ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ UKR | ENG  

Магистр ДонНТУ Стасовская Валерия Викторовна

Стасовская Валерия Викторовна

Факультет экономики

Кафедра экономики предприятия

Специальность: Управление инновационной деятельностью

Научный руководитель: Бондарева Ирина Александровна

Тема выпускной работы:

Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия



Об авторе | Библиотека | Ссылки | Поиск | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Актуальность темы

Стремительное развитие научно-технического прогресса, которое происходит на мировом рынке, имеет своё особенное влияние на сущность всех экономических процессов на предприятии. Переход украинской экономики к рыночным условиям функционирования сопровождается увеличивающимся научно-техническим и технологическим отставанием от индустриально развитых стран, но отечественный научно-хозяйственный комплекс имеет для развития достаточный научный и технический потенциал. Один из основных недостатков в развитии инновационной сферы предприятий заключается в отсутствии эффективной методики управления указанными процессами, которая отвечала бы национальным особенностям и обеспечивала эффективное развитие инновационного потенциала предприятия. Эффективная действующая система управления инновационной деятельностью необходима не только для субъектов хозяйственной деятельности, которые только создаются, но, первее всего, для уже существующих.

Важность инновационного развития для современной экономики Украины переоценить невозможно. Но именно благодаря инновациям должен быть достигнут экономический рост уже в ближайшей перспективе. Восприятие инновационного развитие как основополагающего фактора экономического подъема нашло свое отражение в фундаментальных исследованиях зарубежных ученых: Р.Акоффа, П.Друкера, Ф.Портера, Б.Санто, Б.Твисса.

Активно развивается украинская школа стратегического менеджмента инноваций, в состав которой входят ведущие экономисты-теоретики и практики: А.В.Гринев, Б.М.Данилишин, В.Я.Заруба, Ю.Б.Иванов, С.М.Илляшенко, Е.В.Крикавский, В.И.Ландик, П.А.Орлов, П.Г.Перерва, А.А.Садеков, А.И.Яковлев и другие.

Цель и задачи магистерской работы

Целью исследования является разработка системы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятии. В соответствии с поставленной целью были сформулированы такие задачи:

- провести анализ инновационной деятельности на предприятиях Украины;

- разработать систему сбалансированных показателей для повышения эффективности инновационной деятельности предприятия;

- разработать принципы и стратегию управления инновационной деятельностью на предприятии;

- разработать методику оценки эффективности инновационной деятельности компании;

- исследовать и оценить процесс внедрения стратегического управления инновационной деятельностью;

Объект и предмет исследования

Объектом исследования - инновационная деятельность промышленных предприятий. Предмет исследования - процессы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях.

Методы исследования

Теоретической базой выпускной работы магистра являются объективные законы и фундаментальные положения экономической теории, теории инновационного и стратегического менеджмента, научные труды отечественных и зарубежных ученых.

В работе были использованы такие научные методы: анализа и синтеза для дифференциации и обобщения состава факторов инновационного экономического развития предприятия; классификация для изучения экономической природы разных видов инноваций и определения особенностей методов управления и планирования инновационной деятельности; статистический анализ для оценкии эффективности инновационно-инвестиционной деятельности предприятия; метод экспертной оценки - для исследования состава и природы факторов формирования инновационного потенциала предприятия; графической визуализации выводов исследования.

Основное содержание магистерской работы

Во вступлении раскрыта сущность и состояние проблемы, которая решается; обосновано актуальность выбранной темы; определена цель и задачи исследования, его научна новизна; установлена практическая полезность полученных результатов.

В первом разделе выпускной работы магистра рассмотрены теоретические и методические основы стратегического управления, обоснована необходимость использования инновационной стратегии как основы стойкого развития предприятия.

Большое внимание уделено инновационным процессам. Детально рассмотрена схема инновационного процесса в совокупности и отдельные его составляющие (Рис.1)

Схема инновационного процесса
Рисунок 1 - Схема инновационного процесса (анимация: обьём - 5,5 КБ; размер 691х66; количество кадров - 7; задержка между кадрами - 100мс; задержка между первым и последним кадрами -100мс; количество циклов повторения - бесконечное)

Развитие инновационных процессов в Украине в настоящее время определяется общим состоянием ее экономики, которая в последние годы претерпела глубокий системный кризис. Социально ориентированная рыночная экономика радикально изменила экономическую структуру общества, а следовательно, и приоритеты стратегического управления страной. Внедрение таких нововведений в систему управления производственной деятельностью предприятия в современной экономике требует разработки новой теоретической базы за счет усовершенствования бизнес-процессов и активного инновационного развития.

Основное содержание современного стратегического менеджмента состоит в том, что при принятии стратегических решений предприятие, наряду с внутренними факторами развития должно учитывать рыночную конъюнктуру, т.е. не только моделировать собственное поведение в текущих условиях внешнего окружения, а и полностью охватывать управление внутренними процессами[16]. Он должен базироваться на таких принципиальных положениях, как отличие от классических принципов управления; сосредоточение внимания на проблемах гибкости и адаптированности к постоянным изменениям внешнего окружения; использование системных методов; использование ситуационного подхода; ориентация на новые условия и составляющие развития управления; практическое применение новых принципов менеджмента и т.д. При этих условиях одним из способов решения стратегических задач, нацеленных на стойкое развитие предприятия, может быть разработка и реализация собственной инновационной стратегии.

В другом разделе магистерской работы- проанализировано состояние и тенденции развития инновационной деятельности отечественных предприятий, механизм реализации ее стратегии управления. Рассмотрены методы оценки эффективности инновационной деятельность предприятия; - выявление состава участников инновационного процесса на предприятии и отношения между ними; - методы принятия решения в отрасли стратегического управления инновационной деятельностью предприятия.

В третьем разделе разрабатываются методические подходы к формированию инновационной стратегии в компании и управление ею: методика определения приоритетных целей инновационной деятельности компании; - методические рекомендации по стратегическому управлению деятельности предприятия.

Выводы

В работе магистра на основании проведенных исследований предложено перспективное решение научных задач, касательно усовершенствования стратегического управления инновационной дятельностью предприятий. Содержание основных выводов и рекомендаций приводятся к следующему:

1. Обоснованы понятия, связанные с планированием развития инновационной деятельности, а именно «инновационная стратегия», «стратегия инновационной деятельностью», «стратегия управления инновационной деятельностью». Определение сущности и роли стратегического управления инновационной деятельностью в развитии современной экономической системы Украины происходило на основании рассмотрения динамики рыночных отношений в соответствии со стратегической целью евроинтеграции.

2. Оценка современного состояния стратегического управления, показала, что большинство предприятий не уделяют особого внимания собственным инновационным стратегиям. Для решения отдельных вопросов этой проблемы был усовершенствован механизм функционирования инновационного менеджмента в структуре стратегического управления при помощи построения механизма его реализации, который устаналивает динамическое соответствие между инновационным и другими направлениями деятельности предприятия и помагает, таким образом, повышать иерархический статус инновационного менеджмента.

3. Доказано, что при решении задачи оценки эффективности общей стратегии необходимо учитывать уровень инновационности предприятия, исходя из соответствия его перспективному развитию, существующему инновационному потенциалу и, принимая во внимание, особенности разработанной модели, которая, в отличие от критериев эффективности общей стратегии предприятия, которые определяются состоянием и факторами развития внешней среды, ориентирована собственно на состояние предприятия во внешней среде.

Литература:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2003.

3. Баринов В.А. Экономика фирмы: Стратегическое планирование. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2005. - 240с.

4. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: ТК Велби / Проспект, 2006. - 328с\

5. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономист, 2006. - 296с.

7. Глущенко И.И. Стратегическое управление инновационной деятельностью. - Изд-во: ТОО НЦП "Крылья", 2006. - 356с.

8. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002.

9. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. - М.: Финпресс, 2006.

10. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. - СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. - 240с.

11. Стратегическое управление: Учебник. А.Л. Гапоненко, А.П.Панкрухин, Москва: Омега-Л, 2004

12. Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.

13. Покропивный С. Инновационный менеджмент в рыночной системе хозяйствования//Экономика Украины.-1995.-№2.-С.34-

14.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ., А.Г.Медведева – М.: Экономика, 1998 г.

15. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.

16. Роберт Хеллер. Стратегия продаж и маркетинга: почему интеграция имеет значение на бизнес//http://www.thinkingmanagers.com/management/sales-and-marketing-strategy

Примечание

При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение - 1 декабря 2010 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Об авторе | Библиотека | Ссылки | Поиск | Индивидуальный раздел