ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Кравченко В.Н., Филиппишен И.В.


Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mure/2008_11/13.pdf

  

  Результаты исследования 30 крупнейших компаний мира, проведенного консалтинговой компанией "Price-Waterhouse Coopers" в 2007 году, свидетельствуют о том, что существенными факторами, влияющими на увеличение продаж, является развитие бизнеса в существующих рамках (24% компаний) и выход на новые рынки сбыта (23% компаний). Таким образом, можно утверждать, что практические усилия руководства зарубежных компаний в значительной мере сконцентрированы на улучшении стратегических и конкурентных позиций. Для отечественных предприятий, характеризующихся нестабильным экономическим ростом, неустойчивостью к воздействию макроэкономических и, в частности, рыночных факторов, слабой позицией на мировых рынках, неспособностью конкурировать с импортной продукцией на внутренних рынках, управленческие задачи эффективного развития и ведения успешной конкурентной борьбы на протяжении последних десятилетий остаются приоритетными.

  Экономической категорией, отображающей состояние предприятия, динамику и перспективы его развития в изменчивых рыночных условиях, может выступать «конкурентоспособность предприятия». Согласно определению Европейского форума по проблемам управления, приведенному в , конкурентоспособность – реальная и потенциальная возможности предприятий в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов.

  Профессор А.Н. Захаров и А.А. Зокин исходной позицией определения конкурентоспособности видят производственный выпуск, определяя конкурентоспособность как критерий эффективности производственного процесса и востребованности продукции . Поэтому рост производительности должен выступать приоритетной целью управления предприятием, которая достигается посредством реализации инновационных проектов, внедрения инновационных технологий, разработки инновационной продукции, приносящей большую потребительскую ценность по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов и товарами-заменителями.

  Однако, опираясь исключительно на конкурентоспособность продукции при разработке стратегии развития, предприятие не сможет долго удерживать конкурентные позиции. В стратегическом анализе развития предприятия и оценке его конкурентоспособности используются результаты анализа эффективности его деятельности. Эти две экономические категории (и конкурентоспособность, и эффективность) рассматриваются во взаимосвязи, а во многом они тождественны. Рост конкурентоспособности направлен на повышение прибыльности за счет производства и реализации продукции и услуг, наиболее полно удовлетворяющих запросам и возможностям покупателей и позволяющих благодаря своим особым характеристикам удерживать определенное рыночное пространство, как это отмечено в работах.

  Необходим поиск новых источников обеспечения инновационного развития предприятия и внедрение интегрированных форм взаимодействия со сторонними организациями, позволяющих повысить потребительскую ценность конечной продукции при условии выполнения требования минимизации общих издержек. В этом заключается связь между конкурентоспособностью и эффективностью предприятия. Эффективность зависит от условий хозяйственной деятельности и общего уровня управления бизнес процессами. В качестве обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности используется индекс совокупной факторной производительности: «Он рассчитывается на базе производственных функций путем приведения стоимостных оценок факторов труда и капитала к единой размерности с учетом изменения их вклада в результаты производства по сравнению с базовым периодом».

  Осуществляется это путем пересчета стоимости затраченных ресурсов в постоянных ценах базового года. При этом традиционный алгоритм определения взаимосвязи между факторами и итоговыми показателями эффективности состоит из следующих шагов: определение внутренних и внешних параметров, которые отражают результативность деятельности предприятия; выявление конкурентных характеристик; поиск конкурентных преимуществ; обоснование конкурентоспособности с помощью показателей, оценивающих преимущества и недостатки в деятельности предприятия.

  В данном алгоритме уровень конкурентоспособности в большей степени определяется имеющимися ресурсами и эффективностью их использования, на основе которых формируются конкурентные преимущества с учетом особенностей рыночной среды. Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами, которое можно измерить конкретными экономическими показателями, но их нельзя отождествлять с потенциальными возможностями предприятия потому, что отражают наличие реального положения на рынке . Поэтому в ходе стратегического планирования главной задачей является определение тех параметров, которые уже в настоящее время приносят успех, и тех, которые следует выдвигать в ранг конкурентных преимуществ. Ссылаясь на принципы метода бенчмаркинга , конкурентоспособность предприятия можно представить в виде интегрального показателя стратегической и конкурентной позиции предприятия в виде особого сочетания характеристик его развития, определяющего его место в системе оценок подобных ему предприятий. Следовательно, конкурентоспособность является проявлением его конкурентных преимуществ по всему спектру управленческих задач и выражается посредством иерархии факторов развития: ресурсов, стратегии и управления.

  Таким образом, конкурентоспособность относится к основным показателям оценки эффективности развития предприятия. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования. В исследованиях, посвященных проблеме конкурентоспособности, можно выделить несколько ключевых направлений. Ряд аналитических работ посвящен вопросам определения абсолютных и относительных показателей, другие – касаются вопросов установления характеристик конкурентоспособности, факторов ее определяющих, степень взаимного влияния на конкурентоспособности государства и производителей . Наряду с общетеоретическими исследованиями большое количество работ носит практический прикладной характер, в которых на примере отдельных фирм, предприятий демонстрируется правильность или нецелесообразность принятых управленческих решений . Все подобные методы исследования, определения и оценки конкурентоспособности предприятия имеют констатирующий характер и не позволяют прогнозировать дальнейшее развитие предприятия и тех событий, которые могут существенно повлиять на изменения состояния предприятия, его стратегической и рыночной позиции.

  Целью данной статьи является разработка динамической модели оценки конкурентоспособности предприятия, которая позволяет на основе параметров бенчмаркинга, соответствующих конкурентным преимуществам однородных субъектов рынка, проанализировать сценарии развития предприятия в течение временного интервала любой продолжительности, а также оценить критический период времени, к концу которого завершится переход предприятия из одного состояния в другой. Статические методы определения и оценки уровня конкурентоспособности предприятия объединены в 9 групп, сущность которых заключается в комплексном использовании групповых и единичных показателей эффективности, участвующих в определении конкурентных преимуществ.

  Согласно теории общественного развития и эффективной конкуренции наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб . На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

  В основе методов оценки конкурентоспособности лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности. Именно эти группы показателей использованы в авторской динамической модели оценки конкурентоспособности предприятия. В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. И в четвёртую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

  Следует отметить, что большое количество публикаций, в которых затронут вопрос моделирования конкурентоспособно сти продукции (товара), в частности в работах , используются комплексные характеристики качества продукции и ее потребительской стоимости. Каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, которая отображается через коэффициент весомости. Внешним фактором, влияющим на установление конкурентных преимуществ, является состояние рынка. К его показателям относятся емкость рынка, спрос, предложение, текущая рыночная и равновесная цены, среднеотраслевая норма прибыли. При построении модели динамики КС предприятия были введены следующие допущения. Вследствие ограниченности емкости рынка (за счет высокой его насыщенности) уровень входного барьера в отрасль считается высоким, поэтому появление новых конкурентов не учитывается.

  Допустим также, что товаров-заменителей для данного вида продукции не существует. Компании выпускают однородную продукцию, причем для простоты изложения, валидации и оценки эффективности предполагается, что каждая компания производит и реализует только один вид продукции, хотя многономенклатурная модификации предложенной модели получается в результате введения индекса видов продукции.