Автобиография
Автореферат
Ссылки
Отчет о поиске
Электронная библиотека
Индивидуальное задание
ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ

ДОКЛАД
по дисциплине «Философия науки и техники»
по теме: «Учение В.И.Вернадского про биосферу и её переход в ноосферу»
Мезникова Е.А.

ВВЕДЕНИЕ

В истории науки было немало выдающихся исследователей, которые занимались отдельными направлениями естествознания, но реже появлялись ученые, объединявшие все накопленные знания о природе. Такими были Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, а также Владимир Иванович Вернадский.

В. И. Вернадский был всеобще развитым человеком, он свободно владел многими языками, общался с крупными зарубежными учёными, всегда находился в центре научных знаний. В центре его исследований были различные методологические проблемы, многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, природа научных мировоззрений и пр.

Вернадский увидел и показал единство социально-исторических и естественноисторических законов эволюции человечества и предсказал будущее нашей планеты – переход биосферы в ноосферу.

Учение о биосфере Земли является одним из крупнейших и интересных обобщений В. И. Вернадского в области естествознания, а учение о переходе биосферы в ноосферу – вершина творчества. Термин «ноосфера» был впервые введён в 1926-1927 гг. П. Тейяром де Шарденом и Е. Леруа в статьях, написанных после того, как они прослушали курс лекций В. И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии. Тейяр де Шарден употреблял термин «ноосфера» как синоним «царства человеческого разума», проникнутого единым религиозным мировоззрением.

В. И. Вернадский применял этот термин в материалистическом смысле. Ноосфера у В. И. Вернадского – не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. В 1926 г. в статье «Мысли о современном значении истории знаний» он писал: «Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества» [1]. Именно эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и организованным трудом и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества, он и назвал впоследствии ноосферой. Вернадский постарался создать теоретическую концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком среды жизни.

В современном представлении биосфера – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Ноосфера («ноос» – разум, дух с греческого) – новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Современная цивилизация уже начинает понимать, что продукты ее развития оказывают угнетающее действие на среду обитания, создавая ощутимые отрицательные обратные связи. Эти вопросы затрагиваются в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства, научных трудах, политических документах.

В данной работе рассматривается подход В.И.Вернадского к проблеме возникновения жизни. Анализируется концепция перехода биосферы в ноосферу в современный период времени.

1 ПОНЯТИЕ БИОСФЕРЫ

В своей работе «Очерки геохимии» Вернадский пишет: «Живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть «земная оболочка», которую знаменитый австрийский геолог Э.Зюсс почти 60 лет назад назвал «биосферой» и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом» [2, с.115]. В книге «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» он пишет по этому поводу: «Биосфера и её приближённый синоним – Лик Земли – оба понятия, введённые Э.Зюссом, но сейчас коренным образом изменённые ходом дальнейшего исследования, ярко определяют основные черты поверхности нашей планеты: близость к Космосу, не повторяющуюся на нашей Земле, и существование исключительно на ней живого вещества. «Лик Земли» – картина Земли, если смотреть на неё из просторов Космоса» [3, с.156].

Наиболее распространённым является представление о биосфере только как о оболочке планеты, т.е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Биосфера в духе миропонимания Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством фундаментальных параметров.

Определяя биосферу, Вернадский пишет: «Э.Зюсс (1831 – 1914) и геологи того времени могли смотреть и на проявление жизни и на Лик Земли, как на независимые друг от друга явления. Сейчас для нас ясно, что Лик Земли не является результатом «случайных явлений», а отвечает определённой резко ограниченной геологической «земной оболочке» – биосфере – одной из многих других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет» [3, с.156].

В.И.Вернадский подчеркивает два важнейших, с геологической точки зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с деятельностью живого вещества. Из этого следует, что понимание жизни как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком смысле слова) процессами. Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, т.е. к определению тех условий, при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. В.И.Вернадский пишет: «Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни. Должны были сразу появиться биоценозы» [4, с.419].

По мнению В.И.Вернадского, земная кора – это область былых биосфер. Биосфера существовала на протяжении геологической истории от криптозоя до наших дней и была широко проникнута живым веществом. Биосфера – это открытая система, существующая, вероятно, столь же долго, как и сама Земля. В работе «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» В.И.Вернадский пишет: «Мы не знаем никакого промежутка времени на нашей планете, когда на ней не было бы живого вещества, не было бы биосферы» [3, с.160].

Вернадский неоднократно подчёркивает, что ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. «В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и всё человечество, от которого он не может быть отделён, неразрывно связаны с биосферой – с определённой частью планеты, на которой они живут» [5, с. 504].

2 ПЕРЕХОД БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ: ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ

В книге «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы.

1. Заселение человеком всей планеты.

«Потенциальная возможность захвата поверхности всей планеты путём размножения одним организмом, одним его видом присуща всем организмам, ибо для всех них закон размножения выражается в одной и той же форме, в форме геометрической прогрессии» … «По-видимому, явление захвата всей поверхности планеты одним каким-нибудь видом широко развито для водной жизни у микроскопического планктона озер и рек и для некоторых форм – по существу тоже водных – микробов, поверхностных покровов планеты, распространяющихся через тропосферу. Для более крупных организмов мы наблюдаем это почти в полной мере у некоторых растений. Для человека это начинает выявляться в наше время. В ХХ столетии им охвачен весь земной шар и все моря. Благодаря спехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром, нигде не может быть одиноким и потеряться беспомощно в грандиозности земной природы»… «Количество людей, населяющих нашу планету, стало увеличиваться примерно 12-20 тыс. лет тому назад, когда человек стал менее зависим от недостатка пищи в связи с открытием земледелия» [6, стр. 134-135].

Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете" [7, с.136]. До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации.

Рост и развитие сети Internet, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идёт сейчас подобно тому, как идёт размножение и эволюция живых организмов. На это в своё время обратил внимание Вернадский: «Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путём в биосфере всё растущее множество новых для неё косных природных тел и новых больших природных явлений» [7, с.132]. «...Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов» [7, с.134].

Если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. «Всякий научный факт, всякое научное наблюдение где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нём классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы» [7, с.143]. Но если раньше для того, чтобы вышла в свет научная работа, чтобы научная мысль стала известной миру, требовались годы, то сейчас любой учёный, имеющий доступ к сети Internet, может представить свой труд, например, в виде так называемой WWW странички на обозрение всем пользователям сети, причём не только текст статьи и рисунки, но и подвижные иллюстрации, а иногда и звуковое сопровождение. Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров» [7, с.140]. Можно считать, что и это предсказание Вернадского сбылось.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Организация Объединённых наций (ООН) является одним из связующих звеньев в этом вопросе.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Вернадский писал «Открытие огня явилось первым случаем, когда живой организм овладел и сделался хозяином одной из сил природы» [6, с. 138] «Открытие огня тем более удивительно, что в биосфере проявления огня и света до человека было относительно редким явлением и проявлялось главным образом, когда занимало большое пространство, в формах холодного света, каким являлись свечение неба, полярные сияния, тихие электрические разряды, звезды и планеты, светящиеся облака. Однако только Солнце, источник жизни, являлось одновременно ярким проявлением света и тепла, освещало и грело планету» [6, с. 139] «Человек использовал как источник энергии, огня – продукты жизни – сухие растения. Сохранились и создались многочисленные мифы об его создании. Но самым интересным явилось то, что человек употребил для этого приёмы, которые едва ли давали огонь в наблюдавшихся им способах произведения огня в биосфере до сделанных им открытий. Древнейшими приёмами явились, по-видимому, перевод в тепло мускульной силы человека (сильное терние сухих предметов) и высекание искры и улавливание её из камня. Сложная система сохранения огня была в конце концов выработана в быту сотни или более тысяч лет назад. Поверхность планеты резко изменилась после этого открытия. Всюду засверкали, гасли и появлялись очаги огня, где только жил человек. …Человек создавал огонь в среде живой природы, подвергая её горению. Этим путём, путём степных палов и лесных пожаров, он получил силу, по сравнению с окружающим его животным и растительным миром, которая вывела его из ряда других организмов и явилась прообразом его будущего» [6, с.141 – 142] «…для человека даже при наличии открытия огня, в начале его культурной работы, тайга и тропические леса представляли почти непреодолимую преграду для земледелия. Он должен был долго бороться при этом с тем сопротивлением, которое ему оказывали насекомые и дикие млекопитающие, растительные паразиты и сорняки, захватывавшие огромную, а нередко подавляющую часть продуктов его труда» [6, с.143] «Земледелие могло проявиться как геологическая сила и изменить окружающую природу только тогда, когда одновременно с ним проявилось и скотоводство, т.е. когда одновременно с выбором и разведением растений, нужных ему для жизни, человек выбрал и стал разводить нужных ему животных. Человек бессознательно совершал этим геологическую работу, вызывая большее размножение определённых видов растительных и животных организмов, создавая себе всегда доступную концентрированную пищу и обеспечивая пищей определённые виды нужных ему животных. В скотоводстве он получал не только обеспеченную пищу, но увеличивал свою мускульную силу, позволявшую раньше расширять площадь, занятую земледелием. В рабочем скоте он получил новую для него форму энергии, позволившую прокармливать большее количество населения, воздавать большие поселения, городскую культуру, освобождаться от угроз голода как неизбежного явления… Но земледелие одно, даже без скотоводства, резко меняет окружающую природу. Ибо в окружающей его живой природе все свободные площади заполнены живым веществом, и , для того чтобы вести новую жизнь, человек должен очистить ей место, очистить площадь от другой жизни. Но больше того, он непрерывно должен охранять создаваемую им жизнь от окружающего напора жизни – от животных и растений, бросающихся в открываемое им пустое место. Он должен охранять и плоды своего труда от животных и растений, без этого их поедающих, – от млекопитающих, птиц, насекомых, грибов и т.п. Мы видим, что и до сих пор он не может окончательно с этим справиться» [6, с. 146-147] «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня. Движение повёрнуто быть не может, но оно носит характер жестокой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, который может длиться два-три поколения, может быть и больше. В том переходном состоянии, среди интенсивной борьбы, в которой мы живём, кажутся маловероятными также и длительные остановки идущего процесса перехода биосферы в ноосферу» [6, с. 150]

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии.

Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того – атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророчески писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?» [8, с. 331]. Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки.

7. Равенство людей всех рас и религий.

Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Это условие соблюдается почти во всех странах с парламентской формой правления

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжёлого экономического положения в науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания науки созданы международные фонды.

10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в стране, стоящей на пороге голода и нищеты. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века, несомненно, начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере.

12. Исключение войн из жизни общества.

Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном – биосферном – аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества – единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Задача созидания ноосферы – это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира.

Характерная черта ноосферного учения – устремленность в будущее, которую в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вернадский В.И. мысли о современном значении истории знаний [Электронный ресурс] /В.И. Вернадский //Трагедия свободы. Библиотека. – Режим доступа: http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_225.htm – (4.04.2009)

  2. Вернадский В.И. Очерки геохимии /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни /Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.: Сов. Россия, 1989. – С. 113-119.

  3. Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни /Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.: Сов. Россия, 1989. – С. 155-166.

  4. Вернадский В.И. Об условиях появления жизни на Земле /Вернадский В.И.//Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков /Сост. Г.П.Аксенов. – М.: Современник, 1993. – С. 415-425.

  5. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере /Вернадский В.И. //Философские мысли натуралиста /Сост. М.С.Бастракова, Н.В.Филлипова, Н.Ф.Овчинников, Ф.Т.Яншина. – М.: Наука, 1988. – С. 503-512.

  6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление /В.И. Вернадский //Философские мысли натуралиста /Сост. М.С.Бастракова, Н.В.Филлипова, Н.Ф.Овчинников, Ф.Т.Яншина. – М.: Наука, 1988. – С. 20-204.

  7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.: Сов. Россия, 1989. – С. 131-155.

  8. Вернадский В.И. Предисловие к книге «Очерки и речи» /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни /Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.:Сов. Россия, 1989. – С. 330-333.

К началу страницы

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Автобиография | Автореферат | Ссылки | Отчет о поиске | Электронная библиотека| Индивидуальное задание