КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

А.С. Калюжный, О.Г. Павлов

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Источник:
  • http://elibrary.ru/item.asp?id=13919272


  • По сравнению с традиционными методами контроля знаний студентов компьютерный контроль обладает явными преимуществами. Одно из них – сокращение времени, необходимого для проверки и оценки качества заданий, выполненных обучаемыми, а также на анализ полученных данных. Немаловажно и то, что компьютерный контроль в отличие от традиционных методов проверки усвоения учебного материала может использоваться в группах студентов любой целесообразной численности. Изучение научной литературы, а также практического опыта Нижегородского государственного технического университета, других вузов Нижнего Новгорода показало, что в настоящее время разработаны и реализуются разнообразные программные средства организации контроля знаний студентов. Как правило, они ориентированы на широкий круг пользователей, не имеющих специальной подготовки в области программирования. Несмотря на это существующие программные средства позволяют преподавателям конструировать тесты и обеспечивают обратную связь со студентами. Авторами настоящей статьи установлено, что более 70% преподавателей для оценки качества знаний студентов и повышения эффективности учебного процесса осуществляют дидактический мониторинг. Следует отметить, что дидактический мониторинг – это относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные технологии оценки качества обучения реализовывались и ранее. Наши наблюдения и анализ их результатов позволяют сделать вывод, что он создает предпосылки для системной оценки качества обучения и как результата, и как процесса. Это объясняется тем, что объектом мониторинга может выступать не только отдельно взятый студент, но и группа, а также целый студенческий поток.
    Вследствие этого, как показал опрос профессорско-преподавательского состава вузов, мониторинг качества обучения позволяет:
    – сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки преподавателя на экзамене;
    – оперативно вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс;
    – выявлять студентов с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для поддержки их обучения с целью сохранения контингента.
    Анализ практики подготовки специалистов показывает, что система контроля знаний студентов в форме мониторинга обладает существенными достоинствами. Среди них наиболее очевидны:
    – возможность учета всех видов работ студента в течение семестра (типовые расчеты, зачетные работы, тесты, посещаемость);
    – обеспечение единства требований по отношению к каждому студенту;
    – возможность реализации принципа гласности и наглядности результатов оценки;
    – развитие навыков самостоятельной работы студентов при выполнении типовых расчетов и стимулирование качественного изучения ими теоретического материала не только в процессе промежуточного контроля, но и в течение всего учебного семестра и на всех видах занятий;
    – стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов с целью формирования их оценочного потенциала, влияющего на результаты промежуточной аттестации.
    Анализ теории и практики осуществления дидактического мониторинга в ряде вузов Нижнего Новгорода показал, что наиболее широко применяется метод компьютерного тестирования как обладающий существенными преимуществами перед традиционными способами контроля. Инструментом измерения учебных достижений студента в случае использования этого метода является правильно сконструированный дидактический тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, а также служит реализации системного подхода к изучению учебной дисциплины. Компьютерное дидактическое тестирование в большинстве вузов используется, как правило, лишь как средство объективного контроля знаний после завершения изучения каждого раздела (модуля) учебной программы по дисциплине.