Автореферат к дипломной работе

  1. Цель и задачи данного исследования
  2. Актуальность темы
  3. Предполагаемая научная новизна
  4. Предполагаемая практическая ценность
  5. Обзор исследований и разработок по теме
  6. Постановка задачи исследования
  7. Описание механизма сборки магазина
  8. Предполагаемые изменения и дополнения в Prestashop
  9. Заключение
  10. Список литературы

Цель и задачи данного исследования

Цель работы: исследование и усовершенствование системы управления сайтами на примере модификации стандартного дистрибутива e-commerce системы Prestashop[1] с последующей его доработкой для создания быстро разворачивающегося программного пакета для построения интернет-магазина с адаптированными для условий украинского государства параметрами, модулями, настройкам и модификациями кода системы. Получаемая система будет иметь минимальные требования к серверу и уровню знаний в области программирования у конечного пользователя. В результате получится легкий в эксплуатации интернет-магазин, который избавит пользователя от решения задач технического плана и позволит полностью сконцентрироваться на ведении бизнеса.

Результат дипломной работы может также служить прототипом для построения SaaS-решений.

Задачи работы:

Актуальность темы

В последние годы во всем мире растет тенденция к информатизации всех аспектов жизни человека. Эта тенденция коснулась и электронной коммерции. Сейчас в реалиях динамичного и постоянно меняющегося мира актуальность информации играет очень важную роль. Это сильно поспособствовало огромному толчку в переходе сферы торговли и бизнеса из реального мира в сеть интернет. Также динамичность роста и молодость отрасли красочно иллюстрирует тот факт, что во многих странах мира законодательное регулирование коммерции в сети либо отсутствует, либо находидся на зачаточном уровне. С другой стороны отдельное регламентирование коммерческой деятельности в интернет показывает, насколько важным является данный вопрос даже для государств.

Как точно подметил Элвин Тоффлер: «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммутации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий»[2] Возникает спрос на IT-продукты для решения технической стороны задач бизнеса, что приводит к появлению отдельного направления в индустрии: e-commerce решения. ПО всему миру существует множество компаний, которые разрабатывают программные продукты. Но удовлетворить все требования бизнеса в таком бурно развивающемся направлении непросто. Поэтому постоянно требуются новые разработки систем продаж, управления, логистики и пр. систем, а также доработка и модификация уже существующих.

Предполагаемая научная новизна

Создание дистрибутива интернет-магазина подразумевает глубокое исследование организации электронной коммерции в сети интернет, адаптация бизнес-процессов внутри системы: размещение товаров, покупка, возврат, проведение платежей, вопросы логистики и коммуникаций между пользователями и владельцами магазина. Также вопрос быстрого развертывания магазина с автоконфигурированием требует исследования оптимального механизма изменения данных и разработки программного пакета для решения этой задачи. Данный механизм является упрощенным прототипом для построения SaaS-систем, которые ещё только набирают обороты в области электронной коммерции. Для разработки и модификации системы будет предложен новый эффективный способ развертывания системы на веб-сервере.

Предполагаемая практическая ценность

Как видно из обзоров Яндекса[3] и ресурса watcher.com.ua [4], в Украине присутстует большой спрос на услуги интернет-магазинов. В свою очередь это способствует постоянному появлению новых торговых представительств и онлайн-магазинов в интернете. Но для старта бизнеса в интернете всё ещё необходимы немалые первоначальные финансовые вложения, потому что адаптированные коробочные решения (1С-Bitrix, UMI.CMS) весьма дороги, а бесплатные аналоги требуют больших доработок перед запуском. Поэтому потребность в таком программном продукте весьма высока.

Обзор исследований и разработок по теме

Аналогичные решения в области электронной коммерции предлагают в основном крупные компании, которые зачастую являются платными. Основными и широкоизвестными программными продуктами являются Magento, Prestashop, 1C-Bitrix, UMI.CMS. Все они предоставляют функционал для работы интернет-магазина, но различаются по базовому набору функций, сложности порога входа для пользователей и разработчиков, стоимости и требованиям к веб-серверу.

Bitrix ориентирована на корпоративные сайты, информационные и справочные порталы, социальные сети, интернет-магазины, сайты СМИ, пригодна для создания других видов веб-ресурсов. Для хранения данных сайта используется файловая система сервера и реляционная СУБД. Поддерживаются следующие СУБД: MySQL, Oracle, MS SQL. Продукт работает на Microsoft Windows и UNIX‐подобных платформах, включая Linux.

Из плюсов стоит отметить наличие мастеров быстрой настройки при создании сайта, что позволяет быстро развернуть систему с готовыми к работе настройками, а также наличие в админпанели возможности гибко управлять сайтом. Но есть и минусы: система платная и редакция для построения решений электронной коммерции стоит больших денег, а также требуется обучение пользователя использованию всех возможностей системы, т.к. админпанель достаточно сложная неподготовленному пользователю. Также доработка внешнего вида или функционала требует обращения к специалистам. Системой выставляется ряд требований к веб-серверу, так что нужно подбирать достаточно мощный пакет на хостинге.

UMI.CMS — коммерческая система управления сайтом (CMS), написанная на языке программирования PHP. Создаётся с 2004 года командой российских разработчиков «Юмисофт». В массовую продажу поступила в 2007 году. Существует в бесплатной и коммерческой версиях. На основе UMI.CMS создаются сайты различной тематики и размеров: сайты‐визитки, каталоги товаров, интернет‐магазины. UMI.CMS требует небольших системных ресурсов. Работоспособна на виртуальном хостинге. Кроссплатформенна. Использует СУБД MySQL. Позволяет использовать другие источники данных. Поддерживает технологию динамической загрузки изменений AJAX. Главная идеологическая особенность UMI.CMS — user-friendly интерфейс. Например, поддерживается изменение структуры сайта с использованием drag&drop. В последних версиях используется способ редактирования содержания страницы и компонентов страниц на самом сайте без перехода в административный интерфейс и диалоговых окон. В UMI.CMS используются поведенческие технологии. Система позволяет отслеживать, как двигался по сайту посетитель, настраивать рекламу индивидуально под каждого пользователя. UMI.CMS использует стандартный XSLT-шаблонизатор или внутренний системный шаблонизатор. Для связи с базой данных используется управляемая объектная модель, поверх которой построена CMS.

UMI.CMS в некотором плане похожа на Bitrix, потому что обе системы направлены на разработку стандартных решений с минимальными доработками. И лицензия на использование и код предоставляются за плату. Глубокая доработка системы представляет большую трудность для разработчиков и требует глубокого знания архитектуры системы.

Magento, в отличие от двух вышеупомянутых систем, предоставляет полнофункциональную бесплатную версию для использования в своих проектах с открытым исходным кодом. По данным Alexa, Magento — самая популярная система управления интернет-магазинами в мире на февраль 2011 г. Для пользователя предлагается по-настоящему огромный набор функций для построения интернет-магазина. Но это же является и минусом в том плане, что сложность разработки под Magento очень высокая из-за развитой архитектуры системы. Поэтому выбор в пользу этой системы стоит делать только в случае достаточно крупных проектов или типовых решений, требующих минимальной доработки.

Prestashop является оптимальным решением для построения малых и средних сайтов как по скорости развертывания и доработки, так и по удобству эксплуатации из-за достаточной простоты системы. К тому же эта система является бесплатной и очень активно развивается разработчиками и сообществом. Что делает Prestashop оптимальной системой для реализации задач магистерской работы.

Постановка задачи исследования

Традиционные способы установки и конфигурирования e-commerce систем предоставляют лишь базовый ограниченный набор настроек и последующая конфигурация требует определенных навыков администрирования конкретной системы. Для ускорения времени от установки до полноценного запуска (не считая установки шаблонов) необходимо исследовать оптимальный механизм развертывания на сервере и набор установленных и настроенных модулей для магазина, а также позволить пользователю выбрать начальные настройки (варианты пакетных настроек). Исследование оптимального и эффективного способа решения этого вопроса позволит реализовать программный продукт-надстройку над Prestashop, которая облегчит конечным пользователям использование системы, а разработчикам сэкономить время на базовое развертывание проекта и сконцентрироваться на реализации технических задач проекта.

Описание механизма сборки магазина

Процесс развертывания основывается на стандартном скрипте установки и будет проходить в 8 ступеней и разделен на такие функциональные блоки:

  1. Загрузка на сервер дистрибутива
  2. Открытие в браузере мастера установки и ввод первоначальных настроек сервера для старта процесса установки.
  3. Развертывание файловой структуры системы. Копирование дополнительных модулей и файлов в систему.
  4. Формирование структуры базы данных и заливка первоначальными данными, необходимыми для работы, а также примерами для тестирования магазина из коробки.
  5. Применение дополнительных правок по-умолчанию, разработанных в процессе написания магистерской работы
  6. Запуск дополнительного мастера конфигурирования и ввод дополнительных параметров.
  7. Инсталляция модулей. Применение изменений.
  8. Завершение процесса установки. Отображение руководства дальнейших действий для старта работы с магазином, полезные советы и ссылки на полезные ресурсы и руководства пользователя.

Наглядно пошаговый процесс проиллюстрирован на рисунке 1.

пошаговый процесс развертывания системы Рисунок 1. Процесс развертывания системы
7 кадров. Задержка: после первого кадра = 3,1 сек; после остальных кадров = 3 сек.
Количество повторений анимации = 3. Размер анимации: 628px х 358px.
Размер файла: 46,5 Kbytes. Создано при помощи Adobe Photoshop CS 5

Весь процесс представляется весьма несложным для конечного пользователя и должен занять не более часа, включая загрузку на сервер дистрибутива. Это сможет сделать даже человек без специальных навыков в программировании и администрировании веб-сайтов.

Предполагаемые изменения и дополнения в Prestashop

Предполагается, что будет создан дополнительный скрипт для добавления и изменения данных в базовую установку таких данных, как переводы, настройки системы, служб доставки, валют, служб доставки, правил для валидации адресов, адаптации отчетности под требования отчественных пользователей. Также необходимо будет включить в установку набор модулей для улучшения и расширения функционала. Без дополнительных платежных систем будет невозможно принимать платежи. Также предполагается добавить ряд модулей для улучшения работы с продуктами: кросспокупки, сортировка в категориях, дополнительные блоки у продуктов, работа со скидками и другие.

Важным замечанием является то, что внесенные изменения будут минимально касаться ядра системы и влиять на встроенный в систему механизм обновления на новые версии, поэтому в процессе исследования и разработки следует обратить особое внимание на изменения в ядре системы и при необходимости воспользоваться механизмами переопределения базовых классов, которые хорошо описаны в соответствующей библиотечной статье магистерского сайта.

Базовый шаблон для сайта следует максимально адаптировать для потребностей большинства владельцев магазинов. Необходимо будет реализовать:

Для улучшения понимания пользователем мастер развертывания сайтом будет дополнен пошаговыми инструкциями и краткой инструкцией пользователя с наличием ссылок на полную документацию по интересующим моментам в работе системы.

Заключение

Специфика готовых решений поставленной задачи в существующих программных продуктах такова, что наиболее удобные являются платными. А в бесплатных аналогах сейчас уделяется малое внимание такому вопросу, как мастера начальной настройки веб-сайтов. Поэтому исследование существующих механизмов и разработка новых не только позволят выполнить поставленные задачи на базе системы Prestashop, но и позволят реализовать описанные механизмы на других популярных программных продуктах. А в перспективе данная разработка может послужить прототипом для построения SaaS-сервиса для интернет-магазинов.

Список литературы

  1. Официальный сайт e-commerce cms Prestashop
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prestashop.com
  2. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ./ Э.Тоффлер.- М.:ООО "Издательство АСТ", 2002.-776с.
  3. Досліження Яндекса: інтернет-магазини
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/yandex-ua/replies.xml?item_no=1624
  4. 8,5% українців здійснюють покупки в інтернет-магазинах (дослідження GfK)
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://watcher.com.ua/2011/11/04/8-5-ukrayintsiv-zdiysnyuyut-pokupky-v-internet-mahazynah-doslidzhennya-gfk/
  5. Электронная энциклопедия, статья «Электронная коммерция»
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F
  6. Lau, S Q.: Domain Analysis of E-Commerce Systems Using Feature-Based Model Templates, 2006
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gp.uwaterloo.ca/sites/default/files/2006-lau-domain-analysis-of-e-commerce-systems-using-feature-based-model-templates.pdf
  7. Czarnecki, K., M. Antkiewicz, and C H P. Kim: Multi-level customization in application engineering, 2006
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gp.uwaterloo.ca/sites/default/files/cacm06.pdf
  8. K. Bauknecht, S.K. Madria, and G. Pernul (Eds.): EC-Web 2001, LNCS 2115, pp. 81-90, 2001.
    © Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2001
  9. Prasad B. Intelligent Techniques For E-commerce. Journal of Electronic Commerce Research, Vol.4, No.2, 2003, 65 - 71.
  10. Mihaela ROTARU, Comparative Analysis of Free E-Commerce Platforms. Journal of Applied Collaborative Systems, Vol. 2, No. 4, 2010, 97 - 112.
    [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jacs.ro/2010-Volume02/number04/paper008-fullpaper.pdf