русский язык

украинский язык

французский язык

английский язык
Магистр ДонНТУ Прокопец Евгений Григорьевич Факультет: Электротехнический.
Специальность: Электрические станции.
Кафедра: Электрические станции.
Тема выпускной работы:
Усовершенствование программы моделирования локальных дефектов изоляции в системе собственных нужд ТЭС.
Руководитель: д.т.н., профессор Гребченко Н.В.
     Автобиография    Автореферат   Библиотека    Ссылки    Отчёт о поиске     Индивидуальный раздел

РЕФЕРАТ
по теме магистерской работы
"Усовершенствование программы моделирования локальных дефектов изоляции в системе
собственных нужд ТЭС."
ВВЕДЕНИЕ

   Немало методов и технических средств кон­троля электрических параметров электрических машин используется в релейной защите. Но методам выявления развивающихся дефектов в узлах, которые выполняют механические фун­кции, все же не уделяется должного внимания. Однако эти дефекты часто приводят к авариям с катастрофическими последствиями, и суще­ствует объективная потребность в разработке и исследовании новых методов выполнения за­щиты

1 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

    Своевременное выявление дефектов в узлах, выполняющих механические функции, и их устранение может предотвратить немало аварий и стать высокоэффективным средством повышения надежности работы электродвигателей и систем электроснабжения в целом [1]. Это особенно важно, когда машины работают в условиях, где затруднен или ограничен доступ для выполнения технического обслуживания и ремонта.
    Так, если дефект в подшипнике остается незамеченным, то подшипник под действием усиливающейся вибрации, как правило, разрушается. Вследствие этого нарушается осевая симметрия машины, вращающийся ротор деформирует активную сталь и изоляцию обмоток статора, что неизбежно приводит к аварии.

2 СВЯЗЬ РАБОТЫ С НАУЧНЫМИ ПРОГРАММАМИ, ПЛАНАМИ, ТЕМАМИ

    Квалификационная работа магистра выполнялась на протяжении 2009-2010 гг. в соответствии с научными направлениями кафедры «Электрические станции» Донецкого национального технического университета.

3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Имеется большое количество электродвигателей, многие из которых устаревшие. Следовательно, можно определить цель работы: Разработать оптимальную защиту, которая бы эффективно защищала электродвигатель от внутренних механических повреждений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
  • сформулировать математическую постановку задачи;
  • с учетом решаемой задачи разработать способ измерения электрических параметров;
  • на основе полученного разработать программу, для снятия и анализа полученных измерений.
    Объектом исследований является асинхронный электродвигатель.
    Предметом исследований являются методы и алгоритмы для создания программы.

4 НАУЧНАЯ НОВИЗНА

    Научная новизна работы заключается в разработке нового, современного метода определения механических повреждений электродвигателя. Идея данного метода заключается в выявлении сигналов соответствующих вибрациям при повреждении подшипников электродвигателя, их отсеивании и определении повреждения.

5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Результаты исследования связи механических возмущающих воздействий на ротор асинхронного двигателя с током ротора дают основание полагать, что предложенный метод позволяет выявлять дефекты в механической части машины путем частотной фильтрации отдельных составляющих тока статора и контроля их уровня.

6 ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ПО ТЕМЕ

   
При повреждении подшипников или нарушении центровки валов электродвигателя и приводимого им механизма, момент сопротивления, воздействующий на вал электродвигателя, периодически изменяется с частотой, пропорциональной частоте вращения вала. Периодическое изменение момента сопротивления вызывает появление в токе статора электродвигателя составляющих с частотой, пропорциональной частоте вращения вала. Отделение этих составляющих от составляющих тока основной частоты и контроль их уровня позволяют обнаружить дефекты в механической части машины.

    Связь отдельных составляющих тока статора с характером воздействий на ротор при возникновении механических дефектов можно установить, пользуясь общепринятой эквивалентной схемой замещения асинхронного электродвигателя, приведенной на рис.1.

Схема замещения асинхронного электродвигателя
Рисунок 1. Схема замещения асинхронного электродвигателя
(анимация: объем - 42.1 kбайт; размер - 441х157; состоит из 40 кадров; задержка между кадрами - 100 мс; задержка между последним и первым кадрами - 0 мс; количество циклов повторения - бесконечно)
    Ток фазы статора асинхронного электродвигателя, в соответствии со схемой замещения, при синусоидальном напряжении питания определяется по формуле

формула

формула

где i1 и i'2 — ток намагничивания и ток ротора электродвигателя; Ulm — амплитуда напря­жения питания; х1 и х'2 — индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора; s — скольжение; ω1 — частота питающего напряжения.
    Скольжение асинхронного электродвигателя, в свою очередь, зависит от вращающего момента, а следовательно, от момента сопротивления вращению. Для анализа удобно использовать представление момента сопротивления Мс суммой статической М0 и периодической синусоидальной составляющих (рис.2):
формула
    Здесь Мa и α — амплитуда и круговая частота периодической составляющей момента сопротивления.

Решая уравнение движения ротора электродвигателя:

формула


    Для процесса динамического торможения  получим уравнение:
формула
где   формула  формула   M – вращающий момент
Механическая характеристика
Рисунок 2. Механическая характеристика

электродвигателя; J — момент инерции агрегата двигатель-механизм; ω0 — синхронная угловая частота вращения ротора; SH и MH — номинальные скольжение и вращающий момент электродвигателя.
    На линейном участке механической характеристики связь скольжения s и вращающего момента можно выразить уравнением:
формула
    Тогда для установившегося режима работы получим:
формула
где   формулаформула
  Периодическое изменение скольжения вызывает периодическое изменение эквивалентного сопротивления электродвигателя. Изменение этого сопротивления, в свою очередь, вызывает изменение тока статора с частотой α. Однако источник питания имеет частоту , отличную от α, и, следовательно, в токе статора появляются составляющие не только с частотой сети, но и с частотами, определяемыми ме­ханическими возмущениями.
    При реальных соотношениях параметров электродвигателей, когда скольжение не превышает 0,1 [3]:
 формулаформула
    Для получения наглядных зависимостей можно принять х1 + х'2 = Rl = 0 и представить ток статора следующим уравнением:
формула
  Подставив в это выражение значение тока намагничивания и разложив произведение синусоидальных функций на две составляющие, получим:
формула
где I0m и ψ — амплитуда и фаза тока намагничивания; β = ω1 - α; γ = ω1 + α.

  Как видно, ток статора при механических повреждениях электродвигателя содержит составляющие с частотами, равными частоте источника питания  , разности частот источника питания и вращения ротора β = ω1 - α и сумме этих частот γ = ω1 + α.
        Если машина имеет р пар полюсов, то частоты составляющих можно рассчитать по формулам:

формулаформула

      Приняв s = s0 и частоту питающей сети равной 50 Гц, можно оценить диапазон изменения β' и γ'. Ограничившись режимами работы электродвигателя, при которых скольжение может изменяться от 0,001 до 0,1, получим для двухполюсной машины (синхронная скорость 3000 об/мин) следующие диапазоны возможных изменений частоты: β' = 0,5+5 Гц, γ' = 99,5+95 Гц.
      Следует отметить, что чем больше полюсов имеет машина, тем меньше изменяются частоты β' и γ' при изменении скольжения и тем ближе они к частоте источника питания. Так, для электродвигателя с р=6 (синхронная скорость 500 об/мин) частоты, соответственно: от 41,75 до 42,5 Гц и от 58,25 до 57,5 Гц.
Амплитуда составляющих тока статора с частотами β и γ зависит не только от напряжения питания и собственных электрических параметров электродвигателя, но и от амплитуды переменной составляющей скольжения, которая, в свою очередь, определяется амплитудой колебаний момента сопротивления вращению вала и инерционностью вращающихся элементов агрегата.

    Из соотношения
формула
следует, что чем больше величина αTп, тем меньше изменяется скольжение при измене­нии момента сопротивления и меньше амплитуда анализируемых составляющих тока.

    Приняв во внимание равенство

формула

где Рн - номинальная мощность двигателя, можно отметить, что инерционные свойства проявляются больше у высокоскоростных двигателей, чем у тихоходных. Кроме того, собственный момент инерции двигателя связан с его номинальной мощностью степенной зависимостью с показателем больше 1, поэтому увеличение номинальной мощности двигателя влечет за собой усиление его инерционности.

    Для электродвигателей общего применения с номинальными мощностями от 2,2 до 22 кВт, работающих в режиме, близком к номинальному отношение отношение  может составлять от отношение

Осциллограмма тока статора
Рисунок 3. Осциллограмма тока статора

до отношение . Большее значение соответствует тихоходному (синхронная скорость 500 об/мин) двигателю с меньшей номинальной мощностью, а меньшее значение — быстроходному (синхронная скорость 3000 об/мин) двигателю с большей номинальной мощностью.

    В нормальных эксплуатационных режимах момент сопротивления, а следовательно, и вращающий момент электродвигателя с круговой симметрией ротора не зависит от угла поворота вала и не содержит переменной составляющей момента. Поэтому скольжение не изменяется периодически и в токе статора отсутствуют составляющие с частотами, отличными от .
    На рис.3 представлена осциллограмма тока статора асинхронного электродвигателя номи­нальной мощностью 2,2 кВт и синхронной скоростью 1500 об/мин с нагрузкой в виде суммы постоянной и синусоидальной составляющих, полученная путем математического моделирования. Для проверки адекватности использованной математической модели асинхронного двигателя рассматриваемому процессу проведены исследовательские испытания асинхронных двигателей с искусственно созданными дефектами в механической части. В результате сравнительного анализа осциллограмм токов статора моделируемого и реального объектов установлено, что предложенная математическая модель может быть использована при разработке средств релейной защиты.

Результаты исследования связи механичес­ких возмущающих воздействий на ротор асин­хронного двигателя с током ротора дают осно­вание полагать, что предложенный метод по­зволяет выявлять дефекты в механической части машины путем частотной фильтрации отдельных составляющих тока статора и конт­роля их уровня.

На рис.4 показана структурная схема устрой­ства для выявления дефектов в механической части асинхронного двигателя.

Выделение составляющих тока статора с ча­стотами, отличными от частоты источника пи­тания, осуществляется специальным режекторным (заграждающим) частотным фильтром. Использование здесь высокодобротного филь­тра с фиксированной узкой полосой загражде­ния не позволяет получить достаточной селективности

Структурная схема устройства для контроля состоя­ния механической части асинхронного двигателя

Рисунок 4. Структурная схема устройства для контроля состоя­ния механической части асинхронного двигателя

Это связано с тем, что при отклоне­нии частоты в сети, питающей защищаемый электродвигатель от номинальной частоты 50 Гц в ту или другую сторону, классический режекторный фильтр не обеспечивает максимально­го ослабления составляющих сигнала с часто­той питающей сети. Кроме того, составляющие тока статора с частотами, кратными частоте ис­точника питания (появление которых не свя­зано с дефектами в узлах электродвигателя, вы­полняющих механические функции), не ослаб­ляются и воспринимаются устройством как по­лезный сигнал. Все это может привести к лож­ным срабатываниям. Поэтому специально для устройства разработан фильтр, в котором час­тота максимального ослабления сигнала строго равна частоте в питающей сети, что достигает­ся путем использования метода синхронного детектирования [4].

Сигнал, пропорциональный напряжению питающей сети, подается от датчика напряже­ния на вход формирователя импульсов, где из синусоидального входного сигнала формируют­ся прямоугольные импульсы длительностью много меньше периода входного сигнала. При­чем частота следования этих импульсов равна частоте напряжения питающей сети.

Выходные импульсы формирователя импуль­сов подаются на управляющий вход электрон­ного ключа в коммутаторе. Ключ находится в разомкнутом состоянии и периодически крат­ковременно замыкается под действием управ­ляющих импульсов, соединяя информационный вход коммутатора с выходом. Таким образом, с выхода датчика тока на вход запоминающего элемента подаются выборки значений тока ста­тора защищаемого электродвигателя с частотой, равной частоте напряжения питающей сети.

В нормальных условиях, при исправных под­шипниках, ток статора асинхронного двигателя

Временные диаграммы, соответствующие нормально­му состоянию механической части машины

Рисунок5. Временные диаграммы, соответствующие нормально­му состоянию механической части машины

имеет синусоидальную (или близкую к ней) форму. Поэтому выборки значений тока, соот­ветствующие определенной фазе сигнала, в ус­тановившемся режиме (когда амплитуда тока не изменяется) имеют одинаковые значения (рис.5). В результате, на выходе аналогового запоминающего элемента устанавливается сиг­нал постоянного уровня. Этот выходной сиг­нал подается на вход фильтра верхних частот. Поскольку входной сигнал фильтра имеет по­стоянное значение, то сигнал на его выходе равен нулю.

Далее выходной сигнал фильтра последова­тельно обрабатывается формирователем моду­ля, фильтром нижних частот и пороговым эле­ментом. Поскольку уровень сигнала равен нулю, он не изменяет состояния выхода поро­гового элемента и, следовательно, не вызывает срабатывания исполнительного органа.

При возникновении механического дефекта в подшипнике или нарушении центровки ва­лов двигателя и приводимого им механизма момент сопротивления вращению становится зависимым от угла поворота вала. В этих усло­виях при вращении вала момент сопротивле­ния периодически изменяется. Следовательно, скольжение, связанное с вращающим момен­том линейной зависимостью, периодически из­меняется с частотой, равной частоте вращения вала. Периодическое изменение скольжения вызывает периодическое изменение эквивален­тного входного электрического сопротивления электродвигателя. Изменение этого сопротив­ления, в свою очередь вызывает изменение тока статора с частотой вращения вала

Временные диаграммы при наличии дефекта в меха­нической части электродвигателя

Рисунок 6. Временные диаграммы при наличии дефекта в меха­нической части электродвигателя

В этих условиях выборки тока статора, по­даваемого на вход запоминающего элемента, отличаются одна от другой, и уровень сигнала на выходе запоминающего элемента изменяет­ся (рис.6). Этот переменный сигнал проходит через фильтр верхних частот, выпрямляется формирователем модуля, усредняется фильтром нижних частот и поступает на вход порогового элемента. Если уровень сигнала выше порога срабатывания, то пороговый элемент воздей­ствует на исполнительный орган, который фор­мирует сигнал, информирующий о появлении дефекта или отключающий защищаемый элек­тродвигатель.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Обоснована возможность выявления дефектов в подшипниковых узлах асинхронных электродвигателей по току статора.
  • Результаты исследования связи механических возмущающих воздействий на ротор асинхронного двигателя с током ротора дают основание полагать, что предложенный метод позволяет выявлять дефекты в механической части машины путем частотной фильтрации отдельных составляющих тока статора и контроля их уровня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булычев А.В., Ванин В.К. Метод контроля состояния механической части асинхронного электродвигателя // Электротехника. - 1997. - № 10.

2. Гейлер Л. Б. Основы электропривода. Минск: Высшая школа, 1972.

3. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболевская. М.: Энергоатомиздат, 1982.

4. Гребченко  Н.В.  Определение  параметров  изоляции  с  учетом  статической  и  динамической  несимметрии нагрузки / Н.В. Гребченко, Д.В. Полковниченко, А.А. Сидоренко // Наукові праці Донецького нац. тех. університету. Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ». -  2007. - С. 241-244.

5. Свириденко П.А., Шмелев А.Н.  Основы автоматизированного электропривода. М.: Высшая школа, 1970.

6. Сивокобыленко В.Ф., Нури Абделбассет. Диагностика состояния короткозамкнутых роторов асинхронных машин // Электричество. - 1997. - № 3.

7. Гребченко Н.В., Полковниченко Д.В. Экспериментальные исследования установившихся режимов работы асинхронных электродвигателей при наличии в них дефектов // Сборник научных трудов ДонГТУ. Серия: электротехника и энергетика, выпуск 17. - Донецк: ДонГТУ. - 2000.

8. Гашимов М.А. Логические методы диагностики технического состояния электрических машин // Электричество. - 1999. - № 7.

9. Гармаш В.С. Метод контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного двигателя // Энергетика. - 1990. - № 10.

10. http://www.vibration.ru/osn_vibracii.shtml
Даётся пояснение - что такое вибрация, как она возникает и как её измерять.

При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: 1 декабря 2010 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.
     Автобиография    Автореферат   Библиотека    Ссылки    Отчёт о поиске     Индивидуальный раздел