Кулинченко Виктория Александровна

Английский


ДонНТУ >   

Портал магистров ДонНТУ >  


Биография

Библиотека

Ссылки


Отчет о поиске

Индивидуальное задание


E-mail:kylinchenko-vika@rambler.ru

Факультет:

Горно-геологический

Специальность:

Землеустройство и кадастр

Тема магистерской работы:

Исследование технологий дистанционного обучения студентов на примере курса "Кадастр"

Научный руководитель:

Доцент кафедры геоинформатики и геодезии, к.т.н.
Петрушин Александр Геннадиевич
  

Автореферат

Основой обучения в будущем может стать дистантно-традиционная форма,
которая создана на базе существующей очно - заочной.
И на этой основе наиболее вероятно формирование региональных мегауниверситетов.
проф. А.А. Минаев, ректор ДонНТУ [1]

Содержание работы

1 Общие сведения о работе
1.1 Актуальность
1.2 Цель и задачи работы
1.3 Практическая ценность
2 Обзорная информация по работе
3 Заключительная часть
3.1 Обзор имеющихся и планируемых результатов
3.2 Резюме
3.3 Литература

1 Общие сведения о работе

1.1 Актуальность

Конец XX-го - начало XXI-го века характеризуется бурным развитием компьютерных, телекоммуникационных и Интернет- технологий (ИТ). Стремительное развитие этого направления, безусловно, кардинально повлияло на многие отрасли человеческой деятельности.
Оно дало возможность перейти от локальной модели взаимоотношений между людьми к распределенной дистанционной, при использовании которой возможно общение пользователей на значительном удалении друг от друга. Одной из таких сфер деятельности, использующей все преимущества современных ИТ, является образование, которое благодаря Интернет-технологиям получило возможность стать дистанционным [2].
В Интернете можно найти множество трактовок дистанционного (дистантного) обучения (далее ДО). Но все они сходятся в одном: ДО - это целенаправленный процесс обучения, при котором обучаемый и обучающий (его еще часто называют "тьютор") пространственно удалены друг от друга и взаимодействуют при помощи компьютерных телекоммуникационных технологий, Интернета или печатных носителей информации.
На анимации представлена упрощенная схема процесса ДО.

Упрощенная схема процесса дистанционного обучения Анимация - Упрощенная схема процесса дистанционного обучения (количество кадров - 5, количество повторений - 5, задержка изображений 3 секунды, размер 433*294, 28 кб)

В последние годы ДО является распространенной и бурно развивающейся формой обучения в экономически развитых странах (США, страны ЕС). Появилось оно и в Украине, но в силу социально-экономических причин наше государство значительно отстает в данной сфере деятельности. Развитие ДО в Украине в данное время является очень актуальной и перспективной задачей. Этому способствует ряд объективных причин, основные из которых приведены ниже.
  1. ДО имеет широчайшую сферу применения. Оно может быть использовано:

    • для получения высшего или второго высшего образования с дипломом государственного образца (дистанционное образование);
    • для восполнения пробелов в знаниях или для обучения по определенным дисциплинам школьников, студентов, сотрудников предприятий;
    • для повышения квалификации кадров и их переквалификации с выдачей соответствующих свидетельств (сертификатов);
    • для самообучения и непрерывного обучения граждан.
  2. ДО оптимально сочетает в себе экономическую и образовательную эффективность.
    Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни [3].
    Снижаются затраты предприятий на обучение (командировочные расходы, оплата работы преподавателей, аренда помещения, затраты на приобретение учебных и вспомогательных материалов и др.). По оценке аналитиков Gartner Group, многие компании отдают предпочтение дистанционному интерактивному обучению не потому, что оно лучше, чем традиционные методы, а потому, что оно дешевле и в большей степени поддается оценке [4].

  3. ДО является максимально ориентированной на обучаемого формой обучения. Обучение происходит в удобное для него время, в удобном месте (необходимо лишь наличие компьютера, подключенного к Интернету) и в удобном темпе. Благодаря этому ДО является очень привлекательным для работающего населения.

  4. Развитие ДО способствует международной интеграции в образовании. Усиливается конкуренция на мировом рынке образовательных услуг, где ДО уже заняло свою нишу. Если в нашей стране не развивать данное направление, то потенциальный потребитель такого обучения будет удовлетворять свои потребности у зарубежных производителей. Тем более, как было сказано выше, для ДО пространственная удаленность обучаемого и обучающего легко преодолима.

1.2 Цель и задачи работы

Целью магистерской работы является исследование методов и технологий дистанционного обучения и способов его организации, а также разработка дистанционного курса по дисциплине "Кадастр". Задачи данной работы:
  • изучить ДО в различных аспектах (социальный, мировоззренческий, теоретико-методологический, юридический, финансово-экономический, дидактический, технологический);

  • исследовать современные методы и технологии ДО;

  • исследовать курс "Кадастр" с точки зрения ДО и структурировать его необходимым образом;

  • проанализировать имеющиеся методы и обоснованно выбрать наиболее оптимальные для реализации дистанционного курса "Кадастр";

  • разработать систему дистанционного обучения с блоком контроля знаний, включающую курс "Кадастр";

  • апробировать курс и проанализировать полученные результаты.

1.3 Практическая ценность

Исходя из всего вышесказанного ясно, что идея о ДО не нова. Эта перспективная форма обучения уже второй десяток лет триумфально шествует по миру и во многих развитых странах является альтернативой традиционному заочному и даже очному обучению. В Украине так же с каждым годом появляется все больше и больше центров ДО. Однако детальный анализ показывает, что далеко не все сферы знания в нашем государстве нашли отражение в системах дистантного обучения. Среди них и дисциплина "Кадастр". Поиск дистанционного курса "Кадастр" по Украине на май 2007 г. не дал никаких результатов. Поэтому разработка дистанционного курса "Кадастр" будет осуществляться впервые.
Практическая ценность данной работы очевидна. Дистанционный курс "Кадастр" планируется использовать на кафедре "геодезии и геоинформатики" в качестве дополнительного источника информации по одноименной дисциплине, а также для контроля знаний студентов. Кроме этого предполагается возможность добавления других курсов в разрабатываемой системы ДО, что позволит расширить ее практическое применение.

2 Обзорная информация по работе

Проблема ДО широко исследуется во всем мире. Для того чтобы провести обзор существующих исследований и разработок по данному вопросу, проанализируем сначала подходы к созданию систем ДО.
В процессе анализа научной, учебно-педагогической и учебной литературы, нормативно-правовых документов, а также журнальных статей, касающихся проблемы ДО, было установлено, что данный вид обучения включает в себя следующие виды обеспечения.
  1. Программное - сетевые системные программы, компьютерные обучающие программы, инструментальные среды для создания обучающих программ.
  2. Техническое - персональные ЭВМ для организации сервера, персональные и сетевые компьютеры.
  3. Информационное - конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и магнитных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам.
  4. Методическое - методики, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  5. Организационное - нормативные документы государства и организации, определяющие структуру организации, которая ведет дистанционное обучение [4].
Проанализируем методы ДО как различные виды организации программно-технического и информационного обеспечения. При этом не будем рассматривать морально устаревшие методы ДО, такие как почтовая переписка, рассылка печатных изданий и др. бумажных носителей.
Все методы ведения дистантного обучения можно разделить на две основные группы:
  1. Интерактивные методы - это методы, поддерживающие двухсторонний диалог между преподавателями и учащимися, цель которого помочь каждому учащемуся преобразовать информацию общего характера в личное знание [5].
  2. Не интерактивные методы - методы, направленные на самостоятельное, автономное изучение материалов и ресурсов курса.
Наиболее часто успешно используются комбинации этих методов, включающие различные вариации интерактивных и не интерактивных элементов.
Использование интерактивных (коммуникационных) методов ДО предпочтительнее и эффективнее, так как оно дает возможность обучаемому получать консультации у тьютора, а тьютору - контролировать процесс обучения. Однако внедрение коммуникационных методов ДО сопровождается большими расходами.
В таблице приведена классификация методов ДО по интерактивности.

Таблица - Классификация методов ДО

Интерактивные методы Не интерактивные методы
Синхронные технологии Телефония, аудиоконференции, аудиографические конференции, видеоконференции, телеконференции (on-line), многопользовательские объектно-ориентированные среды Учебное телевидение, гипертекст, средства компьютерного обучение (в том числе виртуальная реальность), дидактические аудио и видео учебные материалы
Асинхронные технологии Электронная почта,Телеконференции (off-line)
Комбинированные технологии Мультимедийные стационарные конференции, интегрированные Веб-среды

Коммуникационные технологии, используемые для поддержки взаимодействия в дистанционном образовании, могут быть разделены на две широкие категории:

  • Асинхронные (или отсроченные) технологии, которые не требуют, чтобы участники взаимодействия были представлены одновременно…
  • " Синхронные (в реальном времени) технологии, которые предполагают, что участники вступают во взаимодействие в одно и то же время, как правило, заранее запланированное [6].
Часто можно встретить комбинацию синхронных и асинхронных технологий.
Рассмотрим более подробно наиболее распространенные методы ДО.

1. Телеконференции. Одним из современных инструментов ДО, обеспечивающий высокую интерактивность процесса общения тьютора и обучаемых, является телеконференция.
Телеконференция - мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью технологии телеконференций. Телеконференция осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей [7].
Подобная технология освобождает преподавателя от необходимости взаимодействия с каждым учеником индивидуально и позволяет организовать коллективную работу обучающихся. Телеконференции могут проходить в форме переписки по электронной почте (режим off-line) или в реальном времени (режим on-line). В первом случае сообщения направляются получателям в соответствии со списком рассылки телеконференции. Во втором случае для реализации телеконференции необходимо использовать специальное программное обеспечение, а сама телеконференция состоит в обмене текстовыми сообщениями в реальном времени, которые практически мгновенно отображаются на экранах компьютеров всех участников телеконференции. В настоящее время указанное программное обеспечение достаточно редко встречается в виде отдельного продукта. Как правило, оно входит в качестве одного из элементов в состав интегрированных телекоммуникационных приложений, таких, например, как FirstClass Intranet Server, NetMeeting и т.п. [8].
В зависимости от необходимого характера и степени интерактивности и сложности используемых технологий, системы телеконференций классифицируются следующим образом:

  • компьютерные телеконференции;
  • аудио телеконференции;
  • аудио-графические телеконференции;
  • телеконференции аудио плюс медленный телевизионный просмотр;
  • телеконференции с односторонним видео и двусторонним аудиодиалогом;
  • телеконференции с двусторонним видеодиалогом.
Компьютерные телеконференции происходят в ситуации, когда компьютерные терминалы, установленные в местах нахождения участников, обмениваются между собой информацией в реальном времени… Аудио телеконференции ... предоставляют возможность живого разговора между участниками, находящимися в различных местах, или через общественную телефонную сеть, или через специальную микроволновую/спутниковую связь. Аудиографические телеконференции и аудио- телеконференции плюс медленный телевизионный просмотр являются продвинутыми вариантами аудио телеконференций, при которых наряду с обменом аудио информацией, возможен обмен компьютерной графикой и фотографиями, полученными с помощью видеокамеры.
Телеконференции с двусторонним видео диалогом являются наиболее сложными, они позволяют наряду с аудио диалогом двусторонний обмен изображениями между участниками. Это наиболее приближено к прямому личному общению. В связи с тем, что передача видео информации в реальном времени требует широкой полосы пропускания, эта форма телеконференций является самой дорогостоящей. Более дешевой альтернативой двусторонней видео телеконференции являются телеконференции с односторонним видео и двусторонним аудио диалогом, при которых лишь главный участок ("педагогический терминал" в случае применения в дистанционном образовании) имеет возможность посылать видео информацию другим участникам. Другие участники ("учебные терминалы") могут получать эту видео информацию вместе с аудио информацией, но сами в свою очередь могут посылать лишь аудио информацию со своих участков педагогическому терминалу [9].
Телекоммуникационные проекты находят в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира. В развитых индустриальных и развивающихся странах телекоммуникационные проекты стали органичной частью учебного процесса в школах и университетах. Так, в Великобритании телекоммуникационной сетью Janet охвачены все университеты и научные центры системы образования страны. Специальный школьный проект "Campus 2000" (Кембриджский Университет) охватывает около 2000 школ Великобритании и других стран.
Ассоциация Международного образования (Россия), обладая солидной базой данных по дистанционному обучению, предлагает свои услуги по различным программам дистанционного обучения в разных областях знания (от дошкольного обучения до подготовки и переподготовки кадров).
Американский Национальный Центр AT&T по телеобучению (дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций), основанный в 1985 году, не только организует курсы дистанционного обучения, специальные семинары, демонстрации последних технологий в области телеобучения, но и проводит исследования по определению эффективности такого дистанционного обучения в сравнении с очным обучением. Телекоммуникационные сети Internet, CompuServe, др. предоставляют возможность организовать совместную работу школьников, учителей, студентов практически всех стран мира. Связь может осуществляться с помощью модема либо по традиционным телефонным линиям, либо посредством спутниковой связи… Широко используются телекоммуникации в школьном образовании в США, Финляндии, Канаде, Австралии, Японии, Израиле, Швеции, многих других странах [10].
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента разработал систему дифференцированного Интернет-обучения "ГЕКАДЕМ". Она позволяет обеспечить современный уровень обучения в учебных заведениях и учебных центрах на основе применения современных телекоммуникаций и информационных технологий [11].
Среди учебных заведений, использующих телеконференции в ДО, можно назвать: Сумской государственный университет, Московский технический университет связи и информатики, Западный губернаторский университет (США).
Проблемы проведения телеконференции.
В зависимости от степени интерактивности и сложности используемых технологий, системы телеконференций имеют различные проблемы технического характера. В общем случае при проведении телеконференций возникают такие же технические проблемы, как и при проведении видеоконференций. Подробно эти проблемы будут описаны в следующем разделе.
Кроме проблем технического характера, на пути телеконференций возникают и дидактические сложности. Одна из них - контроль за деятельностью каждого обучаемого в процессе обучения.

2. Системы компьютерной видеоконференцсвязи (КВКС). Для понимания данного вопроса необходимо ознакомится с терминами.
Видеоконференция - телеконференция, обеспечивающая передачу аудиоинформации, изображений и видеофильмов. Видеоконференция использует технологию видеоконференцcвязи.
Видеоконференцсвязь - услуга, предоставляемая операторами электросвязи и компьютерных сетей и обеспечивающая обмен аудио- и видео-информацией в режиме реального времени между участниками территориально распределенной группы [7].
Главная особенность систем КВКС, которая предопределила интерес к их практическому использованию в дистанционном обучении, состоит в возможности реализации визуального интерактивного общения…
Возможность естественного общения друг с другом, включая не только диалог "faсe-to-faсe", но и совместную работу над учебными материалами, просмотр графических материалов и различных предметов, относящихся к теме беседы, видеовставок, репортажей (в том числе передаваемых непосредственно во время телеконференций) - все это определяет существенные преимущества КВКС по сравнению с другими видами дистанционных контактов [12].
Ключевую роль при проведении видеоконференций играет координатор. От него зависит успех всей конференции.
Примерами наиболее часто используемых систем КВКС в Интернет являются Microsoft NetMeeting, Enhanced CU-SeeMe (White Pine Software) и т.п…. Можно выделить семь основных функций совместной работы, реализуемых в современных системах КВКС:

  • обмен аудиоинформацией;
  • обмен видеоинформацией;
  • виртуальная аудиторная доска;
  • дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры;
  • пересылка файлов;
  • совместное использование прикладных программ;
  • проведение многосторонних конференций [8].
Разработками систем ДО, базирующихся на КВКС, в России занимается компания "Стел-Компьютерные системы", продукт ее деятельности - программный комплекс STELLUS.
Еще одним крупным, разработчиком систем ДО на базе КВКС является российская фирма "Энвижн Груп". Она создала систему ДО для Главного технического центра ДО НИИ космических систем.
В Украине внедрением КВКС в ДО занимается компания "Дата груп", которая внедрила свой программный продукт в Межрегиональной академии управления персоналом.
Компания "Trans Digital" предоставляет свои услуги в области ДО, как разработчик систем КВКС в Украине. ns Digital" "Trans Digital"
Среди учебных заведений, использующих методы КВКС в ДО, можно назвать: Тюменский государственный университет, Санкт-Петербуржский государственный технический университет, Современный гуманитарный университет (Россия).
Проблемы КВКС.
Существуют две основные проблемы, тормозящие развитие видеоконференцсвязи, решение которых требует значительных материальных затрат.
Первая проблема состоит в пропускной способности канала связи. Аналоговые телефонные линии вполне подходят для передачи аудиосигнала, но не в состоянии обеспечить качественной трансляции потока видеоинформации. В принципе существуют системы уплотнения каналов, позволяющие решить эту проблему, но область их применения достаточно ограничена. Решить вопрос помогает широкое распространение ISDN (цифровой сети с интеграцией услуг) и глобальных IP-сетей…
Вторая проблема - скорость обработки аудио- и видеопотока, т.е. время кодирования передаваемой и декодирования получаемой информации…
Для организации конференцсвязи на высоком уровне требуется качественное оборудование на каждом рабочем месте. Решить проблему обработки информации позволяют два основных подхода - программный и аппаратный. Программный более дешевый, но ограниченный по возможностям. Он основывается на специализированном программном обеспечении, использующем для реализации алгоритмов кодирования/декодирования центральный процессор компьютера...
Второй подход включает использование специализированного аппаратного обеспечения с предустановленным на заводе программным обеспечением. Эти "законченные решения" обладают высокими качественными характеристиками, но имеют высокую стоимость. Если совместить два вышеописанных подхода, то можно получить достаточно гибкий программно-аппаратный комплекс с надлежащим качеством связи и приемлемой ценой [13].

3. Электронная почта.
Первые дистанционные курсы, были целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail. Студент, выполнив задания, отсылал результаты преподавателю опять же по E-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией в заочном образовании - однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее [14].
Электронная почта (ЭП) - это совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих передачу сообщений между компьютерами. Сообщения могут быть представлены как в форме обычных текстов, так и в нетекстовой форме (программы, графика, видео, звук), в открытом или зашифрованном виде. Время доставки письма может составлять от нескольких секунд до десятков минут и зависит, главным образом, не от расстояния, а от количества переходов из одной сети в другую в процессе доставки, а также от организации службы ЭП в той или иной сети на пути передачи сообщения. Получение электронных сообщений, а также подготовка и отправка ответов на них могут производиться в удобное для любого участника переписки время. По этой причине электронную почту относят к неинтерактивным технологиям, реализуемым в режиме "off-line", поскольку между отправлением письма и получением ответа на него обычно проходит какое-то время (несколько минут, часов, дней и т.п.). Электронная почта является одной из наиболее дешевых и сравнительно несложных телекоммуникационных технологий. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога в реальном времени.
При реализации заочно-дистанционной формы обучения ЭП может применяться для:

  • оперативной доставки необходимых учебных и учебно-методических материалов, а также административной информации обучающимся;
  • оперативной доставки выполненных домашних заданий преподавателю;
  • обратной связи между преподавателем и обучающимся ;
  • диалога между обучающимися;
  • телеконференции в режиме off-line;
  • обмена управленческой информацией внутри системы ДО (например, между преподавателями и деканатом) [8].
Электронная почта применяется в большинстве систем ДО, однако сегодня практически нет курсов, построенных исключительно на электронной почте, так как она является вспомогательным сервисом.

4. Web-обучение.
World Wide Web в перспективе может стать глобальным образовательным форумом, в пределах которого будут преподаваться и изучаться самые разнообразные учебные программы и курсы наук. Интернет в состоянии в любой момент предоставить каждому учащемуся информационно-образовательные возможности, сопоставимые с возможностями самой универсальной, совершенной и всеобъемлющей энциклопедии знаний и даже превышающие их [15].
В настоящее время основой представления текстовой информации во Всемирной паутине (WWW) является гипертекст (ГТ)…
Гипертекстовая технология заключается в том, что текст представляется как многомерный, то есть с иерархической структурой типа сети. Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи [16].
В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии - веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии включает следующие принципы:

  • свобода перемещения по тексту;
  • сжатое (реферативное) изложение информации;
  • необязательность сплошного чтения текста;
  • справочный характер информации;
  • использование перекрестных ссылок [17].
Все учебные материалы Web-курсов допускают оперативную корректировку и любые дополнения... В зависимости от своих потребностей и интересов учащийся может перемещаться в пространстве Интернета, извлекая нужную информацию из различных сайтов и пользуясь системой их перекрёстных ссылок. Web-ориентированная модель образования характеризуется полной свободой от каких бы то ни было пространственно-временных ограничений и доступностью для всех заинтересованных учащихся вне зависимости от их местонахождения [15].
Web-обучение может предусматривать не только предоставление обучаемому теоретической информации в виде гипертекста, но и осуществление контроля знаний. В этом случае наряду с ГТ осуществляется использование программных методов обучения. Такой подход является более эффективным.
Обучение при помощи Web-технологий является относительно дешевым методом и имеет высокую информативность. Недостатком данного метода обучения является его низкая интерактивность. Данный метод оптимально подходит для целей самообразования и широко используется в ДО.
Примерами системы ДО, основанной на Web-технологиях, можно считать программу "Hot Potatoes" и "Прометей".

5. Компьютеризированное (программное) обучение.
Компьютеризированное обучение объединяет преимущества, предоставляемые программным обучением (обучающие программы, тренажеры, компьютерные модели) с возможностями телекоммуникаций.
Компьютерные обучающие программы (КОПР) - это программные средства учебного назначения, используемые студентом при самостоятельном освоении учебного материала в системе дистанционного обучения.
КОПР не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе (кейсе) студента-заочника, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Так, помимо краткого изложения учебного материала, в состав КОПР по каждой дисциплине входят интерактивные иллюстрации и примеры, раскрывающие приведенные теоретические положения.
Работа студента с КОПР проводится по принципу активного диалога с привлечением возможностей мультимедиа, гипертекста, использования телекоммуникаций, а также других программных, технических и методических приемов. Эти приемы призваны компенсировать отсутствие преподавателя при самостоятельной работе студента. Действительно, при дистанционном обучении имеет место еще более ограниченный, чем при традиционном заочном обучении, контакт студента с преподавателем-консультантом (тьютором). Вместе с тем многовековой опыт учит, что для получения хорошего образования необходимы не только фундаментальные учебники, но и определенный диалог студента с преподавателем.
Поэтому при неправильных действиях студента обучающая программа вместо преподавателя выдает ему соответствующие подсказки и рекомендации. В подобных сценариях взаимодействия студента с КОПР сконцентрирован опыт преподавателя, хорошо знающего, что может вызвать затруднения у студента и какие типичные ошибки он может допустить. Тем самым преподаватель как бы участвует в процессе изучения студентом материала дисциплины [18].
Программы компьютеризированного обучения должны включать:

  • учебные материалы, представленные в интересном формате - с графикой и анимацией, чтобы обучаемый счел этот курс интересным;
  • практические упражнения и тесты для закрепления знаний;
  • моделирование задач (когда обучаемый знает о своих ошибках и уровне познания на данный момент, чтобы определить, как ему двигаться вперед);
  • бизнес-игры;
  • творческое тестирование;
  • обратную связь и закрепление [19].
В качестве примеров компьютерных обучающих программ можно привести систему электронного обучения "Sydney", "Naumen Learning", "Avanta", разработки российской компании "Физикон".

Из всего вышеуказанного можно сделать такой вывод:
ДО является образованием будщего. Существует множество методов его организации. Все методы ДО имеют как сильные, так и слабые стороны. Интегрированное использование различных методов ДО является наиболее эффективным и предпочтительным методом, позволяющим значительно повысить результативность ДО.

3 Заключительная часть

3.1 Обзор имеющихся и планируемых результатов

В магистерской работе планируется создать универсальную систему ДО, заполненную курсом кадастр, базирующуюся на электронном учебнике с блоком контроля знаний. Электронный учебник должен иметь гипертекстовую структуру, обеспечивающую не линейную форму представления материала. Блок контроля знаний должен быть представлен в виде тестирования и решения задач. В программе должна быть предусмотрена система администрирования курса, для его дальнейшего обновления.
На сегодняшний день было произведено изучение и анализ дистантного обучения, выбран метод создания заданной системы ДО, разработана ее структура. Кроме этого было произведено изучение курса "Кадастр", его структуризация и составление тестовых заданий.

3.2 Резюме

Исследование проблем ДО является очень актуальным для Украины, в которой данный вид обучения только начинает зарождаться.
Кроме этого данная магистерская работа имеет практическую ценность, как вспомогательное учебное пособие и инструмент контроля знаний по дисциплине "Кадастр".
На момент создания сайта эта магистерская работа находилась на стадии разработки. Работа будет закончена в декабре 2007 г.

3.3 Литература

  1. А.А. Минаев "Реальность и необходимость" , http://info.donntu.ru/el_izdan/geolog/ucheb&monogr/uchebnik%20transport%202003/prologe/peredmov.html.

  2. А. Глинских "Современные технологии дистанционного Интернет-обучения" журнал "Компьютер-информ" № 21 (114) за 1-14 декабря 2001 г., http://www.ci.ru/inform21_01/p_22-23.htm.

  3. Информационный портал Дистанционное обучение "Характерные черты дистанционного обучения", http://www.distance-learning.ru/db/el/4E87DBA48C3F6762C32571D9003AB8DF/doc.html.

  4. Книга "Основы дистанционного обучения", http://zoovet.kharkov.ua/ukr/prep/dist/statti/stat06/2/13.htm.

  5. Российский портал Глобальная сеть дистанционного образования "Обучение и изучение. Проектирование курса. Интерактивность", http://www.cito.ru/gdenet/teaching/design/interaction.

  6. Российский портал Глобальная сеть дистанционного образования "Технологии и медиа. Межличностные взаимоотношения (интерактивность)", http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction.

  7. Глоссарий, http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RSlrlqut(lwlt.oo.

  8. И.А. Цикин, методические рекомендации преподавателям "Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения", http://www-2net.spbstu.ru/CD_ED/method-rec/ch2_5.html.

  9. В. Рама Рао "Организация аудио телеконференций - технические рекомендации для интерактивного обучения", http://www.websoft.ru/db/wb/1D4F75E968E9448FC3256F2A004222A3/doc.html.

  10. Дистанционный курс "Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования", http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Manual/intro.html.

  11. Система дифференцированного Интернет-обучения "ГЕКАДЕМ", http://www.hecadem.irk.ru:8100/index.htm.

  12. А.Б. Никитин, В.С. Синепол, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин, "Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи", http://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/st004.html.

  13. Компания "Открытый мир", "Что такое видеоконференции" , http://www.videosvyaz.ru/#top.

  14. Синхронные системы дистанционного образования, основанные на Internet: телеконференции, IRC, MOO, MUD, http://masters.donntu.ru/2006/fvti/skorobagataya/library/article08.htm.

  15. Российский портал Глобальная сеть дистанционного образования "Технологии и медиа. Технологии, основанные на трансляции или компьютерной сети. Гипертекст и Всемирная паутина", http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/hypertext.

  16. В.А. Мордвинов, В.Е. Соболев, Н.И. Трифонов, А.Ю. Шленов "Информационные системы в управлении информсредой образования. Проектирование ИС ", www.tissu.fcyb.mirea.ru/files/publ/Informsreda_part1.doc.

  17. Е.С. Полат, А.Е. Петров "Общие требования к электронному учебнику, созданному на базе Интернет-технологий ", http://www.ioso.ru/distant/library/publication/5.htm.

  18. А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Л.А. Галкина, Д.Б. Григорович "Разработка комплекса компьютерных обучающих программ для системы экономического дистанционного образования", http://www.ito.su/2001/ito/III/2/III-2-13.html.

  19. Т.Б. Редди "Технология обучения" , http://www.vestniks-viazy.ru/post/z/content.php?article.73.

Украинский | Английский | ДонНТУ >   Портал магистров ДонНТУ >  

Биография| Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание