Автор: Д.А. Завалкин, магистрант

Донецкий национальный технический университет

e-mail: dimzav@gmail.com [dimzav at gmail dot com]



Доклад на конференции "Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания" на тему "В.И. Вернадский - основатель Академии наук Украины"



ВВЕДЕНИЕ

К числу великих сынов Земли, сумевших первыми увидеть и осознать новые, неизвестные до этого людям явления, нужно по праву отнести и Владимира Ивановича Вернадского. Он родился всего через два года после отмены крепостного права в России. Пережил три революции в России и две мировые войны. Его называют Ломоносовым XX века. Он был основоположником геохимии, космохимии, биогеохимии, генетической минералогии; внес огромный вклад в кристаллографию, почвоведение, гидрохимию, метеоритику. Владимир Иванович Вернадский увидел переломный характер века в новом состоянии человека и человечества, в коллективной форме его Разума как главной черте новой эпохи. Он соединил естествознание и историю, творимую людьми. В своих работах показал, что переход биосферы в ноосферу — не локальный эпизод во Вселенной, а закономерный и неизбежный естественноисторический этап развития материи.

В своем творчестве Владимир Иванович Вернадский возродил древнюю идею о центральной роли человека и разума во Вселенной. Его научный поиск отражает тенденции "русского космизма" в развитии отечественного естествознания, представителями которого являются также М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. В. Докучаев, Н. А. Морозов, К. Э. Циол­ковский и др. По его убеждению, высшая задача науки заключается в созидании и развитии научного мировоззрения, построении единой картины мира.

Величайшие научные достижения его времени опьяняли ученых. Они видели в человеке только созерцателя происходящих на Земле событий. А Вернадский увидел в человеке творца нового, творца ноосферы. Таким он и вошел в общемировую науку и культуру — гуманистом, великим ученым, обаятельным человеком.

Данный доклад во многом основан на неизданной статье Владимира Ивановича Вернадского "Из воспоминаний. Первый год Украинской АН (1918-1919)", написанной им в 1943г. и содержит описание исторических событий, которые привели к созданию Украинской АН, с точки зрения самого Владимира Ивановича Вернадского.


СОЗДАНИЕ УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

После октябрьского переворота 1917 года Владимир Иванович Вернадский чувствовал себя морально не в силах принимать активное участие в гражданской войне и уехал в Полтаву. Приехав в Полтаву в ноябре 1917 г. он застал там три правитель­ства: Центральную Украинскую Раду в Киеве, во главе которой сто­ял профессор Михаил Сергеевич Грушевский, правительство Донецкой рабочей рес­публики (Юзовско-Донецкой) и  местный Совет Рабочих и Крестьян­ских депутатов. 22-го апреля 1918 г. в Киеве Центральная   Рада была разогнана и установилась при помощи немцев на некоторое время власть гетмана Скоропадского. В.И. Вернадский был в это время в Полтаве и ничего об этом не знал. Полтава в это время была занята, практически без сопротивления, немецкими войсками, связь с Киевом для обывателей Полтавы в это время почти не существовала. В мае 1917 года В.И. Вернадский получает письмо от Николая Прокоповича Василенко, который в мае 1917 года был назначен гетманом Скоропадским исполняющим обязанности председателя Совета министров Украинской Державы. В письме Н.П. Василенко предлагал В.И. Вернадскому приехать в Киев для организации широкой культурной работы в Киеве и указывал на возмож­ность создания Украинской Академии Наук.

Приехав в Киев, В.И. Вернадский быстро нашел общий язык с Н.П.Василенко и был очень увлечен возможностью создания   Украинской Академии Наук. При этом В.И. Вернадский поставил условие, что он не будет гражданином Украинского гетманства, а будет принимать участие в культурной работе на Украине в качестве академика Российской Академии Наук — в качестве делового эксперта, и Н.П.Василенко согласился на его условия.

В.И. Вернадский к тому времени 12 лет был академиком Российской академии наук. За три года до этого, по его инициативе и при самом деятельном его участии, была создана самая крупная комиссия Российской Академии Наук — комиссия по изучению естественных производительных сил КЕПС, в которую входили сотни людей — ученых и инженеров.

Начиная с 1876 года, когда Александром II в Эмсе был подписан указ, запрещавший печатать на малороссийском языке, на Украине проводилась политика грубой русификации. Поэтому в крупнейших университетах того времени – Киевском, Харьковском и Одесском (Новороссийском) идейные украинские ученые не могли прочно устроится – наоборот, на историко-филологи­ческих факультетах, где национальные традиции могли сказываться ярко и сильно, подбор профессоров был для Украины чрезвычайно небла­гоприятен. Систематически, за период больше 40 лет, министерство направляло на кафедры лиц, которые относились к украинскому движению резко отрицательно или даже враждебно. В силу этого обстоятельства среди профессоров в университетах не было лиц, которые были бы крупными исследовате­лями в области языка, литературы, истории Украины. А без участия таких людей нельзя было выработать устав Украинской Академии Наук - надо было искать таких людей в другом месте. В.И. Вернадский с Н.П. Василенко решили обратиться к специалистам по украиноведению за пределами Украины. В.И. Вернадский обратился к профессору Лазаревского Института в Москве А.Е. Крымскому, крупному исследователю в области истории и грамматики украинского языка, крупному украинскому поэту и человеку колоссальной эрудиции. Он приехал в Киев из Москвы со своей огромной библиотекой по ориенталистике и украиноведению, которую он составлял всю жизнь и впоследствии пере­дал Украинской Академии Наук. В.И. Вернадский также предложил Н.П.Василенко вызвать и другого известного украиноведа того времени — историка Слободской Украины и ее культуры, старого профессора Харьковского университета, Д.И. Багалея. А.Е. Крымский и Д.И. Багалей играли ведущую роль в работе Украинской Академии Наук.

В это же время В.И. Вернадский имел с М.С. Грушевским, длинный разговор на тему организации структуры будущей Украинской Академии Наук, однако они имели противоположные точки зрения. М.С. Грушевским исходил из структуры   западноевропейских академий и из прекрас­но поставленного им   Общества имени Шевченко во Львове, в котором прекрасно было поставлено украиноведение. В.И. Вернадский же считал, что Общество имени Шевченко совер­шенно не было подготовлено к работе в области других дисциплин — математики, естествознания и прикладных наук. Победило мнение В.И. Вернадского – Украинская Академия Наук была построена по типу Санкт-Петербургской Академии Наук, с лабораториями, институтами и прочими научными институтами.

Изначально В.И. Вернадский согласился возглавить две комиссии: Комиссию по вопросам, ка­сающимся ученых и высшей школы вообще на Украине  и  Комиссию по составлению устава Украинской Академии Наук. Однако очень скоро выяснилась и другая задача, которой ранее не предполагалось. Время было революционное и ученым Украинская Академия Наук пришлось заниматься спасением библиотек в имениях поблизости от Киева. Для решения этой задачи была образована третья комиссия, председателем которой также стал В.И. Вернадский. В результате работы этой комиссии была составлена записка, которая легла в основу устава Центральной Украинской Национальной библиотеки. Он был утвержден на заседании Общего собрания Академии 21 ноября 1918 г. Из окрестностей Киева был перевезен ряд библиотек, много тысяч томов. По предложению В.И. Вернадского в фонды библиотеки также было включено ценнейшее книжное и рукописное собрание бывшей Киевской духовной академии, в основе которой лежала библиотека XVII—XVIII в. Киево-Могилянской академии.

19-го октября 1918 года первая комиссия закончила свою ра­боту, она выработала устав Украинской Академии Наук. Устав был опубликован 26-го октября в "Державном Вістнике". Устав предусматривал деление Украинской Академии наук на три отдела: первый – историко-филологических наук, второй – физико-математических наук и третий – социальных наук. Задачами первого отдела являлись научное изучение своего народа, его истории, языка, письменности и словесности, фольклора и быта, археологии, искусства и музыки, географии, природы, естественных богатств, экономических и социальных условий жизни и т. п. Задачами второго отдела было развитие естественных, математических, физических, химических наук. Задачами третьего отдела было развитие юридических и экономических наук, в том числе решение задач прикладного характера, связанных с экономикой Украины.

Ранее, 22-го октября был опубликован в той же газете список членов Академии Наук, 27-го октября состоялось первое Общее собрание Украинской Академии Наук. Председательство­вал профессор О.М. Левитский, бытовой историк казацкой Украины XVII—XVIII веков. На этом заседании В.И. Вернадский был единогласно  выбран путем закрытого голосования Президентом (Головой) Украинской Академии Наук, Д.И. Багалей – вице-президентом, а А.Е. Крымский секретарем. На следующий день после выборов В.И. Вернадский напечатал в киевских газетах письмо о своем выходе из партии народной свободы, членом которой он был с самого ее основания т.к. он принципиально считал, что президент Академии не должен принадлежать к какой-либо политиче­ской партии на время своего президентства.

При организации второго отдела Вернадскому пришлось преодолеть противодействие тех ученых, которые считали, что по историческим причинам украинская наука должна развиваться под знаком филологии, ведущим направлением Украинской Академии наук должно быть историко-филологическое. Во второй отдел Вернадский включил прикладное естествознание, объединяющее отрасли знания, связанные с техникой, промышленностью, сельским, лесным и водным хозяйством. В этом же отделе создавались Институт прикладной механики, Геодезический институт, Физический институт, Ботанический и Акклиматизационный сады.

Энциклопедизм Вернадского позволял ему активно участвовать в обсуждении естественных, технических и гуманитарных вопросов. Рассматривались перспективы создания Института экспериментальной медицины, антропологического и этнографического музеев, Совета национальных музеев Украины.

Будучи основоположником генетической минералогии, Вернадский принял меры для развития этой науки на Украине. Украина в геологическом отношении никогда не изучалась. Небольшие университетские коллекции не отражали минералогическое богатство Украины. Становление украинской минералогии и геологии было важным как для науки, так и для экономики, для развития и использования производительных сил. Он выступил с идеей создания Минералогического музея, который должен был состоять из двух учреждений: собственно Музея и Научно-исследовательского института.

За неполный 1919 г. в трех отделах Академии были организованы 26 научно-исследовательских кафедр, 15 комиссий, несколько комитетов, зоологический кабинет, библиотека, основано три института. Вернадский писал: "Дружно и энергично пошла созидательная работа новой Академии наук. Планов было много. Мы чувствовали, что делаем большое дело как в жизни Украины, так и в жизни России. Я сейчас же начал создавать экспедиционную базу по геохимии и биохимии, на которой мы после приезда в Киев все время неуклонно работали". В различных лабораториях и институтах развертывалась интересная экспериментальная работа, о которой Вернадский писал: "Сейчас идет изучение флоры, фауны, минералогии Украины, сданы в печать работы о белом и сером угле Украины, заканчивается и ча­стично сдана в печать работа по ее гидрологии, полезным ископаемым, строительным материалам, подготавливаются научные словари украинско-русский и русско-украинский, исторический словарь ук­раинского языка, издаются памятники исторические и историко-юридические, организуются музеи и гербарии, изучаются свойства донецких углей и т. п. Работа находится в полном разгаре. Новый научный центр создан".

Руководимая Вернадским Комиссия высших учебных заведений и научных учреждений Украины решала две главные задачи: расширение сети высших учебных заведений на Украине и содействие деятельности научных обществ. На ее заседаниях рассматривались вопросы открытия университетов в Каменец-Подольске, в Крыму (филиал Киевского), Полтаве (юридический и историко-филологический факультеты), в Киеве (Украинский государственный), а также институтов: фармацевтического и ветеринарного в Харькове, Археологического и Политехникума в Одессе, Географического, Внешкольного образования и Высшей академии учительских знаний; были приняты решения об открытии четырех кафедр украиноведения в Харьковском и Новороссийском (Одесском) университетах, о преобразовании Высших женских курсов в институты и университеты, о превращении военно-фельдшерских школ в средние учебные заведения, о преобразовании Нежинского историко-филологического института. Рассматривался вопрос о Николаевском отделении Пулковской обсерватории Российской Академии наук, которая испытывала потребность в до­полнительном кадровом и материально-техническом обеспечении.

Научно-организационная деятельность поглощала все время Вернадского. Но он успевал еще и читать курс геохимии в университете, ежемесячно прочитывал не менее 10 новых крупных книг, разрабатывал программы экспериментальных работ во вновь организуемых лабораториях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни" – так писал о В.И.Вернадском один из его лучших учеников, академик А.Е.Ферсман. Правда, мысли В.И.Вернадского, скорее, многогранны и глубоки, высказаны своеобразным языком, чем трудно понимаемы. Тем не менее, читать работы В.И.Вернадского могут не только специалисты, но и все, кого интересует история идей, закономерности их развития, а самое главное - жизнь природы. Знакомство с жизнью и творчеством замечательного российского ученого, без всякого сомнения, полезно и назидательно для современной молодежи.

Оценивая роль Вернадского в создании АН УССР, Н. Г. Холодный писал: "Его огромные знания и широкий кругозор помогли успешно решить поставленную задачу. Пребывание Владимира Ивановича на Украине было непродолжительным, но его кратковременная работа оставила глубокий след в научной жизни этой части нашей великой страны. Украинская советская общественность всегда будет с благодарностью помнить, что первые камни в основании Академии наук были заложены руками В. И. Вернадского".

И что же мы видим в наши дни, в независимой Украине? Напротив президиума украинской Академии наук установлен бронзовый памятник М.С.Грушевскому! Человеку, который во время краткого правления Директории УНР дважды ставил на заседаниях совета УНО (29 декабря 1918 и 2 января 1919) вопрос о ликвидации (!) Украинской Академии наук как организации, основанной правительством гетмана. Он утверждал, что устав УАН, разработанный комиссией министерства просвещения, возглавлявшейся В.И. Вернадским, является якобы вредным с точки зрения национальных интересов Украины, М.С. Грушевский настоял на создании комиссии для его пересмотра и отмены. Вот так политики независимой Украины отплатили человеку, заложившему основы современной науки – новым властным элитам нужны цельные герои, однозначные символы и простые ответы. История Украины продолжает, к сожалению, оставаться "политикой, опрокинутой в прошлое".


ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  1. Л.И. Гумилевский. Вернадский. – М.: Молодая Гвардия, 1988 г., 255 с.
  2. А. И. Мелуа. В.И.Вернадский - ученый и организатор науки. – Л.: АН СССР, 1990, 48с.
  3. И. Торбаков. Приподнимая завесу мифологизированной истории:  к 80-летию Украинской Академии наук // "Русская мысль". – 10 декабря 1998г, №4249.
  4. Вернадский В.И. Из воспоминаний. 1. Первый год Украинской АН. (1918-1919). 2. Послесловие. (1921-1925). – Машинопись с правкой и подписью автора, 18.05.1943, из архива Российской АН. – Режим доступа: http://www.ras.ru/vivernadskyarchive/2_actview.aspx?id=509