ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДонНТУ
ПОРТАЛ МАГИСТРОВ ДонНТУ

АНГЛИЙСКИЙ

Автобиография Электронная библиотека Перечень ссылок Отчет о поиске Индивидуальное задание

Гурин Сергей Николаевич

Донецкий Национальный Технический Университет

Механический факультет

Специальность: «Механическое оборудование заводов черной металлургии»

Тема выпускной работы магистра: «Теоретическое исследование уравновешивающего устройства верхнего валка клети 950 с целью снижения динамических нагрузок в главной линии клети 950»

Руководитель: к. т. н., доц. кафедры МОЗЧМ Руденко Владимир Иванович


АВТОРЕФЕРАТ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

        Получение качественного проката требует минимальных нагрузок на рабочие валки. Для этого на обжимных прокатных станах используется гидравлическое уравновешивающее устройство верхнего валка. Оно работает бесшумно и без толчков, имеет небольшие габариты и легко управляемо при работе стана. В процессе работы рабочие валки и шпиндельные устройства испытывают динамические нагрузки. Поэтому при повреждениях, нарушениях режимов эксплуатации гидравлического уравновешивающего устройства появляются дополнительные нагрузки. Эти дополнительные силы можно устранить: путем своевременного технического обслуживания и ремонта гидравлического уравновешивающего устройства; путем исследования и совершенствования конструкции гидравлического уравновешивающего устройства и элементов главной линии клети 950. Поэтому данная тема магистерской работы является актуальной и подлежит дальнейшему исследованию.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

        Цель – снижение динамических нагрузок в главной линии клети 950, повышение долговечности и безотказности работы оборудования.

Задачи:

1. Выполнить теоретическое исследование уравновешивающего устройства и определить параметры силового динамического воздействия на его элементы.

2. Определить параметры двигателя вала шпинделя.

3. Определить усилия и моменты прокатки, действующие на рабочие валки.

4. Разработать конструкцию опор вала шпинделя и определить их места расположения.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию конструкции уравновешивающего устройства, обеспечивающей повышение надежности работы оборудования.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

        Разработанная конструкция уравновешивающего устройства и опор вала шпинделя с тремя парами роликов обеспечит возможность уменьшения смещения (возникновения эксцентриситета) в пространстве геометрической оси относительно оси вращения вала шпинделя. Это привидет: к уменьшению износа вкладышей универсальных шпиндельных соединений; к снижению ударных нагрузок вала шпинделя об ролики опорных элементов; к снижению дополнительных напряжений во всей технологической линии и повышению надежности работы оборудования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА

1. Приведена методика расчета, разработана конструкция опор вала шпинделя с тремя парами роликов и определены места расположения опор.

2. Разработана усовершенствованная конструкция уравновешивающего устройства и определены параметры силового динамического воздействия на его элементы.

3. Разработана схема гидравлического уравновешивания и диагностирования гидропривода.

ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

        Исследования, связанные с элементами главной линии клети 950 обжимного стана 950/900 приведены в работах Игнатьева С.Н., Броумана М.Я., Дмитриева В.Д. [3]. Теория и практика производства толстолистовой стали, проблемы прочности рассмотрены в работах Броумана М.Я. [4–6, 8–9]. Вопросы, связанные с теорией пластичности в прокатке рассмотрены в работах Томленова А.Д. [11] и Броумана М.Я [12]. Разработка усовершенствованной конструкции гидравлического уравновешивающего устройства и расчет его элементов приведен в автореферате и электронной библиотеке магистра ДонНТУ Филимошиной Дарьи Викторовны [10,13]. Исследования универсального шпинделя приведены в работах Руденко В.И. и Нижник Н.В. [14–16]. Анализ нестационарных процессов и определение нагрузок в главной линии прокатного стана рассмотрены в работах Руденко В.И. и Нижник Н.В. [17–18].

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

Устройства для уравновешивания валков

        Чтобы процесс прокатки протекал нормально, валки должны занимать в рабочей клети определенное положение. Для этого в каждой рабочей клети предусмотрены следующие механизмы и устройства:

– вертикальной установки валков (нажимные механизмы);

– осевой установки валков;

– уравновешивание верхнего валка.

        Для уравновешивания верхнего валка с подушками применяют устройства: грузовые, гидравлические и пружинные.

        Грузовое уравновешивание применяют при перемещении верхнего валка на большую высоту (до 2000 мм на блюмингах и слябингах); конструкция этого устройства проста и оно надежно в эксплуатации. Но ему свойственны следующие недостатки: инерция контргрузов большой массы вызывает динамические нагрузки в системе; невозможно осуществлять перемещение валка независимо от нажимного механизма. В том случае, если перемещение валков и масса уравновешиваемых деталей невелеки (на загатовочных, сортовых, проволочных и листовых двухвалковых и трехвалковых станах) применяют более простое пружинное устройство уравновешивания верхнего валка. Гидравлическое уравновешивание применяют как при большом ходе верхнего валка (на обжимных станах), так и при небольшом растворе валков (на четырехвалковых станах). Оно работает бесшумно и без толчков, имеет небольшие габариты и легкоуправляемо при работе стана. На рисунке 1 приведен общий вид гидравлического устройства для уравновешивания верхнего опорного валка четырехвалкового стана 2500 [1,c.81]. Гидравлический цилиндр 1 расположен наверху рабочей клети и смонтирован в траверсе, соединяющей станины. К верхней части плунжера 2 шарнирно приклеплена траверса 3, к концам которой подвешены две тяги 4.

Рисунок 1 – Гидравлическое устройство для уравновешивания верхнего опорного валка четырехвалкового стана 2500

        С этими тягами шарнирно соединены поперечные балки 5, конечные участки которых входят в окна станин и воспринимают вес подушек и валков. У подушек валков при этой системе уравновешивания наверху сделаны Г – образные приливы 6, которыми они опираются на концевые участки поперечных балок. При уравновешивании верхнего опорного валка описанным способом верхний рабочий валок уравновешивается самостоятельными гидравлическими плунжерами, расположенными в подушках нижнего рабочего валка.

        На рисунках 2 и 3 приведен общий вид устройства для гидравлического уравновешивания верхних рабочего и опорного валков четырехвалкового стана 1700 [2,c.146]. В этом случае уравновешивание опорных и рабочих валков осуществляется с помощью плунжеров 3, 4, расположенных между подушками опорных 1 и рабочих 2 валков. Гидравлические цилиндры вмонтированы в самих подушках валков.

Рисунок 2 – Гидравлическое устройство для уравновешивания верхних рабочего и опорного валков четырехвалкового стана 1700

Рисунок 3 – Разрез АА и ББ


Построение схемы гидравлического уравновешивания и диагностирования гидропривода

        Рассмотрим схему гидравлического уравновешивания верхнего валка клети 950 обжимного стана 950/900, а также схему диагностирования гидравлического привода. Схемы показаны на рисунке 4 и 5.

Описание схемы работы и диагностирования гидропривода.

        Рабочая жидкость от гидронасоса 1 (обеспечивает непрерывную подачу рабочей жидкости в систему), приводимого в движение электродвигателем 2, под давлением, настроенным напорным гидроклапаном 3 (предохраняет систему от перегрузки, не допуская повышение давления в системе выше максимального заданного уровня), через гидроочиститель 4 и гидрораспределитель 6 поступает в полость гидроцилиндра 17. Под действием давления масла в полости гидроцилиндра плунжер 16 перемещается вверх и связанная с ним верхняя траверса 14, две тяги 15 и нижняя траверса 18 также движутся вверх со скоростью V1. В этот момент две тяги 15, шарнирно соединенные с верхней траверсой, проворачиваются в вертикальной плоскости относительно верхней траверсы. С нижней траверсой 18 перемещаются шарнирно соединенные верхние балки 19 (рисунок 5) [10]. На балках размещены опорные элементы 20, в которых расположен вал шпинделя 22, приводимый в движение электродвигателем 21 (рисунок 6). Вал шпинделя 22 соединен с верхним рабочим валком 23 с помощью универсального шпиндельного соединения, а нижний вал шпинделя 25 – с нижним рабочим валком 24, которые приводятся во вращение электродвигателем 26. Таким образом, обеспечивается необходимый угол наклона вала шпинделя 22 и уравновешивание его с верхним рабочим валком 23 (перемещение валка происходит за счет нажимного устройства). В конце хода рабочего органа (гидравлического уравновешивающего устройства) на гидрораспределитель 6 подается управляющий сигнал y1, переключающий золотник. В этот момент начинается опускание гидравлического уравновешивающего устройства под собственным весом.



Рисунок 4 – Схема гидравлического уравновешивания и диагностирования гидропривода:

1 – регулируемый гидронасос; 2 – электродвигатель; 3 – гидроклапан; 4 – гидроочиститель; 5 – гидроаккумулятор; 6 – гидрораспределитель; 7 – вентиль; 8 – вентиль; 9 – вентиль; 10 – гидроклапан; 11 – бак; 12 – манометр; 13 – манометр; 14 – верхняя траверса; 15 – тяга; 16 – плунжер; 17 – гидроцилиндр; 18 – нижняя траверса.



Рисунок 5 – Общий вид устройства для уравновешивания



Рисунок 6 – Модель главной линии клети 950



        При этом рабочая жидкость из полости гидроцилиндра через гидрораспределитель 6 гидроклапан 10 вытесняется в бак 11. Рабочий орган реверсируется, плунжер и рабочий орган перемещаются вниз со скоростью V2. Таким образом, обеспечивается необходимый угол наклона вала шпинделя 22, плотное прижатие подушек верхнего валка 23 к торцам нажимных винтов и отсутствие зазоров в соединениях шейки валка с нажимной гайкой (раствор между валками будет соответствовать требуемому обжатию). В конце хода рабочего органа вниз на гидрораспределитель 6 подается управляющий сигнал y2 , золотник вновь переключается, соединяет полость гидроцилиндра с нагнетательной гидролинией и рабочий орган вновь начинает перемещаться вверх со скоростью V1 и так далее. Гидроаккумулятор 5 аккумулирует рабочую жидкость под давлением в моменты, когла подача жидкости насосом Qн превышает ее потребности для обеспечения заданной скорости рабочих органов, и отдает эту жидкость в систему, когла расход жидкости, потребляемой гидроцилиндром, превышает подачу Qн насоса.

        Точками диагностирования данной гидросистемы выбраны места присоединения вентилей 7, 8, и 9. К ним, в любой момент, можно подключить средства диагностирования – различные приборы, инстументы и оборудование. С помощью этих средств (манометры 12 и 13, расходомеры, гидротестеры и другие средства) можно будет определить диагностические параметры: давление подачи насоса, подачу насоса, температуру и расход рабочей жидкости и другие параметры (для этого в системе необходимо будет предусмотреть установку и подключение других приборов для диагностирования).

        На рисунке 7 представлена анимация работы плунжера гидроцилиндра уравновешивающего устройства верхнего валка (размер файла – 122,3 КБ; размеры рисунка 212*377 пикселей; 18 кадров; 100 циклов).

Рисунок 7 – Анимация работы плунжера гидроцилиндра уравновешивающего устройства верхнего валка



ВЫВОДЫ

В ходе выполнения магистерской работы была реализована ее цель и решены поставленные задачи исследования, такие как:

– выполнено теоретическое исследование уравновешивающего устройства;

– разработана конструкция роликовых опор и определены места их установки на вал шпинделя;

– определены моменты и усилия прокатки, действующие на рабочие валки;

– определены параметры двигателя вала шпинделя;

– разработаны рекомендации по совершенствованию конструкции уравновешивающего устройства;

– разработана схема гидравлического уравновешивания и диагностирования гидропривода.

        Результатом исследований стало уменьшение деформаций, износа и дополнительных напряжений во всей технологической линии.

        Таким образом, технический результат выполнения данной магистерской работы – повышение надежности и снижение динамических нагрузок металлургического оборудования, входящего в технологическую линию клети 950 обжимного стана.

        В настоящее время продолжаются исследования данной темы магистерской работы. Планируется ее завершение в декабре 2008 года.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Королев А.А. Механическое оборудование прокатных и трубных цехов. Учебник для вузов.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Металлургия, 1987. – 480с.

  2. Королев А.А. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Металлургия, 1985. – 376с.

  3. Игнатьев С.Н., Броуман М.Я., Дмитриев В.Д. Повышение качества заготовок при прокатке на обжимных станах. – М.: Металлургия, 1985. – 104с.

  4. Броуман М.Я. Теория и практика производства толстолистовой стали. – М.: Металлургия, 1982. – с.10–14.

  5. Броуман М.Я. Проблема прочности, 1980. – №9, с.64–68.

  6. Броуман М.Я. Изв. АН СССР. Металлы, 1969. – №1, с.104–170.

  7. Cornfeld G., Johnson K. – Iron and Steel Institute, 1973. – №8, p26–31.

  8. Броуман М.Я. Изв.вузов. Черная металлургия, 1971. – №2, с.93–97.

  9. Броуман М.Я. Изв.вузов. Черная металлургия, 1971. – №4, с.90–95.

  10. http://masters.donntu.ru/2005/mech/filimoshina/library/rab1/index.htm – Электронная библиотека магистра ДонНТУ Филимошиной Дарьи Викторовны. Патент «Уравновешивающее устройство шпинделей».

  11. Томленов А.Д. Теория пластического деформирования металлов. – М.: Металлургия, 1972. – 408с.

  12. Броуман М.Я. Применение теории пластичности в прокатке. – М.: Металлургия, 1965. – 246с.

  13. http://masters.donntu.ru/2005/mech/filimoshina/diss/index.htm – Автореферат магистра ДонНТУ Филимошиной Дарьи Викторовны на тему: «Совершенствование конструкции гидравлического уравновешивающего устройства шпиндельного соединения клети 950 в условиях ЗАО "Истил (Украина)"».

  14. Руденко В.И., Нижник Н.В. Уточнение закона распределения давлений между контактными поверхностями универсального шпинделя // Прогрессивные технологии и системы машиностроения: Межд. сб. научн. тр. – Донецк: ДонНТУ, 2005.– Вып. 29. – С. 154–159.

  15. Руденко В.И., Нижник Н.В. Распределение давлений между контактными поверхностями шарнира скольжения универсального шпинделя // Металлургическая и горнорудная промышленность.– 2005.–№2.–С. 89–91.

  16. Руденко В.И., Нижник Н.В. Исследование характера взаимодействия элементов шарнира универсального шпинделя скольжения // Защита металлургических машин от поломок. – Вып.7.– 2003.– С. 40–44.

  17. Руденко В.И., Нижник Н.В. Анализ нестационарных процессов главной линии прокатного стана как системы с распределенными параметрами // Защита металлургических машин от поломок: Сб. науч. тр. – Мариуполь, 2005. – Вып. 5.– С. 19–23.

  18. Руденко В.И., Нижник Н.В. Определение нагрузок в главной линии прокатного стана при нестационарных режимах работы // Теория и практика производства листового проката: Сб. научн. тр. – Липецк: ЛГТУ, 2005.– Ч. 2. – С.109–116.


Автобиография Электронная библиотека Перечень ссылок Отчет о поиске Индивидуальное задание

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДонНТУ
ПОРТАЛ МАГИСТРОВ ДонНТУ


© ДонНТУ, Гурин Сергей Николаевич, 2008