блок "Обработать пользователей ссудных операций".
           Проводится анализ в разрезе следующих показателей:
  • процентный доход;
  • комиссионный доход;
  • доход от размещения депозитов (косвенный доход).
           Помимо этого проводится оценка комплексной доходности клиента, которая является наиболее информативной и объективной, поскольку учитывает весь доход, получаемый от обслуживания клиента.
Декомпозиция 5-го уровня

7. Декомпозиция 6-го уровня

           Данная декомпозиция более детально раскрывает блок "Проанализировать комплексную доходность клиентов".
           Комплексная доходность включает в себя:
  • процентный доход;
  • комиссионный доход;
  • доход от размещения депозитов (косвенный доход).
           Данная оценка проводится в разрезе каждого клиента банка, что позволяет сформировать группу клиентов, приносящих основной доход банку. Используя комплексную доходность клиентов, можно варьировать тарифы на различные потребляемые услуги, однако при этом общий доход от обслуживания будет оставаться на требуемом уровне.
Декомпозиция 6-го уровня

Выводы и рекомендации

           Приведенная модель отображает укрупненную схему бизнес-процесса. Однако даже она позволяет заметить существенные недостатки в сборе информации, которая проходит двукратный анализ (в филиале и головном офисе), что является нецелесообразным. С целью устранения данного недостатка необходимо осуществлять анализ непосредственно в головном офисе и направлять его в филиалы.
           В последующем данная диаграмма будет расширяться и дорабатываться, что позволит более детально проанализировать все тонкости и особенности данного бизнес-процесса.