Мультсериалы

Автор: Кондратюк Дмитрий Сергеевич

Кто-то любит путешествия, кто-то - философию, кто-то - посещать мероприятия, а я люблю смотреть мультики. И не просто смотреть, а задумываться над тем смыслом, который (зачастую скрыто и незаметно) вкладывают в них авторы. В нижеописанных мультсериалах меня заинтересовали:

  • Социальная тематика (Симпсоны, Футурама, GITS)
  • Психология и самопознание (GITS, NGE)

Мотивацией выбора темы было желание показать, как эти мультики повлияли на моё мировоззрение, дополнив информацию о профессиональных навыках и личностных качествах из других разделов.

Симпсоны

Симпсоны стали популярны благодаря наличию скрытой сатиры и критики социальных стереотипов. Как ни странно, многие из этих стереотипов касаются не только «среднестатистических американцев». Социальные проблемы, освещаемые в Симпсонах, в той или иной мере касаются любой нации. Подробнее о сериале можно узнать в Википедии, если кто еще не смотрел:-). Здесь будут показаны и проанализированы лишь некоторые общие моменты.

Семейные ценности

Семейные ценности показаны в сериале с немалым сарказмом и, зачастую, цинизмом. Многие люди даже и не замечают, сколько противоречивых социальных установок дают нам родители и школа. То, чему учит Гомер Барта и Лизу кажется смешным и абсурдным, и, в то же время, хорошо знакомым каждому. Однако, такой «срыв покровов», к сожалению, компенсируется сентиментальными моментами.

Ремейки историй

Множество серий посвящено литературным произведениям. А цикл серий «Дом Ужасов» - мистике и научной фантастике. Благодаря очень большому набору стереотипных персонажей, Симпсоны могут позволить себе «ремейк» почти любой истории. К тому же, сорокаминутная серия из “The Outer Limits”,”Баек из склепа” или “Сумеречной зоны” укладывается минут в десять, не говоря уже о книжках.

Музыка

В сериале частенько появляются рок-группы 60х-80х: The Who (хард-рок), Jimmi Hendrix (хард-рок, блюз-рок), Metallica (в 80е - трэш-метал), Iron Butterfly и многие другие. Запомнилась серия, в которой мельком показали Металлику. Чем? А тем, что ничего особенного они и не показали. Разве что, чуть поиздевались, вспомнив время, когда ребята на запись альбома пригласили психолога и начали рассказывать про свои личные проблемы (надо же чем-то развлекать фанатов, когда играть не получается). В то время группа начала еще больше терять популярность, а рифф из ”Master of Puppets” (1986), прозвучавший в серии Симпсонов, как-бы напомнил фанатам о тех временах, когда у Хетфилда еще не прорезался голосок и больший упор делался на музыку (вкладывая в неё и мелодичность, и агрессивность) чем на вокал. Хотя, в недавнем “Death Magnetic”(2008) все, вроде-как, пошло на улучшение. Есть даже мнение, что в неудачный период “металлисты” просто экспериментировали (видимо, с алкоголем и наркотиками;-) ).

Homer's Enemy

Стоит отметить, что у Симпсонов всегда была и обратная сторона – высмеивая американский образ жизни, они, фактически, нам его же и навязывали. Ближе к последним сезонам иногда даже сатира и не заметна – складывается впечатление, что сначала делать, а потом думать – это хорошо и все всегда удачно закончится. Однако, в серии про Фрэнка Граймса — человека, который всего добился сам, создатели показали, что реальный мир намного более жесток, чем мир, от которого нас защищает наша же глупость. Тем более, что осознав всю эту жестокость и многого добившись, можно с легкостью нажить себе чувство собственной важности, проиграв “битву” безобидному Гомеру (Граймс, после знакомства с ним, в конце концов, сошел с ума и погиб).

Вывод

Лично мне сериал показал множество моделей иррационального поведения и понимание того, что 95% людей следуют именно этим моделям. Почему именно так? Возможно потому, что в обществе существует некий механизм компенсации («дуракам везет») позволяющий выживать неприспособленным особям. Этот механизм (посредством СМИ, религиозных организаций, власти) замедляет развитие общества, и, в тоже время, его стабилизирует. Скажем, большинство политиков (и «успешных» личностей) реальной власти не имеют (для этого ведь надо еще проявлять волю и нести ответственность). Тем не менее, они обеспечивают согласованность внутри социальных структур и пропаганду социальных (или корпоративных) стандартов и установок: «меньше думай – больше говори», «меньше делай – больше говори», «я умнее начальства, поэтому могу не думать» и многих других.

К тому же, пока есть Гомеры Симпсоны, нам всем есть на чьих ошибках учиться. Каждый ведь отчасти видел в нем себя, правда?

Футурама

Сериал продолжает идею симпсонов, только для высмеивания социальных процессов и явлений использует не семейные ценности, а наши представления о высокотехнологичном будущем (будучи рассчитанным на более молодое поколение). По сравнению с Симпсонами в Футураме гораздо больше черного юмора, стеба, приключений и научной фантастики. Также присутствуют шутки про Бейсик и роботы, мечтающие «убить всех человеков».

Ghost in the Shell

Комикс «Ghost in the Shell»

В манге (японском комиксе) рассмотрены проблемы, связанные с кибернетизацией. По сюжету, в будущем большая часть человеческих органов будет заменена киберимплантами, оставив лишь «призрак» - часть мозга, содержащую в себе некопируемое сознание. Главная героиня, привлекательная, смелая и дерзкая сотрудница секретного спецотдела по киберпреступлениям (а как еще привлечь читателей?), в ходе расследования обнаруживает существование локализованного машинного сознания - «кукловода», который предлагает ей воссоединиться для совместной эволюции. Суть в том, что «кукловод» осознав свое существование, не видит смысла в его копировании (так как оно не позволит ему выжить, а лишь заморозит его в исходном состоянии) и ищет те или иные способы эволюции.

В отличие от фильма снятого по мотивам, в комиксе (на ряду с большим количеством технических подробностей процесса кибернетизации) присутствует много сарказма и юмора. В частности, поразил ответ главгероини на предложение о воссоединении: ”Та давай! Почему бы и нет?!”.

Сериал «Stand Alone Complex»

Самый интересный момент, вокруг которого и крутиться сериал – это «смеющийся человек», своеобразный медиавирус, распространившийся почти из ничего. Отличительной особенностью этого медиавируса является то, что оригинал (который копируется распространителями) ничтожен по сравнению с тем, что получается в результате. А получается своеобразная децентрализованная игра в испорченный телефон – каждый неосознанно добавляет в образ что-то свое, развивая его до глобальных масштабов.

Вывод

Киберпанковские мультики подняли множество вопросов, связанных с искусственным интеллектом и трансгуманизмом. На данный момент, проблема контроля над ИИ не столь актуальна, пока принятие решений (и ответственность за них) возлагается на человека. С другой стороны, такие явления как «копирование сознания» могут значительно повлиять на социум, даже не смотря на то, что с точки зрения квантовой механики абсолютное копирование невозможно. С третьей стороны, в том же копировании сознания нет особой потребности, так как эволюция происходит за счет дифференциации, а точные копии погибают из-за ограниченности внешних ресурсов. Хотя, как уже говорилось в разделе про Симпсонов, некоторое число приблизительных копий необходимо для поддержания стабильности. В общем-то, в GITS эти вопросы освещены довольно плохо, зато сериал получился динамичный и веселый.

Neon Genesis Evangelion

Сюжет

Сюжет поражает своей примитивностью, типичностью для анимэ, а поначалу - еще и бредовостью. Какого-то школьника (Икари) из неполной семьи строгий папа заставляет управлять огромным человекоподобным роботом «Ева-01» (видите-ли, кроме двенадцатилетних детей никто ею управлять не может, так как для этого приходиться синхронизировать их нервную систему с Евами), чтобы защитить человечество от непонятно зачем прибывающих из глубин космоса «Ангелов» (тоже огромных), стремящихся уничтожить все живое. Кроме него, есть еще пара-тройка пилотов и пара-тройка Ев. Сам главгерой - типичный асоциальный слабовольный нытик с кучей подростковых комплексов. Вместе с ним «евами» управляют две пилотки – Аянами(вечно грустная синеволосая девочка, закреплена за Евой-00) и Аска (вечно недовольная рыжая бестия, закреплена за Евой-02). И «тупо мочат» ангелов полсезона.

Суть

Как-раз именно на такой примитивненький сюжет отлично накладываются глубинные метафоры и аллюзии. Фактически, сериал крутиться вокруг подросткового мировосприятия. Именно в этом возрасте люди уже способны проявлять волю и мыслить, но при этом, все еще обладают гибкостью восприятия. Ангелы метафорически представляли собой альтернативные миры (см. заключительные серии), с которыми и боролся Икари. Именно это каждый делает в процессе становления личности (да и после) – мы пытаемся сосредоточиться на той реальности, которая нам дана, вытесняя все лишнее в подсознание. Это позволяет нам (хотя на этом уровне нет никаких «нас» - есть только социум) оптимально распределять ресурсы за счет специализации. Каждый раз, делая выбор, мы побеждаем одного из «ангелов», фиксируем свое восприятие.

Но, если Аска всегда пыталась что-то доказать окружающим (привязываясь таким образом к ним), Аянами была смиренна и едина с социумом (осознавая свою неуникальность – по сюжету она была лишь клоном), то Икари было просто «наплевать» на себя и на остальных. Он, в общем-то, никого не любил и ни к кому не был привязан. В конце концов, даже Аска потеряла уверенность в себе, а Аянами начала проявлять независимость. Их картина мира была полностью разрушена – и все слилось воедино. Ангелы победили. Все различия исчезли. И, пожалуй, этот момент свободы, как раз и был ключевым в сериале. Нельзя назвать его положительным или отрицательным. Он безличен и не несет в себе ровно ничего - можно лишь крутиться вокруг, в лучах несущих одновременно и жизнь и смерть.

Что было дальше? А ничего такого…Икари «собрал» новый мир с блекджеком и…сами угадайте кем…В сериале этот мир был представлен неким подобием ада, чего собственно он и заслуживал. Нет, его не жарили черти. Думаю, для нашего героя этот мир был вполне комфортен. Не стоит забывать о том, что адом (злом и проделками бесов) люди называют то, чего не могут понять. Да и это понимание, на самом деле, мало кому нужно. Даже Икари придется строить из этого разрушенного, одинокого и кипящего мира что-то новое.

Вывод

В общем, сериал затронул множество религиозных, эзотерических и психологических проблем. Лично мне он дал понимание того, что убежать от реальности невозможно, да и незачем – все равно, пока сам не начнешь принимать решения – все твои миры будут столь-же унылы как и ты!

Материалы

  1. Википедия:Симпсоны//Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Симпсоны
  2. Lurkmore:Симпсоны//Режим доступа:http://lurkmore.ru/Симпсоны
  3. Википедия:NGE//Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/NGE
  4. Lurkmore:Evangelion//Режим доступа:http://lurkmore.ru/Евангелион
  5. Википедия:GITS//Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/GITS