Автор: Д.А. Завалкин, магистрант

Донецкий национальный технический университет

e-mail: dimzav@gmail.com [dimzav at gmail dot com]



Зачетная работа по курсу "Ораторское искусство" на тему "Мои суждения, мнения и выводы относительно кредитно-модульно-рейтинговой системы"



РИТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше,
чем за что-либо другое на свете"
Дж. Рокфеллер


Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него. Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Люди, наделенные ораторскими способностями, умноженными на постоянный труд, достигают вершин ораторского искусства. Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ. Слово «оратор» — латинское и означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство характеризуется умением искусно пользоваться речью для оказания наибольшего воздействия на слушателей. Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него.

Но нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность. Для того, чтобы оратор выступал с содержательными речами, ему необходимо отлично знать материалы излагаемой проблемы, психологию, педагогику, этику, логику, быть высококультурным человеком.

Рассмотрим некоторые рекомендации для ораторов.

В прежние времена всякому, кто боялся публичных выступлений, советовали представить себе слушателей голыми – считалось, что от этого страх проходит бесследно.

Всякое выступление все в большей степени превращается в зрелище. Публика воспринимает все глазами – и вам, выступающему, тоже будет полезно мыслить зрительными образами. Если воображаемая картинка помогает вам удержать в памяти какую-нибудь мысль или понятие, – воспользуйтесь этим!

Представьте себе, что ваше выступление – это большой легкий надувной мяч, которому нельзя дать упасть на землю. Главная ваша забота – чтобы он держался в воздухе. Подкидывайте его вверх, жонглируйте им, можете даже иногда ловко отбивать его головой. Время от времени бросайте его кому-нибудь из публики.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ОРАТОРСКОЙ ЭТИКИ: Не обижайте города, в котором находитесь. Люди очень обидчивы, когда речь идет о месте, где они живут. Им оно нравится. Куда бы вы ни приехали, выступать или просто по делам, имейте в виду, что это просто замечательное место. Вы от него в восхищении. И вы этого не скрываете, потому что так оно и есть.

ВТОРОЙ ЗАКОН ОРАТОРСКОЙ ЭТИКИ: Не делайте неодобрительных замечаний, касающихся возраста. Если вы говорите об определенных возрастных группах, избегайте стереотипов.

ТРЕТИЙ ЗАКОН ОРАТОРСКОЙ ЭТИКИ: Не привлекайте внимания к чьим-нибудь неудачам, даже если у вас самые добрые намерения. Вы никогда не поднимете настроение неудачника, обращаясь к нему со словами ободрения, лишний раз напоминающими о его неудачах.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ОРАТОРСКОЙ ЭТИКИ: За исключением рукопожатий, никогда не прикасайтесь ни к кому из слушателей. Не вторгайтесь в их «личное пространство» – оно простирается на тридцать сантиметров во все стороны.

ПЯТЫЙ ЗАКОН ОРАТОРСКОЙ ЭТИКИ: Не ополчайтесь на публику. Она имеет право критиковать вас. Но если вы критикуете ее за то, что она критикует вас, она для вас потеряна.

Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство можно достичь только практикой.     Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения.


ЭССЕ

Украинское образование, модернизованное по стандартам Болонского процесса, может стать влиятельным игроком на международном образовательном рынке в кругу таких лидеров в этой сфере, как США, Великобритания и Австралия. Украинские работники просвещения совместно с европейскими коллегами активно участвуют в выработке новейших образовательных моделей.

Особый интерес студенческой аудитории, к которой отношусь и я, вызвали вопросы о возможностях активно конкурировать на отечественном и европейских рынках труда после внедрения в Украине принципов Болонского процесса.

Реформа образования сегодня живо обсуждается в прессе и на телевидении, где о целесообразности её введения спорят политики и ученые. Но наиболее живая дискуссия на эту тему происходит в Сети, на тысячах форумов, где мнение о Болонской системе выражают те, кого она коснется непосредственно – студенты и преподаватели вузов.

Большинство “маленьких украинцев” сходятся в том, что Болонская система не про нашу страну писана, что её воплощение здесь невозможно по десяткам причин, начиная от устаревшей материально-технической базы и заканчивая менталитетом нации. Многие называют реформу образования преждевременной, предлагая для начала поэкспериментировать на нескольких вузах в Украине и посмотреть, что получится.

И нескончаемая сессия… Экзамены отменяются, вместо них модули через каждые три месяца, к которым часто не допускают из-за несданных во время лабораторных и расчетных работ. Но учитывая их объем, наличие чередующихся верхних и нижних недель, болезни студентов и преподавателей, выпадающие пары по праздникам, своевременная сдача практически невозможна. И часто из-за выпадающих пар их количество становится меньше, чем количество лабораторных работ. Жили весело от сессии до сессии. Теперь жизнь превратилась в постоянную сессию.

Так же негативным моментом является невозможность пересдачи второго модуля, ведь первый пересдается! И ограниченность времени вносит свои коррективы, ведь экзамен писали 3 часа, а модуль 1 ч 20 минут, причем  заданий ничуть не меньше ни по количеству, ни по объему.

Часто преподаватели оценивают модуль субъективно. То есть для получения пятерки необходимо отвечать на каждом занятии и присутствовать почти на всех лекциях и семинарах! Что нереально в условиях нормальной студенческой жизни! Особенно на последних курсах, когда нужно добывать такой необходимый, требуемый работодателями «опыт работы от двух лет». Ну, и ответы на каждом семинаре — тоже недостижимая цель. Когда в группе 30 и больше человек, а пара длится 90 минут, то получается, что на ответ одного студента можно выделить только три минуты! Постоянные письменные работы — не выход.

Я считаю движение Украины вперед в Европу и стремление к инновациям и нововведениям позитивным направлением! Но нужно учитывать специфику этого движения, и внедрять перемены постепенно, а не методом шоковой терапии. Мне, как человеку, обучавшемуся в школе по 5 балльной шкале с 1 по 8 класс, потом по 12 балльной по 11 класс, и пришедши в университет, проучившись год снова по 5 балльной шкале с экзаменами, а затем привыкать к  новой системе модулей трудно понять Министерство образования и науки, но я верю, что скоро эта лихорадка прекратится и схема обучения станет четкой, оптимальной и слаженной.


САМООЦЕНКА

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета (БСЭ).

На мой взгляд, поднимаемая проблема раскрыта мной достаточно полно – в поиске фактов я опирался на газетные и интернет издания, возможно моё изложение немного субъективно, но эссе и предполагает такую точку зрения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные цели Болонского процесса:

Цель Болонской декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М. Л. Гаспаров. Цицерон и античная риторика. //Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.,1974. С.18-20.
  2. М. В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию. //Избранная проза. М., 1986. С.354-360.
  3. М. Р. Львов. Риторика. М: изд. Центр “Academia”, 1996. С. 29-32.
  4. М. Н. Пряхин. Телевизионный оратор. //Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М.,1995. с.48-64.