Костецкая Галина Юрьевна

Костецкая Галина Юрьевна

Факультет: Вычислительной техники и информатики

Кафедра: Прикладной математики и информатики

Специальность: Программное обеспечение автоматизированных Систем

Тема выпускной работы: Исследование программной модели сверточной нейронной сети для распознавания изображений человеческих лиц.

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук Федяев Олег Иванович

Масляная живопись

Тема моего индивидуального раздела — масляная живопись. Тема выбрана не случайно, так как я увлекаюсь масляной живописью с детства. Сначала- как наблюдатель, а затем — как участник процесса. Моим учителем был мой отчим. Он терпеливо рассказывал о масляных красках, тенях, перспективе и цветовых палитрах мне, непоседливому подростку.

Постоянство памяти Картина «Постоянство памяти», 1931.
Сальвадор Дали (Источник)

Впервые меня поразил и зачаровал и поразил мир масляной живописи когда я открыла и, к своему удивлению, подробно изучила альбомы с картинами, выставленными в известных русских и европейских музеях. У нас дома их было несколько. Также большое впечатление на меня произвел альбом с картинами Сальвадора Дали, изображающими призрачный и удивительный внутренний мир человека.

Масляная живопись требует подготовки и определенных навыков, но труд и время, потраченные на изучение техники с лихвой окупятся возможностями этого вида творческого самовыражения.

История масляной живописи

Поскольку старые мастера были не просто художниками, но и сами изготавливали грунты, краски, растворители, лаки и другие связующие вещества, то и техники и материалы постоянно менялись, так как каждый художник стремился усовершенствовать их. Самыми старыми красками были краски приготовленные из пигментов и натуральных связующих веществ — это в первую очередь воск, известковый раствор, который использовался иногда для фресок, клеи растительного и животного происхождения, а также куриные яйца. Краски изготовленные на их основе не всегда удовлетворяли требованиям художников, так как довольно часто были не прочными, меняли окраску после высыхания, требовали дальнейшего покрытия лаками с целью углубления цвети и т.д. Краски, стертые на масляном связующем, получили широкое распространение в живописи после их усовершенствования фламандским художником Яном Ван-Эйком в начале ХV века. Картины Яна и его брата Гувера поражали современников яркостью и чистотой красок. Как ни охраняли авторы секрет своих красок, некоторые сведения о рецептуре и методах приготовления красок все же проникли в среду художников. Впоследствии секрет Ван-Эйка был утерян, но несомненным остается то, что в состав связующего вещества его красок входили высыхающее растительное масло, смолы и эфирные масла- бальзамы, терпентины. Ну а далее путем проб и ошибок были выявлены те виды растительных масел, которые пригодны для изготовления красок, разработаны различные технологии их приготовления, обработки и облагораживания, которые и по сегодняшний день постоянно совершенствуются [1].

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достижений, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, который никогда не был потом превзойден. Во всей истории масляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материалом и художественными достижениями, является единственным.

Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев до XVIII столетия, но затем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Каррач-чи прежнее техническо-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опорою живописцу, представляются уже стеснением художественной свободы.

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдается в эпоху французских импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, которая последователями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиозных размеров.

Пуантелизм имеет несомненный смысл с художественной точки зрения, но он не вытекает из свойств и характера масляной живописи; новые идеи в искусстве должны искать для своего воплощения иного материала, если они идут вразрез со старым. Таким образом, с научной точки зрения импрессионизм родил фальшивый стиль масляной живописи, который, к сожалению, до сих пор имеет приверженцев среди живописцев [2].

Технология масляной живописи

Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.

Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны.

Краски Краски (Источник)

Лучшие краски содержат всего один пигмент в максимальной концентрации. Но иногда, чтобы заменить токсичный, неустойчивый или дорогой пигмент, краску смешивают из нескольких пигментов. Часто такие краски смешиваются для того, чтобы придать красочному слою прозрачность там, где оригинал укрывист. Хотя большинство красок, полученных подобным способом, уступают оригиналу в чистоте и яркости, случается, что грамотно подобранная смесь ярче и чище оригинала. Единственное — в таких красках ни в коем случае не должно быть белил, так как краска будет абсолютно непригодна для темных глубоких смесей.

Мастихин Мастихин (Источник)

Краски смешивают на палитре кистью или мастихином (специальный «нож» или «мастерок»). Мастихины делают из нержавеющего металла или пластика. Металлические мастихины более надежны и удобны, но могут изменить цвет некоторых пигментов или послужить катализатором для реакции некоторых пигментов в краске. В случае подобного риска обычно используют пластиковый мастихин. Чтобы избежать химических реакций пигментов и сохранить яркость красок, не следует смешивать более трёх пигментов сразу — к оттенку надо идти кратчайшим путем.

Палитрой может служить деревянная дощечка, вощeная бумага, керамическая плитка или кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как оно не впитывает масло, не реагирует с пигментами, легко очищается скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт, что существенно облегчает подбор и смешивание цветов. Так же часто используются профессиональные палитры из промасленного дерева, пластика или оргстекла.

Чтобы разбавить краску или сполоснуть кисточку, используют терпентин или любой другой растворитель — достаточно чистый, чтобы полностью испариться, не оставляя жирных пятен или других загрязнителей, способных испортить краску. Сильно разбавлять краску нельзя, так как она может не прилипнуть к предыдущему слою, если в ней не содержится достаточно масла. Минеральные растворители могут способствовать выцветанию краски. В верхних слоях картины для разжижения краски лучше использовать небольшое количество льняного масла.

Растворитель для мытья кисточки не выливают, а держат в специальной баночке с двойным дном — второе дно с отверстиями. Пигменты постепенно оседают на дно сквозь отверстия, и растворитель можно использовать снова, не боясь побеспокоить осевшую на дно грязь. Кисточку перед мытьем тщательно вытирают тряпкой. После мытья растворителем кисточки моют теплой водой с шампунем и тщательно вытирают, перед тем как убрать. Хранят кисточки обычно ставя вертикально в стакане, головой вверх, чтобы они быстрее высыхали и не теряли форму.

Для придания масляным краскам блеска к ним подмешивают специальные лаки и смолы, например даммарную смолу, растворённую во французском терпентине с добавлением сгущенного на солнце льняного масла. Краски могут потрескаться от избытка лака, поэтому лаков и смол не рекомендуется добавлять более десяти процентов от объема краски.

В современные краски так же часто добавляют вещества ускоряющие высыхание, так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью высохнет.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов и в то же время существенно легче стальных.

Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков — кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности [3].

Техники масляной живописи

В масляной живописи существует две основные техники — живопись в один прием «алла прима» (alla prima) и живопись в несколько приемов.

В техническом отношении метод allaprima является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами краски сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Алла прима Алла прима (Источник)

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необходимые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шероховатой поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Мона лиза «Мона Лиза» работы Леонардо
да Винчи, деревянная доска, масло.
(Источник)

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к краскам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.
Если же рисунок необходим, то он может ограничиться легким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фиксажем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски и таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перенесен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта [4].

Живопись в несколько приемов — метод, используя который художник рисует картину в несколько приемов. В этом случае сначала делается подмалевок, а затем последовательно накладываются слои красок. Этот метод дает возможность полностью использовать ресурсы масляной живописи.

Практические советы начинающим художникам

Мольберт Мольберт (Источник)

Можно ли представить себе мастера, будь то, например, токарь или столяр, который бы не думал о том, чтобы его рабочее место, инструменты и все то, что потребуется для дела, не было, во-первых, под рукой, а во-вторых, в отличном виде. Так и художник.

Выберите удобное место для занятий в своей квартире, оборудуйте рабочий уголок. Самым удобным для художника считается место у северовосточного окна. Здесь на протяжении всего дня условия освещения натуры и холста не будут резко меняться. Окна, выходящие на восток, юг или юго-запад, придется завешивать подсиненными занавесками или оклеивать папиросной бумагой, калькой. Яркие пятна солнечных лучей не должны падать на холст. Ровное рассеянное освещение очень удобно для работы.

Располагайтесь у окна так, чтобы свет падал слева и тень от руки не пересекала холст или лист с рисунком.

Как выбирать кисти для живописи? Этому надо научиться сразу, ибо от качества кистей многое зависит в нашем деле.

Кисти для масляной живописи бывают плоские и круглые, щетинные или из ушного волоса.

Для масляной живописи тоже покупайте скромный набор (не более 20 красок):

  • Белила цинковые
  • Охра светлая
  • Охра золотистая
  • Сиена натуральная
  • Сиена жженая
  • Умбра натуральная
  • Марс коричневый светлый
  • Английская красная
  • Кадмий желтый, красный и оранжевый
  • Стронциановая желтая
  • Изумрудная зеленая (нельзя смешивать с краплаком)
  • Кобальт зеленый светлый
  • Волконскоитовая зеленая
  • Окись хрома
  • Кобальт синий
  • Ультрамарин
  • Кость жженая
  • Краплак средний

Холст очень влияет на качество живописи. Его надо уметь выбирать и грунтовать.

Начинающим рекомендуется холст средней толщины ткани. На грубом холсте будет трудно прорабатывать форму в небольших этюдах. А гладкие ткани, особенно миткалевые, совершенно не годятся, так как на них и красочный слой приобретает гладкую клеенчатую поверхность. Кроме того, эти ткани очень непрочны, их быстро разъедает льняное масло, содержащееся в красках. [5]

Заключение

Как я уже писала, масляной живописью я увлекаюсь с подросткового возраста. Это мое хобби, мой метод расслабиться, погрузиться в свой внутренний мир и показать его окружающим. Рисуя, художник находится в состоянии полного согласия с собой, он выплескивает на холст свои эмоции, переживания. Смотря на картину зачастую можно однозначно определить состояние и эмоции ее создателя.

За время моего увлечения я нарисовала несколько десятков картин — это совсем немного для настоящего художника, но я считаю себя любителем и даже новичком до сих пор.

Вот некоторые примеры моих работ:

Стекло. Масло. 2009
Стекло. Масло. 2009
Стекло. Масло. 2009
Стекло. Масло. 2009
Холст. Масло. 2009
Холст. Масло. 2009
Масло. 2008
Масло. 2008
Стекло. Масло. 2009
Стекло. Масло. 2009
Масло. 2008
Масло. 2008

Ссылки

  1. История возникновения и развития техники живописи маслом.
  2. Приемы масляной живописи
  3. Масляная живопись
  4. Живопись Алла Прима
  5. Практические светы начинающим художникам