DonNTU | Masters
RU | UA | EN

"Конкурентоспособность украинских промышленных предприятий"


Донецкий национальный технический университет

Кафедра "Управление качеством"

Межвузовская конференция"Проблемы сертификации и стандартизации в регионе" - ДонНТУ,2006

Подготовила ст. гр. КСС - 06 Вострикова К. А.

В развитии экономики каждого государства особая роль отводится машиностроению как основы повышения технического уровня производства во всех отраслях и важнейшего экспортного потенциала страны. Кроме того, основные проблемы перехода к рыночным отношениям более четко проявились на машиностроительных предприятиях, что и послужило обоснованием для рассмотрения в данном докладе конкурентоспособности предприятий данной отрасли

По данным Всемирного экономического форума в Давосе, в 2005 году Украина по уровню конкурентоспособности из 117 стран заняла лишь 84 место. Именно поэтому нашим предприятиям необходимо семимильными шагами подтягиваться к мировому уровню качества.

Наиболее конкурентоспособными в мире являются США, где в 1988 г. был введен закон "О конкурентоспособности и торговле". После его принятия был создан ряд структур по различным проблемам конкурентоспособности, свыше 100 представительств в 70 странах, разработаны долгосрочные (до 2015 г.) стратегии и программы обеспечения безопасности, развития образования, активизации инновационной деятельности, развития личности и т. д. При президенте США создан Совет по конкурентоспособности.[1]

Проблема выпуска конкурентной продукции на внутреннем рынке и продажа её за рубеж невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство. На данном этапе этот вопрос является очень актуальным и детальное его исследование поможет нам найти эту самую зависимость конкурентоспособности от качества.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.

Почему покупатель выбирает тот, а не иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какие товары будут производить в данной стране. Ответы на них связаны с понятием конкурентоспособности.

Улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри предприятия на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества.

Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров - конкурентов.[5]

Конкурентоспособные компании должны производить и предлагать рынкутовары, которые удовлетворяют нужды их целевых потребителей. В противном случае компании не могут получать доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, компании должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг. Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг. Оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно является индикатором высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.

Проблема качества, непростая во все времена, и особенно остро она стоит сейчас. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату.

Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации.

Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов И при нынешней ситуации в Украине проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, а особенно экономистов. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

Развитие национального движения за качество и совершенство - путь к процветанию экономики страны.

Изложение основного материала. Конкурентоспособность украинских предприятий на динамично развивающемся мировом рынке на данный момент является ключевой проблемой вхождения предприятия в мировое экономическое сообщество. Стремление Украины присоединиться к ведущим региональным формированиям пока остается только стремлением, так как на мировом рынке продукция большинства украинских производителей может быть реализована только в рамках демпинговых или нелегальных соглашений. На мировом рынке конкурентоспособными признано менее 1 % украинских товаров и услуг.

В то же время, экономика Украины на 70 % зависит от экспорта. Однако товарная номенклатура товаров, реализуемых на внешнем рынке, по-прежнему состоит из товаров сырьевой группы и полуфабрикатов: металлопродукции, минеральных продуктов и продукции химической отрасли, которые в общем составляют 65 % украинского экспорта. В условиях того, что Украина почти полностью зависит от внешних энергетических ресурсов, а энергоемкость вышеприведенной продукции в стране самая высокая по Европе, невозможно говорить о конкурентоспособности или прибыльности украинского производства и экспортных операций.

Кроме того, устаревшая производственная база большинства предприятий Украины не позволяет им производить продукцию, качеством и уровнем издержек отвечающую мировым стандартам.

Значительную роль в обеспечении качества продукции отечественных производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть конкурсы качества продукции.

Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. Факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние. Первичным в определении конкурентоспособности товара является конкурентоспособность внешнего окружения: качество управления, конкурентоспособность страны, региона, организации.

Среди специфических внутренних факторов конкурентоспособности товара важнейшим является его качество, определяющее уровень цены и затрат на использование товара

Конкурентоспособные корпорации мира большое внимание уделяют повышению:

- точности технических и социально-экономических прогнозов на длительную перспективу за счет увеличения числа учитываемых внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации;

- качества сырья, материалов и комплектующих, качества оборудования и различных процессов с целью уменьшения допуска соединений и сокращения производственного брака.

Так, корпорации "Дженерал Моторс", "Форд", "Моторола", "Мерседес", "Тойота" и др. ежегодно тратят миллиарды долларов на повышение качества изготовления, снижения брака путем перехода производственных процессов на технологию, допускающую количество дефектов по шести сигмам (не более 3,5 возможных дефектов на миллион операций). Украинская промышленность, работает по системам, допускающим количество дефектов в тысячи раз больше шести сигм.

В настоящее время экономика Украины переживает кризис, выход из которого возможен только через качество. Множество стран в мире прошли этот путь и подтвердили это положение, возродив свою экономику.

Возрождение экономики - это, прежде всего, возрождение промышленности. И всем известно, что украинские промышленники находятся в тяжелейших условиях. Но это не будет длиться вечно. Перемены к лучшему будут зависеть, прежде всего, от нас самих и от наших действий.

Современному руководителю, в настоящее время, нужно научиться правильно управлять и учитывать состояние рынка.

Уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия, независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, то есть от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

Состояние дел с качеством во всех отраслях хозяйства страны сложное. Отставание уровня качества украинской продукции от продукции наших конкурентов приобретает угрожающий характер и при незащищенности рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, образ жизни нашего населения. Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - "цивилизацию качества". Этот век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству, ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов. Историческое подтверждение тому - послевоенное развитие Японии и Германии.

Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни Украины необходимо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм организации производства, стандартизации, сертификации.

Однако, выход из всего этого есть. Заметим, что ведущие фирмы мира шли к успеху своим путём, но через одни ворота: через ворота усовершенствования управления качеством.

В работе [1] говорится, что наиболее эффективной рабочей моделью качества в настоящее время (и в отдаленном будущем) является модель Всеобщего Управления Качеством (TQM).

TQM - это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителя и выгоды как членов организации, так и общества.

Всеобщее Управление Качеством всё в большей степени становится идеологией, охватывающей все слои современного общества. Согласно [2]: TQM базируется на 6 принципах:

1. Постоянное совершенствование процессов.

2. Вовлечение всего персонала в работу по постоянному улучшению качества.

3. Активное участие высшего руководства.

4. Постоянное улучшение качества.

5. Акцент на требования потребителя и общества.

6. Разработка и сертификация систем качества.

Однако не всё так просто как кажется. На пути внедрения концепции TQM возникает множество препятствий.

Прежде всего, следует упомянуть препятствия, мешающие внедрению принципов Деминга:

1. "Надежды на пудинг быстрого приготовления" - надежды на то, что перестроить работу в соответствии с постулатами Деминга легко и просто.

2. Иллюзии о том, что автоматизация, компьютеризация, установка современного оборудования сами по себе изменят ситуацию в промышленности к лучшему.

3. Попытки слепого копирования чужого опыта, отсутствие теоретического понимания того, что и как необходимо делать.

4. Убежденность в том, что "у нас проблемы другие", хотя в действительности принципы, которые помогают улучшить качество товара или услуги, универсальны по своей природе.

5. Плохое обучение персонала статистическим методам контроля качества.

6.Вера в способность отдела контроля разрешить все проблемы качества.

7. Утверждение, будто "наши проблемы связаны исключительно с рабочей силой".

8. Уверенность в том, что соответствие товара или услуги спецификациям или стандартам и есть разрешение проблемы качества.

9. Мнение, что "любой, кто приходит и пытается нам помочь, должен все понимать в нашем деле".

Эти препятствия не дают внедрить нам то, чему учил нас великий гуру.

Но даже если руководители что-то и пытаются делать, то они допускают грубейшие управленческие ошибки, их Деминг назвал "смертельными болезнями":

1. Болезнь, которая делает вас калекой - отсутствие постоянной цели.

2. Акцент на краткосрочные прибыли.

3. Стиль руководства, основанный не на помощи людям, а на оценке их работы по конечным результатам, по выполнению норм посредством аттестации. Такое управление ориентируется на достижение сиюминутных результатов, уничтожает долгосрочное планирование, порождает страх, разваливает групповую работу, стимулирует соперничество и политические игры.

4. Текучесть административных кадров.

5. Управление на основании только имеющихся цифр, без должного внимания к отсутствующим или не поддающимся количественному учету показателям.

Необходимо задуматься над этим.

Причины хаоса в Украине:

1. Слабый уровень морали в обществе, отсутствие объединяющей идеи.

2. Отсутствует опыт управления в рыночных условиях.

3. Отсутствуют какие-либо решительные меры со стороны правительства.

4. Низкий уровень жизни населения.

5. Консерватизм людей и нежелание внедрять что-либо новое.

Перечислим преимущества, которые даёт внедрение концепции TQM на предприятии совместно с действующей системой качества:

1. Главное - это повышение качества выпускаемой продукции, и вследствие этого, повышение конкурентоспособности предприятия.

2. Большее упорядочение производственной дисциплины, а следовательно - повышение общего уровня безопасности на опасных производствах.

3. Снижение себестоимости продукции вследствие снижения потерь на брак.

4. Увеличение и расширение рынка сбыта собственной продукции.

5. Перспектива выхода предприятия на мировой рынок.

6. Предоставление возможности для непрерывного совершенствования и производственного роста предприятия

В условиях дальнейшего ужесточения глобальной конкуренции, подготовки Украины к присоединению к ВТО следует повышать качество законотворческих, образовательных, интеграционных, инвестиционных, инновационных, производственных, организационных, трудовых и других процессов. При этом к управлению качеством процессов следует применять (учитывать) экономические законы и законы организации, научные подходы и принципы, современные методы и модели.

В настоящее время в Украине у многих предприятий, работающих на внутренний рынок отсутствует потребность в обеспечении конкурентоспособности собственной продукции, что связано с отсутствием экономической конкуренции. Из этого следует, что затраты на качество таких предприятий гораздо ниже необходимых, что и является основной причиной низкого кучества продукции украинских производителей.