ТЕСТИРОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)

А.П. Ковалев, Е.В. Крючкова

Московский государственный технологический университет «Станкин»

Источник:
  • http://elibrary.ru/item.asp?id=13054437


  • Тестирование как метод контроля знаний стал распространенным явлением в нашей жизни. Тестированию подвергаются люди при приеме на работу и при повышении в должности. Тестирование – основа известного ЕГЭ. Без тестирования невозможен сегодня процесс обучения студентов в вузе. О достоинствах и недостатках тестов идут оживленные дискуссии среди педагогов школ, преподавателей вузов, психологов и менеджеров по персоналу. В МГТУ «Станкин» на кафедрах факультета ЭМИТ накоплен уже достаточно большой опыт проведения тестирования студентов экономических специальностей по самым разным дисциплинам. В настоящее время ощущается острая потребность в обмене этим опытом и выработке рекомендаций по организации тестов самым эффективным образом. Проведенная в феврале 2009 г. государственная аттестация вуза и нескольких основных специальностей заставила еще раз обратить внимание на этот методический инструмент. Ведь непременным элементом аттестации является проверка остаточных знаний студентов тестирующими средствами Федерального центра тестирования в режиме интернет-экзамена. Наши студенты по некоторым дисциплинам показали низкие результаты интернет-экзамена. Конечно, можно отметить несовершенство некоторых тестов, их недостаточную увязку с рядом дисциплин по содержанию, но нельзя не признать, что наши студенты еще недостаточно приучены к работе с тестами, часто теряются при новой постановке отдельных, хотя и известных задач. Это еще раз убеждает нас в том, что практика тестирования должна стать более распространенным явлением в деятельности нашего университета. В системе высшего образования применение тестирования знаний студентов имеет свои предпосылки. Традиционные способы контроля знаний студентов страдают рядом недостатков. Обычная практика проведения зачетов и экзаменов предполагает непосредственное общение преподавателя и студента, что вообще хорошо. Но на этом все плюсы заканчиваются, далее пошли минусы. Во-первых, готовясь к ответу на экзаменационный билет, студенты обычно активно прибегают к шпаргалкам, списыванию из конспектов и книг, обмену информацией друг с другом. Зачеты и экзамены обычно растягиваются на длительное время, что создает благоприятные возможности для указанных действий. Экзаменационные билеты обычно содержат два – три вопроса, поэтому круг проверяемых знаний небольшой. Преподаватель тратит еще время на дополнительные вопросы, чтобы полнее выяснить степень владения студентом учебного материала. Зачеты и экзамены в их традиционной опросной форме настраивают студента на «зубрежку», натаскивание на готовые ответы. Проверка способности студента к анализу связана с дополнительными усилиями преподавателя и дополнительной тратой времени. Объективная оценка результатов зачета или экзамена под силу только весьма опытному преподавателю, а у молодых преподавателей возможны конфликты со студентами при их неудовлетворенности оценкой. Субъективности трудно избежать. В настоящее время одной из первейших задач контроля знаний является быстрая и объективная контрольная операция. Большие трудности возникают у преподавателей при промежуточном внутрисеместровом контроле знаний студентов. В «Станкине» действует очень эффективная система внутрисеместрового контроля «Ритм». Два раза в течение семестра преподаватель должен проставить отметки по результатам проверки первого и второго модуля. Преподавателю отведено очень мало времени на такой контроль. Но он должен дойти до каждого студента. Простой опросный метод часто не эффективен. Иногда все сводится к простановке оценки по результатам посещаемости занятий, что, понятно, неправильно, и говорит не о знаниях студента, а о его недисциплинированности. Применение тестирования стало объективной потребностью, благодаря этому методу снимаются многие трудности. Проверка знаний идет динамично, одновременно над тестом работает вся группа, что экономит время преподавателя. Динамичный режим и многообразие вопросов затрудняют возможности недобросовестных и неподготовленных студентов к списыванию и подсказкам. Снимается субъективный фактор. Хорошо построенные тесты заставляют студента размышлять, сопоставлять варианты ответов и искать правильный ответ, поэтому тестирование относится к активной форме контроля знаний. Тестирование экономит время преподавателя по время самой контрольной операции, но эта экономия достигается большими расходами времени и сил при подготовке тестов. Чтобы составить качественный тест, необходимо соблюдать некоторые общие методические приемы, на которых мы далее остановимся. Количество и содержание вопросов в тесте зависит от того, какой выполняется вид контроля знаний: входной, текущий или итоговый. В преподавательской практике речь идет в основном о двух видах: текущий (промежуточный) и итоговый контроль. Вид контроля определяет детализацию и свойства вопросов; последние могут выяснять у студента либо уровень знаний (вопросы по основным определениям, понятиям, терминам), либо уровень понимания (вопросы по структуре понятий, соотношению показателей, сравнению категорий), либо умение применять знания на практике (вопросы, предполагающие выполнение каких-либо расчетов). Естественно, соотношение между количеством вопросов разного вида у разных дисциплин разное. Выбор вида вопросов зависит от того, какие виды учебных занятий и какие иные формы контроля используются при изучении данной учебной дисциплины. Полноценный тест по учебной дисциплине должен содержать как вопросы по теории, так и вопросы по практике на решение задач. Такой комплексный тест может использоваться при оценке знаний по дисциплине в целом (итоговый контроль) и по отдельному модулю дисциплины (промежуточная аттестация). Особый случай – это тест для государственного экзамена на проверку остаточных знаний по комплексу профильных дисциплин. В каждой дисциплине есть особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение более сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. На устном экзамене при личном контакте со студентом преподаватель обязательно оценивает понимание студентом этих тем. При составлении теста преподаватель оценивает степень важности и объем изучаемого материала по каждой теме. Количество вопросов по каждой теме должно соответствовать (быть пропорционально) объему изучаемого материала, а также значимости материала темы. Далее назначают минимальное количество вопросов, которое необходимо для того, чтобы в достаточной степени выяснить усвоение каждой темы. Отметим общие требования, которым должен отвечать тест для того, чтобы обеспечивать адекватность оценки знаний.
    Во-первых, тест должен быть репрезентативным с точки зрения соответствия материалу, точнее рабочей программе изучаемой дисциплины. В тесте не должно быть вопросов, выходящих за рамки рабочей учебной программы.
    Во-вторых, тест должен быть уместным и полным, т.е. формулировки вопросов соответствовать содержанию дисциплины, и количество вопросов должно охватывать изучаемый предмет в данной дисциплине.
    В-третьих, тест должен быть сбалансированным. Это означает, что количество основных вопросов должно находиться в соответствии с количеством вспомогательных вопросов. Естественно, число вопросов по главным аспектам дисциплины должно быть преобладающим.
    В-четвертых, тест должен быть объективным, что заключается в неизбежности выбора правильного варианта ответа различными испытуемыми, а не только автором теста.
    В-пятых, тест должен быть специфичным. Это означает, что на вопросы, поставленные в тесте, мог ответить только тот, кто изучил материал данной дисциплины. Следовательно, в тесте не должно быть само собой разумеющихся вопросов, ответы на которые доступны любому человеку, не знающему данной дисциплины, но обладающему достаточной эрудицией.
    В-шестых, тест должен быть оперативным и лаконичным, что предусматривает возможность быстрого ответа на каждый отдельный вопрос. В связи с этим вопросы должны быть сформулированы коротко и просто и не должны включать редко используемые термины, конечно, если эти термины не являются понятиями, знания которых предусмотрены в учебной дисциплине.
    В-седьмых, тест должен быть однозначно воспринимаемым. Это требование относится как к формулировкам вопросов, так и формулировкам вариантов ответов. Выработка однозначных словесных формулировок – одна из труднейших задач при составлении теста. Наличие лишнего слова или пропуск какого-либо казалось бы мало значимого слова может в корне изменить смысл вопроса или ответа. Составителю теста целесообразно попробовать сформулировать один и тот же вопрос или ответ разными способами и потом остановиться на конечной формулировке.
    В-восьмых, тест должен быть экономичным по своему исполнению. Особенно важно это требование, если тест реализуется без компьютера. Тестовое задание не должно требовать большого расхода бумаги, подготовки и печатания индивидуальных заданий на каждого студента в крупном масштабе. Тест не должен требовать большой загрузки множительной техники. После составления теста необходимо его опытное опробование. Необходимо выяснить, насколько быстро и правильно воспринимают содержание вопросов и вариантов ответов студенты. По вопросам, которые вызывают споры у испытуемых, следует внести коррективы. Также в ходе опробования проверяют оперативность теста, т.е. определяют время, затраченное на ответы. Принято считать, что если время на один ответ по теоретическому вопросу превышает 30 сек., то содержание или редакция вопроса нуждается в изменении. Возможно, необходимо вопрос упростить. Вопросы практического характера, требующие выполнить расчеты, требуют больше времени. Однако вопрос практического характера не должен занимать более 1 мин. Сложность вопросов в тесте зависит от назначения теста. Вообще чем шире контроль, тем проще должны быть вопросы. При тестировании студентов по дисциплине на уровне экзамена или зачета вопросы должны быть узкими и сложными, а при тестировании на остаточные знания вопросы более широкие и менее сложные. Наиболее сложные вопросы рекомендуется помещать в середину теста, а их количество не должно превышать 40% общего количества вопросов. При тестировании по дисциплине или по модулю дисциплины вопросы целесообразно располагать в порядке рассматриваемых тем. Это облегчает ориентироваться студенту в учебном материале. Тесты строятся таким образом, чтобы на каждый задаваемый вопрос предлагался набор вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один правильный ответ. Иногда в тесте на вопрос предлагается выбрать не один, а несколько ответов. В этом случае обязательно должно быть пояснение. На наш взгляд, такое решение не удачное. Определеннее выбор при одном правильном ответе. Иногда в тестах используют дихотомические вопросы, требующие ответа «да» или «нет», а также вопросы, требующие определить правильную последовательность ответов (ранжирование) или вопросов, предлагающих найти ошибку в ответе. Мы полагаем, что в тесте должна быть выдержана единая форма для всех вопросов. Для многих дисциплин экономического профиля это вполне возможно. В этом случае студент быстро осваивает тест и отвечает на вопросы по существу, не отвлекаясь на то, чтобы понять логику построения теста по каждому конкретному вопросу. Для того, чтобы признать результаты теста положительными с тем или иным количеством баллов, необходимо назначить число правильных ответов из общего числа заданных вопросов. При этом надо иметь в виду, что какое-то число правильных ответов может быть выбрано случайно. Чем больше вариантов ответа на вопрос, тем меньше вероятность случайного правильного выбора. Например, если на вопрос предлагается всего два варианта ответов, то вероятность случайного верного выбора равна 50%, а при пяти вариантах – 20%. Число вопросов, ответы на которые могут быть случайно угаданы, определяется по формуле nсл = nв / nвар, где nв – общее число вопросов в тесте; nвар – число предлагаемых вариантов ответа на один вопрос. Однако опыт показывает, что предложить много вариантов ответа на один вопрос таким образом, чтобы варианты были максимально правдоподобны и похожи на правильный ответ, чрезвычайно трудно. Наш опыт подсказывает, что вполне достаточно предложить три варианта ответа на один вопрос, из которых один вариант верный, а два других варианта неверные, но похожие на верный. Если предлагается студенту 10 вопросов, по каждому вопросу – 3 варианта ответа, то число случайно угаданных вопросов равно 10/3 = 3. Затем задается необходимый для положительной оценки уровень знаний. Опыт показывает, что чаще всего достаточно около 60 - 70% правильных ответов. Применяют следующий расчет для определения минимального числа вопросов, на которые даны правильные ответы, с тем, чтобы проставить нижнюю удовлетворительную оценку: nmin = (nв – nсл)Кмз + nсл , где Кмз – коэффициент минимального уровня знаний, равен примерно 0,6 – 0,7. Например, студенту задано 10 вопросов, число случайно угаданных вопросов - 3. Чтобы получить оценку «удовлетворительно» или получить зачет, студент должен ответить правильно на (10 – 3)⋅0,6 + 3 = 7 вопросов. Если результат тестирования должен быть дифференцирован, то формируется шкала оценок от nmin до nв. Чаще всего нижнюю допустимую границу nmin преподаватель намечает самостоятельно опытным путем с учетом особенности, значимости и сложности читаемой дисциплины, уровня подготовленности контингента студентов, активности студентов на практических занятиях, посещаемости студентами занятий и других факторов. Конечно, значительным подспорьем в организации регулярного тестирования, быстроты получения результатов, минимальных затрат времени, четкой регламентации процедуры тестирования является применение компьютеров. Внедрение компьютерной техники в практику тестирования служит следующим прогрессивным шагом на пути развития практики контроля знаний. Искусство составления тестов заключается в умении кратко и точно сформулировать как вопросы, так и варианты ответов. Причем при составлении особенно простых вопросов используются срытые, незаметные «ловушки». Чтобы провести тестирование результативно и быстро, необходимо перед тестом испытуемых студентов обстоятельно проинструктировать. Всем испытуемым студентам следует сообщить: а) цель тестирования; б) количество вопросов в тесте и насколько вопросы соответствуют пройденным темам в дисциплине; в) количество вариантов ответа на каждый вопрос и порядок указания правильного ответа; г) время, отведенное на ответы; д) условия аттестации студента по результатам теста (шкала оценок в зависимости от числа правильных ответов); е) какими материалами может пользоваться студент во время теста. Опыт показывает, что тестирование служит эффективным инструментом контроля знаний студентов, дает объективное оценивание знаний; экономит учебное время и создает атмосферу деловой состязательности студентов.