Русский Украинский Английский
ДонНТУ -- > Портал магистров ДонНТУ


Электронная библиотека







Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Биография

Инд. задание

Доклад по курсу: «Философия науки и техники»
на тему: «Взаимодействие наук и их методов»

Автор: Душинская Н.А., магистр
Донецкий национальный технический университет
e-mail: natalya_sufi@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ

В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливающееся "онаучивание" практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической (ценностной) суверенности науки.

Данная тема актуальна, так как взаимодействие наук имеет большое значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук. Чем больше появляется новых наук и чем дробнее становится их собственная структура, тем труднее и сложнее становится их объединение в общую единую систему.

Целью исследования является выявление и изучение основных тенденций и вариантов НТР, анализ и оценка ее многообразных социальных последствий, определение методов взаимодействия наук, механизмов связи науки и практики.

Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них – использование данной наукой знаний, полученных другими науками. "Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены" [1,c. 34].

Уже на "заре" науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие – в том числе и гуманитарные – науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожин: "Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию" научной культуры" [2, с. 275].

Разделение наук, приведшее к возникновению фундаментальных отраслей естествознания и математики, развернулось полным ходом начиная с эпохи Возрождения (вторая половина XV в.). Объединение наук сначала отсутствовало почти полностью. Важно было исследовать частности, а для этого требовалось, прежде всего, вырывать их из их общей связи. Однако во избежание того, чтобы все научное знание не рассыпалось бы на отдельные, ничем не связанные между собой отрасли, подобно бусинкам при разрыве нити, на которую они были нанизаны, уже в XVII в. стали предлагаться общие системы с целью объединить все науки в одно целое. Однако никакой внутренней связи между науками при этом не раскрывалось; науки просто прикладывались одна к другой случайно, внешним образом. Поэтому и переходов между ними не могло быть. Так в принципе обстояло дело до середины и даже до конца третьей четверти XIX в. В этих условиях продолжавшееся нараставшими темпами разделение наук, их дробление на все более и более мелкие разделы и подразделы были тенденцией, не только противоположной тенденции к их объединению, но и затруднявшей и осложнявшей эту последнюю: чем больше появлялось новых наук и чем дробнее становилась их собственная структура, тем труднее и сложнее становилось их объединение в общую единую систему.

Вследствие этого тенденция к их интеграции не могла реализоваться в достаточно заметной степени, несмотря на то, что потребность в ее осуществлении давала себя знать с все нарастающей силой. Начиная с середины XIX в. тенденция к объединению наук впервые обрела возможность из простого дополнения к противоположной ей тенденции (к их дифференциации) приобрести самодовлеющее значение, перестать носить подчиненный характер.

1. МЕХАНИЗМЫ СВЯЗИ НАУКИ И ПРАКТИКИ

До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл – от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику. Это существенно затрудняет оптимальное использование достижений научно-технического прогресса. В ходе практической реализации идеи, а иногда и после этого начинают выявляться непредвиденные – и далеко не всегда желательные – эффекты. Они, как правило, тем больше, чем уже и одностороннее рассматривается и решается комплексная по своей сути проблема. Ликвидация таких эффектов отвлекает значительную часть научного и технического потенциала. Конечно, сегодня мы можем не знать точно, какими именно будут в каждом конкретном случае нежелательные последствия практической реализации новых научно-технических достижений. Но уже имеется достаточный опыт для того, чтобы предвидеть саму возможность их возникновения и быть готовыми к их ликвидации.

Проблема внедрения, а точнее, проблема создания современного механизма взаимодействия науки и практики заслуживает глубокого и всестороннего комплексного исследования. Его необходимо организовать и начать как можно скорее, ибо каждый выигранный год обернется многими сэкономленными миллиардами $. И не только теми, которые пока оседают в науке мертвым капиталом, но и теми, многократно большими, которые нам могло бы дать увеличение утилизации практически значимых научных результатов.

Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самой науки, порождая новые отрасли знания на стыке общественных, естественных и технических наук. Наиболее характерный пример тому являет собой экология. Экологические проблемы возникли не сегодня. Их возраст – возраст цивилизации. Но только к середине XX в. они из теневых и практически неразличимых превратились в первостепенные. Таково одно из важнейших следствий НТР – установления нового типа отношений природы и общества. Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе. НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс...

"Мы отнюдь не властвуем над природой так, – писал Ф.Энгельс, – как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы ... мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее... все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять"[3]. Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременно развивает и потенции остальной природы.

Для построения единой теории взаимодействия общества и природы, для рационального управления этим взаимодействием существенно важна

взаимодополняемость познавательных средств и подходов общественных, естественных и технических наук. Но не менее важно и то, что такая взаимодополняемость оказывается необходимой и при решении конкретных и неотложных экологических проблем. Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее задача – целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности человека, оперирующего с современными техническими устройствами и системами. Эргономика, опирается на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или иначе изучающих труд. Однако она имеет особый объект исследования: системы "человек – машина – окружающая среда", которые она рассматривает в их целостности, во взаимодействии их компонентов. Такой комплексный подход – необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать достижению социальных результатов – сохранению здоровья людей и развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где человеку приходится вступать в контакт с современной техникой.

Взаимодействие наук осуществляется не "вообще", а в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного, естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием, следовательно, стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений.

Комплексность – важнейшая черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без

исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех его аспектов и проявлений.

Один из важных и показательных результатов усиливающегося взаимодействия наук – возникновение и распространение в современном познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного содержания. Дальнейшее развитие таких научных подходов и методов, введение их в повседневный обиход – еще один путь к укреплению взаимосвязи общественных, естественных и технических наук.

2. МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУК

Две следующие формы взаимосвязи наук – их "переплетение" и "стержнезация". Анализ процесса взаимодействия наук в наше время позволяет сделать следующий вывод: основными тенденциями в эволюции современных наук начиная примерно с середины ХХ в. с момента полного развертывания научно- технической революции – стало движение в сторону их "переплетения" и их "стержнезации". Однако в самой структуре научного знания, в его архитектонике еще сильны и дают себя знать его "родимые пятна", свидетельствующие о рождении наук в период господства односторонне-аналитического метода исследования. В самом деле, начиная с XVI – XVIII вв. все научное знание было расчленено на ряд фундаментальных отраслей, резко обособленных между собой. Это повлекло за собой два следствия:

1) членение знания на его отдельные отрасли, т.е. узкую специализацию;

2) образование между этими отраслями резких разрывов, т.е. полное обособление одной специальности от другой.

Последующее развитие наук в сторону установления их взаимосвязи стало преодолевать эти следствия односторонне примененного анализа: первое следствие осталось, в сущности, незатронутым, и весь научный прогресс совершался и нередко совершается пока в рамках прежних отдельных наук. Преодолено лишь второе следствие благодаря возникновению наук промежуточного характера.

В прошлом внутренняя связь наук обнаружилась как возникновение переходных "мостов" между ранее разобщенными между собой науками. Но за пределами этих "мостов", т.е. за пределами промежуточных отраслей научного знания, каждая фундаментальная наука продолжала заниматься своим собственным предметом – своей специфической формой движения или специфической стороной объекта изучения, отгораживаясь от других наук.

Однако за пределами таких "мостов" сами научные "берега", соединяемые этими "мостами", оставались по-прежнему обособленными друг от друга, замкнутыми в себе. В дальнейшем эти ранее обособленные науки приводятся во все более активное взаимодействие, во взаимный контакт. Сначала это были различные естественные науки, остававшиеся в основном все еще обособленными одна от другой и замкнутыми по-прежнему в себе; так это происходило, например, при одновременном изучении не только жизни, но и других объектов природы, скажем, мантии земной коры или космоса.

Всем этим был сделан существенными шаг в сторону преодоления былой замкнутости наук и включения их в общее, объединяющее их исследование природных вещей и процессов. При этом объединяющим их началом, стимулом, вызывающим необходимость и возможность их взаимодействия, служило то, что они изучали один и тот же общий для них объект природы. Постепенно такое взаимодействие наук усиливалось в громадной степени, оказывая свое влияние на всю структуру современного научного знания.

"Переплетение" наук означает такое их взаимодействие, когда несколько наук входят между собой в более или менее длительный контакт в целях решения какой-либо сложной научной проблемы или разработки какого-либо многогранного направления.

Междисциплинарные направления и отрасли науки возникали не только в форме заполнения пропастей между ранее разобщенными, изолированными науками в результате прямого "переплетения" этих наук между собой, но и в форме возникновения таких наук, которые пронизывают собой как стержнем многие другие отрасли научного знания. Такова кибернетика, пронизавшая собой науки, имеющие дело с управляемыми и самоуправляющимися системами (жизнь, общество, техника). Так, "стержнезация" наук дополняет их "переплетение" и пересекается с ней, образуя в итоге сложную систему различных форм и путей развития процессов взаимодействия современных наук. Более сложные формы взаимосвязи наук – их "переплетение" и их "стержнезация". Науки фундаментальные, промежуточные и прикладные с техническими начинают "переплетаться" между собой самым различным образом и пронизываются стержневыми науками.

Высшая форма взаимодействия наук – их комплексообразование. При этом во взаимодействие вступают не только науки одного профиля, но и науки всех отраслей. Комплексность в научном понимании – это не простое сложение методов различных наук, не простое следование синтеза за анализом, а слияние наук воедино при изучении общего для них объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из важных путей взаимодействия наук – взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была "уловлена". Для этого нужны были свои собственные – биологические методы и приемы их исследования.

Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности[5, c. 386].

В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет большое значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.

Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках "стыка", взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования "единой науки будущего".

ЛИТЕРАТУРА
  1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.: “Прогресс”, 1986. – 432с.
  2. Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты. – М.: “Наука”, 1984. – 275с.
  3. Взаимодействие наук как фактор их развития. Сборник научных трудов. – Новосибирск: "Наука", 1988. – 214с.
  4. Кохановский В. П. Философия для аспирантов: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 452с.